В России завершается Год защитника Отечества. В честь 80-летия Победы по всей стране прошли памятные мероприятия в честь героев Великой Отечественной войны. Отдать дань уважения тем, кто сражался и пожертвовал своей жизнью ради будущего, — такой была цель поисковой экспедиции к месту падения советского боевого самолета в Ненецком автономном округе. Рассказываем, как она прошла, что удалось найти в тундре и почему это важно для сохранения памяти о героях, защищавших Родину.
Трагедия «Кочевника»
29 октября 1944 года гидросамолет PBN-1 «Номад» («Кочевник» в переводе с английского) Беломорской военной флотилии выполнял служебный перелет из Нарьян-Мара в Архангельск. Эти боевые машины, известные как «летающие лодки», поставлялись в Советский Союз из США.
Когда Красная армия перешла в стратегическое наступление против немецко-фашистских захватчиков, спрос на гидросамолеты резко возрос. Отечественная промышленность в тот момент не могла полностью закрыть эту потребность, поэтому СССР обратился за помощью к союзникам.
Самолеты типа «Номад» использовались для поиска немецких подводных лодок и плавающих мин, охраны конвоев, разведки льда и перевозки срочных грузов. Об этом Объясняем.рф рассказал историк, краевед и педагог Юрий Канев.
Полеты на Крайнем Севере часто проходили в сложных погодных условиях. В день трагедии мокрый снег и густой туман накрыли Тиманскую тундру, и гидросамолет обледенел.
Согласно данным исследователей и архивным материалам ВМФ России, командир самолета, вероятно, пытался совершить вынужденную посадку. На это, среди прочего, указывают выпущенные посадочные буи — элемент конструкции, применявшийся при подготовке к приземлению.
Однако место для посадки оказалось крайне неудачным: каменистая поверхность с крупными валунами. При жестком касании земли самолет ударился о валуны, получил серьезные повреждения и загорелся.
В результате катастрофы погибли почти все члены экипажа. В их числе:
-
Командир — лейтенант Иван Ветров, 1904 г. р. Совершил 60 боевых вылетов, награжден орденом Красного Знамени.
-
Второй пилот — сержант Владимир Дорофеев, 1921 г. р. Служил с 1940 года мотористом, боевых вылетов не имел.
-
Штурман — лейтенант Алексей Сорокин, 1913 г. р. Бывший летчик-истребитель, участвовал в боях на озере Хасан и в советско-финляндской войне. Награжден Грамотой Президиума Верховного Совета за шесть боевых вылетов. В августе 1944-го награжден орденом Красной Звезды за 44 вылета.
-
Второй штурман — младший лейтенант Николай Гапонов, 1921 г. р. Участник обороны Севастополя и Сталинграда, дважды был тяжело ранен. С июля 1944 года служил в ВВС Северного флота, совершил два боевых вылета.
-
Бортстрелок — сержант Николай Дубошин, 1917 г. р. Один из опытнейших стрелков Северного флота, совершил 183 вылета с общим налетом 527 часов 13 минут. Участвовал во многих опасных операциях, включая налеты на Киркенес и Вардэ. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
-
Стрелок — сержант Василий Мелехин, 1920 г. р. В составе различных экипажей совершил 219 боевых вылетов. Награжден медалью «За боевые заслуги» в 1944 году.
Единственным выжившим оказался техник — лейтенант Михаил Федорович Федоровых 1920 года рождения. Участник советско-финской войны, с 1940 года он служил на Крайнем Севере. В июне 1943 года его наградили медалью «За боевые заслуги».
Во время катастрофы он оказался в пилоне над фюзеляжем. Несмотря на контузию и ожоги, ему удалось выбраться из разрушенного самолета.
Без карты и ориентиров офицер 12 дней бродил по зимней тундре, преодолев около 180 км. В итоге сумел добраться до села Коткино, где местные жители оказали помощь. После спасения Федоровых прошел длительное лечение, а затем продолжил службу, но уже на Черноморском флоте.
Впоследствии он был награжден медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией», а 24 июня 1945 года стал участником первого Парада Победы, прошедшего в Москве на Красной площади.
В 1947 году Федоровых уволился в запас. Его дальнейшая судьба остается неизвестной: архивные данные о нем после этого периода найти не удалось.

«Крылья Победы»
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в Ненецком автономном округе решили увековечить память о экипаже «Номада». Краеведы нашли и опознали обломки самолета во время поисковой экспедиции в труднодоступном районе Тиманской тундры.
«Основная трудность — это транспортная составляющая. Место катастрофы находится в 200 км от Нарьян-Мара. Добраться туда можно только на вертолете. Требовалось забросить восемь человек и 600 кг грузов. Благодаря общим усилиям — губернатора НАО Ирины Гехт, департамента образования, культуры и спорта НАО, руководству нашего авиапредприятия удалось произвести успешную заброску экспедиции и ее возвращение обратно», — пояснил Юрий Канев.
В течение нескольких дней участники миссии обследовали свыше 1500 кв. м территории. В ходе раскопок поисковики обнаружили многочисленные фрагменты самолета, элементы вооружения, личные вещи и другие артефакты — всего около 100 кг находок. Они стали основой для музейной выставки.
Также им удалось идентифицировать останки погибших летчиков, после чего на месте катастрофы был установлен памятный знак с именами членов экипажа.
9 декабря, в День Героев Отечества, в Нарьян-Маре состоялась торжественно-траурная церемония. В ходе нее останки летчиков с воинскими почестями захоронили в братской могиле на Безымянном кладбище.
В последний путь авиаторов проводили не только горожане, но и родные погибших. Это сын, внук и правнук штурмана, лейтенанта Алексея Сорокина, а также внук и правнук командира экипажа Ивана Ветрова.
«Поиски родственников в течение многих лет проводил член нашей команды Сергей Козлов. Прибытие родственников летчиков Ветрова и Сорокина стало одним из самых важных в ходе проекта. Особенно волнующим оно было для сына лейтенанта Сорокина — Анатолия Алексеевича Близнина, который родился в Нарьян-Маре за месяц до гибели отца. В 1945 году мать переехала в Шенкурск, и 80 лет он на малой родине не был. Анатолий Алексеевич, несмотря на то, что ему уже 81 год, оказался бодрым человеком. Многие годы трудился в Северодвинске на строительстве атомных подводных лодок», — подчеркнул Юрий Канев.
Проект «Крылья Победы. Северный Тиман» призван сохранить память о подвиге советских солдат в годы Великой Отечественной войны. Инициативу поддерживает правительство Ненецкого автономного округа губернатора, региональные отделения Русского географического общества и «Поискового движения России», Нарьян-Марский авиаотряд и компания «Лукойл».
В 2026 году запланированы экспедиции на Тиманский кряж, где обнаружены два боевых самолета, включая двухмоторный фронтовой бомбардировщик СБ. Его пилотировал майор Иван Крестьянов, командир 16-го транспортного авиаотряда и один из самых опытных пилотов Беломорской флотилии. В этой катастрофе погибли его штурман Петухов, бортмеханик Карцев и стрелок-радист Скоков.
Как рассказал Юрий Канев, поисковики рассчитывают обнаружить боевой самолет, потерпевший крушение 14 сентября 1943 года.
«В силу неточных координат и труднодоступности места до сих пор, несмотря на поиски, этот самолет и захоронение экипажа найти не удалось. Но в настоящее время после работы в архиве ВМФ удалось найти схему места катастрофы и уточнить координаты», — заключил Юрий Канев.
Подробнее о подвиге летчиков можно узнать на странице Русского географического общества в Ненецком АО ВКонтакте — там же можно посмотреть документальный фильм «Кочевник. Последний полет».