Рабочий — класс: как в России растет престиж среднего образования

20 июня 2025
Время чтения: 9 минут
Максим Богодвид/РИА Новости

Престиж рабочих специальностей растет, и программа «Профессионалитет» постепенно становится брендом. Для повышения ее популярности требуется не только финансовая, но и информационная поддержка: ребята должны понимать, какой карьерный трек им предлагает колледж или техникум.

Каких результатов программа «Профессионалитет» уже достигла и как будет развиваться среднее образование, обсудили на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Модератором дискуссии выступил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Рассказываем, какие практики «Профессионалитета» наиболее успешны и как бизнес помогает государству их масштабировать.

Здоровая конкуренция

Корпорации и холдинги вкладывают деньги в оснащение студенческих лабораторий, строительство симуляторов производственных площадок, повышение квалификации преподавателей, разработку образовательных программ СПО, учитывающих потребности того или иного региона. Программа «Профессионалитет» стартовала в 2022 году, и с тех пор ее партнерами стали более 2 тыс. предприятий, ведущие корпорации и холдинги. Их инвестиции в модернизацию 370 колледжей превысили 6 млрд рублей.

Бизнесу такой формат выгоден. Растить квалифицированного специалиста под конкретные задачи предприятия оказалось дешевле, чем искать его где-то на стороне и потом переучивать.

Молодежи это тоже удобно: на старших курсах можно совмещать учебу с подработкой и быть уверенным, что после выпуска не останешься без работы. А при желании можно после колледжа поступить в вуз или выбрать смежную профессию, пройдя курсы переквалификации.

Сегодня 83% студентов системы СПО получают стипендии и иные меры материальной поддержки — это наивысший показатель среди стран БРИКС, отметил Сергей Кравцов. По данным социологов, 82,5% родителей абитуриентов СПО отмечают рост престижа среднего профессионального образования в последние годы. При этом 62,5% студентов колледжей учились на «отлично» и «хорошо» в школе. А конкурс на отдельные специальности в колледжах достигает 10 человек на место.

Регионы — в лидерах

Два года назад Президент Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме поручил разработать прогноз рынка труда и сформировать рейтинг вузов и колледжей.

«Данные задачи выполнены: Минтруд России подготовил соответствующий прогноз, согласно которому востребованность системы среднего профессионального образования достигает 70%. Это означает, что нам необходимо готовить квалифицированные рабочие кадры в соответствии с потребностями экономики», — подчеркнул глава Минпросвещения России.

Сергей Кравцов также напомнил, что в этом году система СПО отмечает 85-летний юбилей.

По оценке заместителя министра труда и социальной защиты РФ Дмитрия Платыгина, в пятилетней перспективе, с учетом замены на трудовом посту пенсионеров и появления новых рабочих мест, возникает потребность примерно в 11 млн работников. Из них 70% — как раз рабочие профессии и квалификации, связанные с обрабатывающей промышленностью, строительством, транспортом, логистикой и в целом — с решением задач импортозамещения.

Сегодняшняя структура выпуска не соответствует этому запросу. «Мы посмотрели на цифры выпуска 2024 года: чуть больше 50% выпускников с высшим образованием вышли на рынок труда, чуть меньше 50% — со средним профессиональным образованием», — пояснил Дмитрий Платыгин.

8711125.HR.jpg

Виталий Аньков/РИА

Маршрут построен

Еще 15 июня Минтруд опубликовал рейтинг образовательных организаций по востребованности выпускников, уровню их трудоустройств и заработной платы на рынке труда. В топ вышли региональные колледжи. Причем в самых востребованных областях — машиностроении, металлургии, радиоэлектронике — лидируют те, кто готовит кадры под конкретные потребности, обеспечивая и высокий уровень трудоустройства, и достойную зарплату.

Ключевая задача — информировать абитуриентов о перспективных направлениях на рынке труда, убежден Дмитрий Платыгин. Системную работу по профессиональной навигации важно начинать еще в школе.

Так, в 11 регионах страны реализуется пилотный проект по профориентации и маршрутизации обучающихся и выпускников, в котором приняли участие более 130 тыс. человек. По результатам оценки рисков нетрудоустройства, выявленного у 10% участников, начали адресную работу по их сопровождению, включая помощь в составлении резюме, подготовку к собеседованиям и поиск работодателей.

 Учатся думать руками: в чем секрет успеха программы «Профессионалитет» Читайте по теме Учатся думать руками: в чем секрет успеха программы «Профессионалитет» 06 июня 2024

Благодаря грамотной информационной кампании, организованной в поддержку проекта «Профессионалитет», у молодежи постепенно меняется отношение к колледжам.

«У нас до начала „Профессионалитета“ в 2021 году 41% респондентов считали, что в колледжи поступают только те, кто больше ничего не может, — рассказывает генеральный директор АНО „Национальные приоритеты“ София Малявина. — Сегодня 70% школьников после окончания 9-го класса планируют продолжить обучение в колледже».

Научим думать руками

Результаты недавних опросов ВЦИОМ и НАФИ свидетельствуют о том, что 82% учащихся считают рабочие квалификации востребованными на рынке труда, 92% полагают, что обучение в колледже помогает стать более самостоятельным, 81% видят возможность построить карьеру в рабочей профессии, 83% убеждены, что учеба в колледже позволяет подростку быстрее получить финансовую независимость по сравнению с вузом. Кроме того, 71% хотели бы работать по полученной специальности.

Росту популярности рабочих профессий среди молодежи способствует коммуникация с ними на одном языке. К примеру, сервис ЯПроф помогает выбрать колледж, фильтрует учебные заведения по специальности, региону и компаниям, которые сотрудничают с выпускниками. А отсылка на сервис встроена в динамичный видеосюжет, где выпускники «Профессионалитета» рассказывают о своих успехах и карьерных ожиданиях. Рефреном звучит слоган: «Мы научим думать своими руками!».

«Большая работа должна быть проведена с предприятиями, чтобы в каждой сфере показать свой карьерный трек, в том числе зарплатный, — убеждена София Малявина. — Для того, чтобы с самого начала и абитуриента, и семью ориентировать, кем же ребенок может быть в будущем».
В АНО «Национальные приоритеты» составили «карьерную карту» выпускника СПО. На примере технологий машиностроения показаны три вида треков:

  • Вертикальная карьера. В возрасте 15-20 лет — участие в чемпионате профессионального мастерства «Профессионалы» и отраслевом чемпионате AtomSkills (стипендия от 18 тыс. рублей при досрочном трудоустройстве). В 20-25 лет — специалист среднего звена со средней зарплатой в 71 тыс. рублей, в 25-27 лет — мастер (зарплата растет до 106 тыс. рублей), в 27-32 года — начальник участка (146 тыс. рублей), в 32-35 лет — заместитель начальника цеха (175 тыс. рублей), 35 лет и старше — начальник цеха (218 тыс. рублей).

  • Горизонтальная карьера. В 15-20 лет — студент-практикант, квалифицированный рабочий, стипендия от 18 тыс. рублей при досрочном трудоустройстве. В 20-25 лет — участие в отраслевом чемпионате AtomSkills и конкурсах «Золотые руки», зарплата в среднем достигает 71 тыс. рублей. В 25-27 лет — наставник и отраслевой эксперт с заработком 106 тыс. рублей.

  • Нелинейная карьера. В 15-20 лет — разработка программ для станков с ЧПУ, создание 3D-моделей, трехмерная печать (работа в качестве самозанятого), стипендия от 18 тыс. рублей при досрочном трудоустройстве. В 20-25 лет — смена специализации и переход на спецпроизводство со средней зарплатой в 71 тыс. рублей. В 25-27 лет — преподавание общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в ПОО, руководство курсовым и дипломным проектированием, участие в оценке демонстрационного экзамена, средняя зарплата — 106 тыс. рублей.

При этом на разных этапах молодой специалист получает меры поддержки от всех участников проекта:

  • от образовательной организации — повышенные стипендии и помощь в формировании портфолио;

  • от работодателей — наставничество, гибкую систему социальных выплат, льгот и бонусов, бесплатный проезд, оказание материальной помощи, к примеру, с жильем;

  • от региона — широкий спектр возможностей участия в общественной жизни (волонтерство, спортивные мероприятия, стажировки и конкурсы профессионального мастерства), доступ к базам отдыха, детским лагерям, оздоровительным центрам.

8366991.HR.jpg

Виталий Аньков/РИА

Индия становится ближе

Успешным примером реализации федерального проекта «Профессионалитет» поделились губернатор Севастополя Михаил Развожаев и губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин.

«Сегодня в крае уже шесть кластеров „Профессионалитета“, в том числе это авиа- и судостроение, железнодорожный транспорт, педагогика, сфера туризма и гостеприимство, — перечислил Дмитрий Демешин. — В следующем году мы откроем строительный кластер, потому что стройка идет везде благодаря механизмам семейной, дальневосточной ипотеки. И до 2030 года появятся еще четыре кластера по отраслям, по которым мы идем: горная промышленность, лесопромышленная отрасль, топливо-энергетический комплекс, дорожное строительство и транспорт».

 Татьяна Голикова: к 2026 году проект «Профессионалитет» охватит все регионы России Читайте по теме Татьяна Голикова: к 2026 году проект «Профессионалитет» охватит все регионы России 25 апреля 2024

В дискуссии также приняли участие руководитель фракции партии «Новые люди» в Государственной Думе Алексей Нечаев и представители бизнеса — сотрудники МКООО «Эн+ Холдинг», УК «Уральская сталь», АО «Сибирская горно-металлургическая компания», ОАО «Российские железные дороги», АНО «Корпоративная академия Росатома». Они поделились собственным видением дальнейшего развития проекта «Профессионалитет».

В частности, член правления РСПП, сопредседатель Партнерского совета Минпросвещения РФ и работодателей Андрей Комаров предложил экспортировать «Профессионалитет» в дружественные государства через стратегическое партнерство. Например, с Индией, которая обладает развитой системой подготовки специалистов, в том числе для других стран, и заинтересована в работе с Россией.

Еще одно предложение — адаптация системы СПО для профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения. «В условиях экономической нестабильности этот механизм позволит оперативно закрывать кадровую потребность в квалифицированных кадрах», — уверен Андрей Комаров.

В Объединенной компании «Русал», производящей алюминий, отметили, что после сокращения сроков образования СПО ребята выпускаются в несовершеннолетнем возрасте и не могут трудоустроиться на вредном производстве. Предложение — пересмотреть правила трудоустройства на вредном производстве и давать выпускникам отсрочку на год или на два от армии, чтобы они успели «закрепиться» в качестве молодых специалистов, а уже в 20 лет шли служить.

В свою очередь, генеральный директор АНО «Корпоративная академия Росатома» Юлия Ужакина предложила расширить программу «Земский учитель» на преподавателей СПО.

«Для нас „Профессионалитет“ — это гарантия того, что дети в малых городах имеют среднее профессиональное образование столичного уровня, — пояснила Юлия Ужакина. — Важно, чтобы ребенок был не просто научен, но образован, а это вопрос воспитания».

Все инициативы и предложения, которые обсуждали на сессии, проанализируют и учтут в дальнейшей работе, заверил министр просвещения Сергей Кравцов.