Красота вне моды: как создается павловопосадский платок

5 августа 2025
Время чтения: 14 минут
Екатерина Рерберг/РИА Новости

Павловопосадские платки — настоящее искусство. Их производят уже более 170 лет на мануфактуре в Подмосковье. За каждым изделием стоят опыт мастеров, традиции и любовь к своему делу.

Помощник генерального директора по связям с общественностью ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» Евгений Обухов в интервью Объясняем.рф рассказал, как делают настоящие павловопосадские платки, в чем их особенность и почему они стали частью культурного кода России.

— Павловопосадские платки и шали сегодня знамениты на весь мир, без преувеличения, это один из символов России. А как зародилось это производство?

Первые письменные упоминания о нашей фабрике относятся к 1795 году. Конечно, называть это фабрикой в современном смысле громко — тогда это была небольшая ткацкая мастерская, где работало около десяти человек. Использовались ручные ткацкие станы, и производилась грубая, простая ткань. Тем не менее именно это и стало отправной точкой в истории предприятия. Владел мастерской крестьянин Иван Дмитриевич Лабзин.

Со временем, уже ближе к середине XIX века, его потомки вывели дело на новый уровень. Яков Иванович Лабзин, правнук основателя, женился на сестре купца Василия Ивановича Грязнова, и в 1855 году они основали торговый дом «Лабзин и Грязнов». Именно с этого времени изделия стали активно развиваться и приобретать тот художественный облик, который мы знаем сегодня. Оно стало одним из крупнейших центров по выпуску набивных платков.

Почему набивные? Потому что изначально рисунок набивался вручную с помощью резных деревянных шаблонов — их называли «манеры» и «цветки». Сначала обозначали контур, а затем вбивали цвет. Отсюда и пошло название — набивной платок.

Уже к концу XIX века павловопосадские платки начали получать награды на выставках. На предприятии появились штатные художники, которых тогда называли рисовальщиками. Так постепенно производство обрело статус художественного народного промысла.

— В чем состоят особенности вашего производства и как оно изменилось за 170 лет?

— Изменения были, но не радикальные. Прежде всего — в технологии.

Сегодня рисунок по-прежнему наносят способом набивки, но уже не досками, а через специальные трафареты, похожие на сетчатые шаблоны. От деревянных досок отказались еще в 1960-х, так как их требовалось вырезать и постоянно обновлять. Да и процент брака был высоким. Современные технологии позволили сделать процесс печати более точным, повысить качество изображения и расширить палитру красок.

Что касается самих платков, немного изменились размеры и форма кистей. Раньше, например, самые большие и дорогие шали достигали 170 см по стороне, кисти могли быть до 30 см длиной. Сегодня самыми крупными в нашем ассортименте являются шали из уплотненной шерсти размером 148 см.

Но при этом важные вещи остались неизменными: платок как был квадратным, так им и остался, а стилистика рисунка сохранилась.

Это связано с тем, что фабрика относится к предприятиям народных художественных промыслов (НХП), где сохранение традиции — основополагающий принцип. А суть любого промысла — в традиции. Без нее не будет и промысла. Это касается и гжели, и жостовских подносов, и хохломы. Именно приверженность традиции делает изделие не просто декоративным, а частью живого народного искусства.

А что такое традиция? Это особые стилистические приемы, техника, манера письма, своего рода художественная школа.

У нас на производстве есть своя художественная мастерская и институт наставничества. Потому что научиться рисовать павловопосадский платок невозможно ни в одном вузе. Студентам дают лишь общее представление — готовят художников-декораторов, обучают композиции, колористике, технике. Но, чтобы стать мастером народного художественного промысла, одного диплома недостаточно.

Даже выпускник профильного вуза не сможет сразу приступить к созданию платков. Ему нужно пройти путь от ученика: впитать традиции, освоить язык промысла — это занимает несколько лет. Только через личное наставничество, через школу мастеров передается то, что делает платок подлинно павловопосадским.

RIA_8117231.HR.jpg

Екатерина Рерберг/РИА Новости

— Как создают павловопосадский платок сегодня?

— Производство почти полностью локализовано. Основа большинства наших изделий — натуральная отборная шерсть мериноса. Из нее мы производим около 80% всей продукции. Шерстяная пряжа поступает в виде шпуль, которые разматываются на станках и наматываются на навой — огромную шпулю, равную ширине будущего платка.

С этого навоя на ткацком станке производят ткань, после чего она отправляется в отделочное производство, где ее отбеливают. Раньше это делали при помощи хлора, сейчас используют перекись водорода, так как это экологичнее. Отбеливание нужно потому, что натуральная шерсть имеет кремовый оттенок, а белый фон позволяет краскам выглядеть ярче.

Затем ткань попадает в печатный цех, где на специальных столах с помощью шаблонов, через так называемые каретки, наносится узор. За годы производства он практически не поменялся, стилистика остается единой: все оформлено в духе традиционного павловопосадского платка.

 Кабмин утвердил Концепцию сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния России до 2030 года Читайте по теме Кабмин утвердил Концепцию сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния России до 2030 года 10 февраля 2024

— Как удается сохранять традиции на современном производстве?

— У нас традиции идут прежде всего от рисунка. Это самое главное в павловопосадском платке — именно его художественный язык, его образ. И этот язык почти не изменился за последние 170–175 лет. С середины 1860-х годов платок выпускается именно в том виде, в каком вы его видите сегодня.

Если сравнить старинные купеческие платки, которые мы храним в нашем музее, с современными, различия будут минимальными. Разве что раньше больше любили крупные цветы, в то время как сейчас чаще используются более мелкие элементы. Также в старых платках цвета были контрастнее, а современные композиции чаще строятся на сближенных, мягких тонах.

Наши художники сохраняют традиции павловопосадского рисунка. Причем новым художникам приходится сложно, ведь уже существует около 2 тыс. шаблонов рисунков, их называют «кроками». А художнику нужно не только знать их, но и уметь создавать новые в той же стилистике. В этом заключается мастерство: с одной стороны, оставаться в рамках традиции, с другой — создавать что-то оригинальное и новое.

Хочу отметить, что красота — вне моды. Нам удалось практически восстановить несколько старинных платков, выпущенных еще в царское время. Мы сделали их аналоги, и они снова востребованы даже спустя 150 лет.

— Какие узоры или орнаменты можно назвать визитной карточкой предприятия?

— Во-первых, особый стиль композиции: цветы собираются в углах платка в виде букетов или так называемых медальонов. В рисунке есть четкая геометрия, техника, своя логика построения. Роспись же ведется «усиком», такой термин используют сами художники.

Когда, например, пытаются подделывать павловопосадские платки, становится сразу видно, что это не оригинал: рисунок хаотичный, «не держит» форму, нет той гармонии.

Роза — настоящая царица павловопосадского платка. Она изображается с тенями, полутенями и оттенками, что требует особой техники и навыков.

Любому новому художнику, пришедшему на фабрику, приходится пройти через долгое обучение, прежде чем он сможет создать свою собственную павловопосадскую розу. Причем у каждого мастера она немного своя — собственный стиль, почерк, подача. Но в любом случае она остается узнаваемой. Не случайно такая роза даже изображена на гербе городского округа Павловский Посад.

— Какие материалы используются для производства платков?

— Основные — натуральные шерсть, шелк и хлопок. Иногда используем лен, но в основном для сопутствующих изделий, таких как сумки, скатерти. Так сказать, для поддержки ассортимента.

Что касается красок, применяются в основном зарубежные кислотные и активные красители. Они менее стойкие, но зато более яркие. Это компромисс между долговечностью и красотой. Поэтому павловопосадские платки не рекомендуется стирать в машинке — только ручная стирка, лучше с детским мылом или специальным средством.

RIA_8117517.HR.jpg

Екатерина Рерберг/РИА Новости

— Кто сегодня создает рисунки для платков и занимается их производством?

— Сегодня рисунки для платков в основном создают женщины. Сейчас у нас, например, только один мужчина-художник.

А вот в дореволюционные времена, наоборот, художниками — тогда их называли рисовальщиками — чаще были мужчины. Возможно, это объясняется тем, что в крестьянских и мещанских семьях женщин редко учили грамоте, они занимались домом, воспитывали детей. А мужчинам было проще получить навыки рисования и устроиться работать на фабрику.

В советский период ситуация начала меняться: на фабрику стали приходить женщины-художницы, и постепенно это стало нормой. Сегодня, если вы посмотрите в любую сферу, где создают рисунки, — будь то текстиль, иллюстрация, дизайн, — женщин подавляющее большинство.

Художники — основа мануфактуры. Все остальное производство, можно сказать, «обслуживает» их работу.

После того как художник создает рисунок, а делает он это вручную, на ватмане, обычной гуашью, подключаются колористы — специалисты, которые занимаются подбором текстильных красок. Это очень важная и тонкая работа, потому что краски для бумаги и краски для ткани — совершенно разные материалы. Задача колориста — добиться такого результата, чтобы готовый платок выглядел максимально близко к тому, что придумал художник. Чтобы цвет, тон, нюанс, передача света и тени — все сохранялось.

Они также создают разные цветовые версии одного и того же рисунка. Иногда бывает до десяти вариантов. Это делается для того, чтобы удовлетворить разные вкусы покупателей.

— Есть ли на производстве потомственные мастера?

— Да, такие мастера есть, но их стало намного меньше. В царские времена художников не обучали в учебных заведениях, многие были самоучками или перенимали навыки у наставников. Позже они передавали свои знания детям, и так возникали династии художников.

К примеру, у нас известна семья Постиговых, ее члены работали на фабрике с царских времен до советского периода. Все они были рисовальщиками. Также династии встречались среди других профессий: швеи, ткачи. Но сейчас такого уже нет.  

 Владимир Путин подписал закон о развитии креативных индустрий в РФ Читайте по теме Владимир Путин подписал закон о развитии креативных индустрий в РФ 09 августа 2024

— Сложно ли обучиться ремеслу создания платка? Сколько времени уходит на подготовку мастера?

— Обучиться сложно, потому что нужно быть «в традиции», то есть ты должен освоить особенности создания павловопосадского рисунка. По времени — это все индивидуально.

У молодых художников, только пришедших на производство, первый платок может появиться через полгода или даже год. Но у кого-то он может быть готов уже через три месяца. Это связано с тем, что у нас есть очень простые маленькие платочки, которые используются в быту. Например, женщины надевают их в огороде, чтобы защитить голову от солнца.

Понятно, что дорогую шаль размером 148×148 см молодой специалист за три месяца не нарисует, люди годами идут к такому, потому что это уже вершина мастерства.

Кстати, почему платки выполняются в форме квадрата? Как известно, их родиной является Персия, там их делали прямоугольными из-за того, что не было такой технологии, как набивка. Ткались они месяцами и годами, что делало процесс производства дорогим и трудоемким.

Когда же рисунок на платки стали наносить набивными досками, то они стали симметричными. У него в центре располагался индивидуальный рисунок, а по краям, в четырех углах, повторялись его элементы. При этом художники отрисовывали только четверть платка, так как остальные три четверти повторялись.

Добавлю, что квадратная форма платка была выбрана в том числе за технологическую практичность. Она требовала меньше форм для производства, что снижало затраты и упрощало процесс.

RIA_8117327.HR.jpg

Екатерина Рерберг/РИА Новости

— Как мануфактура адаптируется к современным трендам? Происходят ли коллаборации с дизайнерами и модными брендами?

— Мы, конечно, следим за модой. Например, в 30-х годах прошлого века были популярны леопардовые расцветки, потом мода на них вернулась в 1990-х. Мы сохраняем, но учитываем и современные вкусы. Поэтому постоянно обновляем палитру, чтобы наши платки оставались стильными и актуальными.

Это и есть способ адаптации — реагировать на тренды, не разрушая традиции. Помимо классических шалей мы выпускаем вспомогательный ассортимент: шарфики, маленькие платочки, банданы, сумочки, жилеты. Да, это не совсем «в каноне», но такие изделия позволяют фабрике быть ближе к современному покупателю.

Если в моде шелк, мы увеличиваем выпуск шелковых платков. Кстати, он тоже бывает разный: атлас, саржа, крепдешин — выбираем в зависимости от спроса. Но в любом случае используем только натуральные материалы.

Что касается сотрудничества с модными брендами, здесь все строго. Дизайнер не может просто так создать свой узор и назвать это павловопосадским платком. Это уже будет что-то другое. Народный художественный промысел живет по своим канонам.

Например, Вячеслав Зайцев передавал нам свои рисунки — он ведь был не только модельером, но и художником. Но ни один из этих эскизов мы так и не использовали, потому что они не соответствовали стилистике павловопосадского платка. Мы, конечно, отнеслись с уважением, но это не наше.

Студия Артемия Лебедева тоже делала для нас дизайн — не платков, а вспомогательного ассортимента: бандан, в том числе детских, с забавными рисунками — котиками, рыбками. Это хороший опыт, но он не касается непосредственно традиционного павловопосадского платка или шали.

Дело в том, что есть Федеральный закон «О народных художественных промыслах», в котором прописано, что именно считается изделием НХП. К этим критериям относят наличие школы, традиций, преемственности, канонов и стилистики. Мы обязаны этим стандартам соответствовать.

Павловопосадский платок — один из видов народного искусства, уходящий корнями в крестьянскую культуру. Оно совсем не хуже того, что мы называем произведениями высокого искусства. Наоборот, в таких промыслах рождаются настоящие шедевры.

Вспомните Палех — иконы, которые писались еще в царское время и пишутся до сих пор. Или Холуй, Мстера — все они хранят и продолжают традиции. Есть, например, Кубачи в Дагестане — их ювелирные изделия известны на весь мир.

Подчеркну, что не стоит воспринимать народные художественные промыслы как что-то примитивное или вторичное. Просто у них другой язык — народный. Это искусство идет из глубины народного подсознания, из его представлений о красоте, из древней мифологии.

Художник, воспитанный в европейской академической традиции, работает иначе — это совсем другое искусство. Это уже другой уровень художественной системы, другой подход, другая философия.

— Как мануфактура рассказывает о своей истории молодежи? Есть ли образовательные проекты, экскурсии, музеи?

— У нас на фабрике есть музей, и сейчас строим рядом новый — уже музейно-выставочный комплекс. Он будет гораздо интереснее и масштабнее: с обновленной экспозицией, большим пространством для экскурсий и мероприятий.

Некоторые из наших художников преподают в местной художественной школе. В основном это курсы по композиции, на которых они знакомят детей с рисунками платков, с основами павловопосадской стилистики. Иногда после окончания школы эти ребята приходят к нам работать. Не все задерживаются — это естественно, — но такие случаи есть.

Это, конечно, не полноценная собственная образовательная программа, но все же наша форма участия в воспитании будущих художников.

Об истории мануфактуры мы рассказываем молодежи в первую очередь через музей и экскурсии. Проводим много экскурсий, в том числе для школьников и студентов. Плюс нас активно упоминают в модных журналах.

Также налажено сотрудничество с художественными вузами и школами: к нам приезжают на практику. Мы рассказываем о традициях, процессе производства. Это своего рода и профориентация, и культурное и патриотическое воспитание.