Взять под крыло: как в России развивают институт наставничества

22 мая 2025
Время чтения: 12 минут
Пелагия Тихонова/РИА Новости

Традиции наставничества в нашей стране передаются из поколения в поколение. Но само понятие «наставник» до недавних пор было размытым, поскольку в разных сферах используют разные методы: одно дело — учить молодежь уму-разуму на производстве, другое — шефствовать над первоклашками в школе, третье — работать с сиротами из детского дома. Теперь же подход будет единым: он нашел отражение в Концепции развития наставничества до 2030 года, подготовленной по поручению Президента РФ. Объясняем, как государство поддерживает развитие института наставничества и почему быть «старшим товарищем» — это почетно.

Кто такой наставник?

Наставник — это проводник, который закрывает два социокультурных разрыва, отмеченных в аналитическом докладе «Наставник как путевка в жизнь». Исследование подготовлено АНО «Национальные приоритеты» совместно с Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ).

  • Первый разрыв — между школой и жизнью, между колледжем и вузом и последующей профессиональной деятельностью.

  • Второй — между поколениями.

Например, кураторы старшего поколения, работающие с трудными подростками, тем самым ликвидируют разрыв поколений.

Авторы доклада приводят мнение директора Открытого университета «Сколково» Екатерины Морозовой: «Мы сейчас видим, что появилась большая прослойка людей, которые приходят в систему образования из других профессиональных сред: из инженерии, науки, исследовательского и предпринимательского секторов. Они в первую очередь встают в позицию наставника и помогают студенту или школьнику через проектную деятельность самоопределиться, будет ли он в дальнейшем профессиональным ученым, хочет ли он быть профессиональным инженером или предпочитает выбрать предпринимательскую стезю. Институт наставничества — это легализация новой профессиональной роли в системе образования».

Как становятся наставниками?

Молодая мама из Красноярска Мария Дмитриева работала в бьюти-сфере, а затем надолго ушла в декрет. Когда младшая дочь подросла, маму пригласили работать в детском саду, и она поняла, что в ее жизни есть место и для других детей.

RIA_8522726.HR-533.jpg

Антон Вергун/РИА Новости

«Я всегда хотела быть полезной, только не решалась на это. И просто в один момент поняла, что пора. Я стараюсь всем помогать, но хотелось что-то такое, масштабное», — говорит Мария. Она обратилась в Центр социально-психологической поддержки «Все свои!», прошла собеседование с психологом и ей подобрали подопечную — 14-летнюю Аню из красноярского детдома. Обе переживали в момент встречи и даже не подозревали тогда, насколько станут близки.

«Самое важное — просто быть рядом, — рассказывает Мария. — Мне хочется, чтобы Аня знала, что в любой момент может обратиться ко мне, и я приму любую ее ситуацию. И если надо что-то решить — решим, если просто выслушать — всегда выслушаю. Важно, чтобы подросток знал, что у него есть рядом человек, который вне системы».

Откуда появились наставники?

Наставничество — это исторически присущее России явление. Еще в 1813 году, согласно постановлению Министерства просвещения, в учебных заведениях появилась должность наставника. В его обязанности входило наблюдать за учениками и поправлять совершаемые ими ошибки. Причем не ошибки в предметных областях, а в поведении, культуре, воспитании, приличии и вкусах, то есть речь шла о социализации и воспитании. Позже в Российской империи было официально введено звание «заслуженный наставник».

В советский период наставничество активно внедряли в производственно-экономический процесс, потому что стране нужны были кадры — как можно больше и как можно быстрее. И наставничество стало одним из решений проблемы ускоренной подготовки недостающих специалистов. Но официальный статус оно потеряло: опытных работников, берущих шефство над новичками, на производстве поощряли «негласно» — лишними днями отпуска, премиями, грамотами. Здесь интерес руководства предприятия был прозрачен: растим работника — получаем качественную продукцию. В прочих областях поощрений могло и не быть.

«Для меня ярким примером наставничества стал наш дворник, — вспоминает исполнительный директор Всероссийского общественного движения наставников детей и молодежи „Наставники России“ Андрей Самотоин. — Он учил нас затачивать коньки, делать скворечники, заливать лед, и вокруг него всегда крутились пацаны. Таким же примером наставничества у нас была учитель истории, к которой мы приходили после уроков, потому что она много чего рассказывала об истории страны. Плюс она сформировала поисковый отряд, который занимался изучением боевого пути партизанского отряда Смоленской области. Или тренер, который не просто выполняет свою профессиональную обязанность, но и вкладывает силы в формирование личности спортсмена. Нельзя заставить быть наставником по разнарядке».

Чем наставник отличается от коуча?

Само понятие «наставник» оказалось размытым после вхождения в моду таких иностранных терминов, как ментор, тьютор и коуч.

«Есть отличие, — поясняет Андрей Самотоин. — Коуч работает исключительно за деньги и не отвечает на вопросы, он задает вопросы вам. Тьюторство декларативно, оно направлено на выстраивание дорожной карты: „Я тьютор, я считаю, что для вашего развития, для того чтобы прийти в точку Б, которую мы с вами определили, надо сделать следующие шаги, и мне абсолютно не важно, нравится ли вам это“. Менторинг — своеобразная форма социального патронажа: я вроде бы отвечаю на ваши вопросы, но с формулировкой „делай, как я сказал“. А наставничество — это принцип „делай, как я“».

Наставник — это пример, он рассказывает про собственный опыт преодоления проблемных ситуаций, не стесняется говорить о своих недостатках и сопровождает своего подопечного, чтобы тот не делал ошибок в выборе дальнейшего пути.

В последние годы востребованность наставников растет, но без оформленного института для таких кадров фигура подобного учителя продолжает оставаться как бы факультативной, необязательной и не очень понятной. Поэтому статус наставника необходимо вывести в правовое поле, закрепив его права, обязанности, меры поощрения и критерии оценки его трудов.

Как развивается наставничество в России?

После послания Президента России Федеральному Собранию в 2018 году наставничество начало развиваться в самых разных сферах — воспитании и социализации, школьном и вузовском образовании, профессиональном образовании, на производстве.

«Темой плотно заинтересовались семь лет назад, когда на ВДНХ провели первый форум „Я наставник“ и утвердили знак отличия „За наставничество“: это единственная государственная награда, которая вручается лучшим наставникам страны, — отмечает Андрей Самотоин. — Было предложено подумать над негласным аудитом в сфере воспитательной работы, чтобы фильтровать провайдеров информации, которая побуждает молодежь к действию. Так появились мы».

По словам Андрея Самотоина, основную роль в создании «Наставников России» сыграли ветераны боевых действий, правоохранительных органов, спецслужб. Сегодня у движения 73 региональных отделения и порядка 5 тыс. наставников. Это люди старше 25 лет, имеющие определенный жизненный опыт, образование, профессиональные навыки и компетенции, которые интересны детям и молодежи. Костяк составляют преподаватели в сфере дополнительного образования, тренеры, руководители, инструкторы и педагоги военно-патриотических клубов.

RIA_8887715.HR-528.jpg

Илья Наймушин/РИА Новости

Чтобы разработать законодательную базу для института наставничества, предстояло закрепить понятийный аппарат.

«Наставник на производстве — это мастер, который блоху на лету подкует, — отмечает Андрей Самотоин. — В системе образования — это учитель, который отдает свое сердце детям, вникает в их проблемы. Наставник для подростка, состоящего на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, — это авторитет, который сможет социализировать ребенка, показать ему альтернативное русло. Три разные истории. Но как их обобщить?»

Многие ответы подсказал 2023 год, объявленный в России Годом педагога и наставника. Состоялась презентация платформы наставник.рф, созданной на базе экосистемы ДОБРО.РФ. На платформе создан реестр организаций, которые будут обрабатывать входящие заявки от потенциальных наставников. Каждую анкету автоматически распределят и отправят операторам соответствующего направления, затем информация о наставнике будет добавлена в единый каталог на платформе.

Работа продолжилась: в 2024 году для сбора лучших практик и выявления лучших наставников провели Всероссийский конкурс «Наставничество». В его отборочном этапе приняли участие свыше 20 тыс. человек, по итогам определили 100 победителей, а их наставнические практики опубликовали на платформе наставник.рф.

1 апреля 2025 года Президент РФ подписал указ об учреждении 2 марта Дня наставника, приуроченного к дню рождения известного педагога и наставника К. Д. Ушинского.

В итоге была разработана Концепция развития наставничества до 2030 года. В ней наставничество определяется «как социально-педагогическая технология сопровождения личностного и профессионального развития человека, формирования у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Концепция наставничества: цели, задачи и реализация

Концепция развития — это рамочный документ, фундамент, на основе которого будут разработаны подзаконные акты, четко регламентирующие требования к профессиональному стандарту, методическим материалам, способам поощрения наставников, проведению конкурсов, продвижению лучших практик и развитию экосистемы наставничества в целом.

«Как подчеркивал глава государства, нужно создать все условия, чтобы люди разного возраста могли добиваться высот в науке, технологиях, на производстве, а от совместных достижений наставников и их учеников в конечном счете и зависит и судьба нашей Родины», — заявил премьер-министр Михаил Мишустин.

К наставничеству планируется привлекать ветеранов труда и участников боевых действий, представителей традиционных для России религиозных организаций. По мнению главы Правительства, институт наставничества должен внедряться не только в образовательных учреждениях всех уровней, но и на предприятиях, где собственники и руководители заинтересованы в молодых кадрах, хотят их удержать и мотивировать, чтобы они добились профессиональных успехов.

 Не только стаж: за что присваивают звание «‎Ветеран труда» Читайте по теме Не только стаж: за что присваивают звание «‎Ветеран труда» 24 октября 2023

Наставничество дополнит работу, начатую федеральным проектом «Профессионалитет» и передовыми инженерными школами, где к процессу обучения привлечены ведущие компании, а студенты решают практические задачи.

«Такой подход доказал свою эффективность в самых разных направлениях — от рабочих специальностей и инженерного дела до науки и искусства, — отметил Михаил Мишустин. — Рассчитываю, что концепция в целом поможет повысить престиж наших педагогов и наставников».

Уже сейчас предприятия, где есть наставники, показывают снижение текучки до 20%.

Наставничество в подготовке профессиональных кадров — особый вид педагогической деятельности, подтверждает вице-президент РАО Виктор Басюк. «Это не только обучение профессии как таковое, но и включенное сопровождение молодого человека в освоение профессии, применении профессиональных навыков и умений, а также формировании духовности и нравственности в важный возрастной период — юношества», — убежден наш собеседник.

К примеру, опыт внедрения наставничества в школах Ульяновской области показывает, что 100% молодых учителей остаются в школах именно благодаря наставникам, которые убеждают их в том, что профессия выбрана верно.
 Учатся думать руками: в чем секрет успеха программы «Профессионалитет» Читайте по теме Учатся думать руками: в чем секрет успеха программы «Профессионалитет» 06 июня 2024


Каковы меры господдержки наставников в сфере образования?

«В сфере образования реализуется разнообразная система материального и нематериального стимулирования наставнической деятельности, — отмечает Виктор Басюк. — Согласно Трудовому кодексу, осуществляется доплата за наставничество, во многих образовательных организациях существуют стимулирующие выплаты в системе оплаты труда за осуществление функций наставничества. Существуют ведомственные награды Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ за наставническую деятельность».

Так, в Российской академии образования учрежден нагрудный знак «Наставник в науке», им награждают тех, кто внес значительный вклад в подготовку молодых ученых. В отрасли проводится существенное количество мероприятий, способствующих популяризации этой деятельности и формированию отношения педагогов к данной деятельности.

Как мотивировать наставников?

С вознаграждением наставников-производственников закон уже определился. Если опытный специалист готов помогать новичку адаптироваться на рабочем месте, с ним заключают дополнительное соглашение. Закон о доплатах за наставничество на работе вступил в силу с 1 марта 2025 года — в Трудовом кодексе появилась статья 351.8 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда».

«На таких крупных предприятиях, как, например, СИБУР или Новолипецкий металлургический комбинат, преобладает материальное поощрение наставников, — говорит Андрей Самотоин. — В коллективе даже конкуренция возникает за то, чтобы стать наставником. И это люди действительно авторитетные, молодежь у них учится с удовольствием».

Трудовой кодекс един для всех. «В сфере образования уже разрабатываются и начинают реализовываться подзаконные правовые акты во исполнение данного нововведения», — говорит вице-президент РАО Виктор Басюк.

RIA_8366969.HR-529.jpg

Виталий Аньков/РИА Новости

Насколько затратно данное направление по времени, сколько часов требуется в неделю, учитывая, что взаимодействие наставника и наставляемого проходит в режиме внеурочной или внерабочей деятельности? Для ответа на этот вопрос очень важно очертить границы взаимодействия, полагает глава комитета по наставничеству Федерации профессиональных коучей и наставников Мария Курдина.

«В Концепции обозначаются задачи наставника, и мы понимаем, что они не ограничиваются исключительно развитием компетенций, связанных с рабочей или учебной деятельностью, также здесь велико значение воспитательной функции — трансляция духовно-нравственных ценностей тоже часть работы», — отмечает собеседница портала.

По оценке эксперта, на наставляемого требуется порядка двух часов в неделю. Эта нагрузка включает в себя одну встречу «один на один», на которой наставник и наставляемый непосредственно обсуждают задачи, и примерно час, распределенный на неделю, где наставник тратит время, чтобы ответить на вопросы, которые возникают у его подопечного.

В целом «трудозатраты» наставника зависят от выбранного формата взаимодействия. «Если это формат, в котором наставляемый следует тенью за наставником, то здесь сложнее оцифровать, сколько по времени наставник отвлекается на возникающие вопросы, — добавляет Мария Курдина. — Но, опять же, наставник может и должен очерчивать границы взаимодействия».

Зачем нужен профстандарт наставника?

Очередным кирпичиком в здании института наставничества станет утверждение единого профстандарта наставника. Это сформирует правовую основу для оформления трудовых отношений с наставниками. Организациям будет проще подбирать наставников, разрабатывать программы их подготовки и повышения квалификации, оценивать качество работы и оплачивать труд по соответствующей статье бюджета.

Профстандарт позволит, с одной стороны, упростить и сделать более понятными корпоративные требования крупных компаний, привести их к единому знаменателю, а с другой — дать компаниям готовые шаблоны, упростить работу, а самим наставникам — прояснить их зону ответственности и причитающиеся бонусы. Студентам, школьникам и их родителям профстандарт подскажет, на какую поддержку со стороны предприятий они могут рассчитывать, например, в ходе производственной практики.

С появлением профстандарта появится и единый стандарт обучения/сертификации/подготовки наставников. «Я сторонник обучения в процессе работы, поэтому скажу, что подготовка наставника длится всю жизнь, — говорит Мария Курдина. — Но чтобы начать работать, достаточно обладать экспертными знаниями, которые будут непосредственно передаваться. А также понимать, как определить цель и желаемый результат взаимодействия, создать договоренности, определить программу наставничества. Это — база, необходимая для старта работы, и она подбирается в течение месяца».

Этапы реализации Концепции наставничества

В Концепции развития перечислен ряд мероприятий, в которых задействованы Минпросвещения и Минобрнауки России, Ассоциация волонтерских центров, платформа «Добро.рф», Росмолодежь, Движение первых, Российское общество «Знание», «Наставники России», АНО «Россия — страна возможностей», Центр знаний «Машук» и многие другие структуры.

В частности, до 1 декабря 2025 года ожидаются:

  • разработка и размещение на сервисе наставник.рф онлайн-курсов по различным направлениям;
  • реализация программы «Значимый взрослый» в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и несовершеннолетних правонарушителей, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа;
  • развитие лучших региональных практик наставничества, размещенных на цифровой платформе региональных практик устойчивого развития «Смартека»;
  • образовательные программы для родителей, связанных с современными технологиями наставничества;
  • проведение ежегодного Всероссийского конкурса «Наставничество»;
  • организация и проведение Международной Премии #МЫВМЕСТЕ в номинации «Наставник года»;
  • проведение Фестиваля наставников студенческих отрядов и трудовых отрядов подростков «Труд Крут»;
  • разработка и издание методических и научно-популярных материалов, направленных на развитие наставничества;
  • разработка и утверждение образовательной программы для военнослужащих, желающих стать наставниками для детей и молодежи, и публикация ее на цифровой платформе наставник.рф.;
  • поддержка проектов, направленных на развитие практик наставничества ветеранов СВО над детьми и молодежью, в том числе над детьми из социально уязвимых категорий граждан

В 2026 году планируется создать реестр наставников, привлекаемых для индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, а также принять на региональном и муниципальном уровнях правовые акты, определяющие меры поддержки наставничества.