На базе отечественных разработок: как в России создают сеть высокоскоростных магистралей

25 декабря 2025
Время чтения: 10 минут

В стране прокладывается первая линия высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. По ней будут курсировать российские поезда нового поколения, рассчитанные на скорость до 400 км/ч. Магистраль строится по нацпроекту «Эффективная транспортная система». Рассказываем, какие возможности откроет ВСМ для пассажиров и экономики страны.

Новая отрасль страны

Главная отличительная особенность магистрали — большой технологический рывок и полностью обновленная инфраструктура: специальные пути, системы управления движением, вокзалы, инженерные сети. Все это делается на базе российских разработок — от конструкции пути до первого отечественного высокоскоростного поезда. Страна своими силами создает новые скорости, новый комфорт для пассажиров, новые инженерные решения и цифровые платформы.

По сути, формируется новая отрасль, которой в современной России еще не было. По масштабу и значению этот шаг можно сравнить с запуском первого искусственного спутника Земли — это наглядное подтверждение технологического суверенитета в условиях внешнего давления и санкций.

От проекта к строительству

Идея соединить Москву и Санкт-Петербург высокоскоростной железнодорожной линией появилась еще в советское время. В разные годы проект пересматривали и дорабатывали, но в последние годы эта задумка получила реальное развитие.

В апреле 2019 года Президент России Владимир Путин дал поручение начать проектирование новой высокоскоростной линии. В 2021-м маршрут внесли в официальную Схему территориального планирования страны, именно это стало началом подготовительных работ.

В феврале 2024 года глава государства дал старт проекту первой линии ВСМ Москва — Санкт-Петербург. В апреле РЖД подписали контракт с «Уральскими локомотивами» на изготовление двух поездов для магистрали.

Осенью началось строительство 129-километрового тестового участка от Зеленограда до Твери, который станет полигоном для испытаний нового отечественного высокоскоростного поезда.

В Тверской области сейчас возводят один из крупнейших мостов — длиной более 8 км, — пересекающий реку Шошу. На других участках продолжаются вынос инженерных сетей, подготовка земельных участков и проектирование сложных инженерных решений. Сегодня на стройке задействовано около 14 тыс. человек и 5 тыс. единиц техники.

Одновременно со строительными работами развернуто производство ключевых элементов инфраструктуры и подвижного состава. В частности, ведется сварка кузова первого российского высокоскоростного поезда из экструдированного алюминия, а также строительство заводов по выпуску безбалластных рельсовых плит и железобетонных свай.

Протяженность будущей трассы составит почти 700 км. На маршруте будет 14 пассажирских остановок, в том числе в Валдае, Твери и Великом Новгороде. В Московском регионе остановки ВСМ предусмотрены рядом с Ленинградским вокзалом, станциями метро Рижская, Петровско-Разумовская и в Зеленограде (Крюково). В Санкт-Петербурге поезда будут приходить в новый терминал на Лиговском проспекте.

Как подчеркивал Президент Владимир Путин, это проект не только транспортный, но и стратегический: «Высокоскоростная магистраль даст мощный импульс развитию целой группы отраслей экономики и укрепит технологический суверенитет России». Протяженность будущей трассы составит почти 700 км.

1 (1).jpg Инфоцентр ВСМ

Сетевое развитие

В перспективе протяженность национальной сети ВСМ должна превысить 4,5 тыс. км. Россия была одной из первых стран, где начали разрабатывать скоростные поезда, и строительство высокоскоростной магистрали — это продолжение тех традиций и развитие того, что было заложено несколько десятилетий назад.

Согласно утвержденной Президентом РФ стратегии, будет построено еще несколько высокоскоростных магистралей: в восточном и южном направлениях, а также международная магистраль до Минска. Первую линию ВСМ Москва — Санкт-Петербург запустят в 2028 году.

«Для нашей промышленности — это технологический прорыв и, следовательно, технологическая независимость, технологический суверенитет. Потому что есть задача, которую поставил Президент страны: поезд и полотно должны быть из российских материалов, комплектующих и оборудования», — отметил зампред Правительства РФ Виталий Савельев.
Линия ВСМ Москва — Санкт-Петербург станет первым элементом будущей национальной сети скоростных магистралей и основой нового транспортного каркаса страны. Маршрут между двумя столицами пройдет через Московскую, Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую области. Эти регионы входят в Центральный и Северо-Западный транспортные узлы, где проживает более 40 млн человек, то есть около 30% населения России. За последние десятилетия ни один инфраструктурный проект не охватывал столь значительную часть населения.

 В России к 2045 году построят свыше 4,5 тыс. км высокоскоростных магистралей Читайте по теме В России к 2045 году построят свыше 4,5 тыс. км высокоскоростных магистралей 02 июля 2025

Как сообщал премьер-министр РФ Михаил Мишустин, все организационные вопросы строительства ВСМ решены — от источников финансирования до распределения полномочий между участниками проекта. По словам главы Правительства, реализация проекта заметно повлияет и на экономику, и на социальную сферу, откроет новые возможности для туризма и станет стимулом развития регионов, через которые проходит линия ВСМ.

Первый отечественный высокоскоростной поезд

Специально для первой линии ВСМ Москва — Санкт-Петербург разрабатывается отечественный электропоезд. За производство отвечает завод «Уральские локомотивы».

Поезд рассчитан на перевозку до 460 пассажиров. Его характеристики соответствуют современным технологиям: скорость до 400 км/ч, тяговый привод мощностью 10 МВт, обтекаемая форма корпуса, облегченная алюминиевая конструкция. Предусмотрены четыре класса обслуживания, современная система посадки, включая биометрию, и продвинутая система управления движением с перспективой перехода к беспилотному режиму.

Как подчеркивает министр транспорта РФ Андрей Никитин, ни одна страна мира раньше не строила высокоскоростную магистраль на территории с такой разницей среднегодовых температур: «Это вызов, которого еще не было. Мы должны точно понимать, что, несмотря на то, что в мире проекты ВСМ развиваются в разных местах, так далеко на север, в таких климатических условиях никто никогда не строил. Этот проект в полной мере отвечает понятию „технологический суверенитет“. Он создается на базе наших инженерных разработок, и мы его, безусловно, реализуем».

В РЖД ожидают, что первые два опытных образца поезда отправятся на испытания в 2027 году, а получение сертификата планируется весной 2028-го. За производство отвечает завод «Уральские локомотивы».

1 (2).jpg Инфоцентр ВСМ

Инфраструктура нового поколения

Для высокоскоростного поезда недостаточно обычных железнодорожных путей. Здесь иные требования к инфраструктуре: к устойчивости, точности укладки и безопасности.

Российские инженеры компании «Нацпроектстрой» разработали безбалластную рельсовую плиту НДП 4.0 с ресурсом службы более 50 лет и точностью установки до 0,5 мм. На нее уже получен патент. Для каждой плиты формируется электронный паспорт, при производстве используют морозостойкие материалы с рабочим диапазоном температур от −50 до 50 °C.

«На ВСМ поезда будут ездить не по железобетонным шпалам и балласту, а по железобетонным плитам — безбалластному верхнему строению пути, — объясняет генеральный директор ГК „Нацпроектстрой“ Алексей Крапивин. — Конструкция состоит из нескольких слоев бетона: верхнего — это высокопрочные плиты заводского изготовления, среднего, состоящего из безусадочного бетона, который до сегодняшнего дня не применялся в российском транспортном строительстве, и нижнего — из привычного бетона с армированием стальной арматурой. Такая конструкция будет укладываться и на земляном полотне, и на мостах. Сегодня с гордостью можно сказать, что безбалластная плита для российской колеи 1520 мм, соответствующая всем международным требованиям, — это полностью российская разработка, которая будет локализована на территории нашей страны».

Специально для ВСМ создан и новый тип рельсов, разработанный ЕВРАЗом совместно с РЖД. Всего для первой линии ВСМ Москва — Санкт-Петербург запланирован выпуск 161 тыс. тонн рельсов. С августа по ноябрь из них было поставлено уже свыше 28 тыс. тонн — почти пятая часть общего объема.

Около 30% трассы придется на искусственные сооружения — всего планируется возвести 239 мостов и эстакад общей длиной около 180 км. Для их строительства будут использовать специальные балки весом до 700 т. Такие конструкции невозможно перевозить по существующим автодорогам, поэтому производство размещают прямо вдоль линии ВСМ, создавая отдельные площадки.


На маршруте встречаются слабые и болотистые грунты. Для их укрепления планируется забить более 1 млн свай общей длиной около 12 тыс. км. Это позволит обеспечить устойчивость пути и мостовых сооружений на всем протяжении магистрали. Специально для ВСМ создан новый тип рельсов.

B39A7736 (1).jpg Инфоцентр ВСМ

ВСМ для людей

Магистраль даст пассажирам возможность выбора: вместо перелета или длительной поездки на пассажирском поезде можно будет быстро добраться до нужного города на высокоскоростном поезде.

По словам вице-премьера Виталия Савельева, запуск первой линии ВСМ Москва — Санкт-Петербург выведет Россию в число лидеров по созданию высокоскоростного транспорта.

Как уточняет глава Минтранса Андрей Никитин, новая железнодорожная магистраль изменит представление о транспортной системе страны: «Мы говорим о новой скорости, новой связности и новой экономике регионов. Уже на первом этапе создается транспортный каркас, который не только объединит крупнейшие города, но и сформирует базу для долгосрочного роста и технологического развития. Это будет одна связанная экосистема, где каждый узел рассчитан под наши условия. По сути, мы сейчас создаем собственный российский стандарт высокоскоростных магистралей, который не зависит от зарубежных технологий и станет основой для развития сети ВСМ в России».

Экономический эффект от проекта будет значительным: только на этапе строительства магистрали созданы десятки тысяч рабочих мест. В проект вовлечены около 150 предприятий по всей стране: от производителей металла и бетона до высокотехнологичных машиностроительных компаний. ВСМ становится школой для нового поколения российских инженеров и строителей, получающих уникальные знания и опыт. Только на этапе строительства магистрали созданы десятки тысяч рабочих мест.

B39A7563 (1).jpg Инфоцентр ВСМ

Запуск ВСМ разгрузит существующую железнодорожную сеть и позволит увеличить объем перевозимых грузов в 18 регионах примерно на 30 млн тонн в год. Грузы будут идти не по длинным обходным маршрутам, а напрямую и, значит, быстрее.

Генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров подчеркивает: «После реализации проекта мы получим дополнительные возможности перевозки не только пассажиров, но и грузов. 30 млн тонн — огромная цифра. А в рамках реализации поставленной Президентом Российской Федерации задачи — это более 100 млн тонн. По каждому из направлений мы сможем создать удобные варианты и для пассажиров, и для перевозки грузов. То есть выиграют все, в том числе грузоотправители».

 До конца 2028 года по ВСМ будут курсировать 28 высокоскоростных электропоездов Читайте по теме До конца 2028 года по ВСМ будут курсировать 28 высокоскоростных электропоездов 15 октября 2025

Экологический эффект тоже важен: выбросы вредных веществ у высокоскоростных электропоездов в 10 раз меньше, чем у самолетов, и в 6 раз ниже, чем у автомобилей.

Беспилотные технологии

Проект высокоскоростной магистрали становится полигоном для внедрения новых цифровых решений. На одном из участков ВСМ Москва — Санкт-Петербург компания «Нацпроектстрой» совместно с ГЛОНАСС ввела в эксплуатацию первый в России полностью автономный дорожный каток.

Для этой машины создана отечественная система высокоточного автовождения. Оператор вводит задание через планшет: количество проходов, ширину перекрытия, параметры участка. Каток самостоятельно прокладывает траекторию, контролирует скорость и направление, выполняет работу с сантиметровой точностью. Безопасность обеспечивают сенсоры, радары, лидары и камеры, которые анализируют обстановку вокруг машины и распознают объекты.

Автоматизация ускоряет выполнение работ, снижает нагрузку на оператора, уменьшает количество лишних проездов и расход топлива, снижает риск ошибок. В перспективе система позволит одному оператору управлять сразу несколькими единицами техники и создавать автономные связки самосвал — грейдер — каток, где весь цикл укладки полотна выполняет умная техника.

Комментируя новацию, генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич подчеркнул: «Мы внедряем полностью российское решение, независимое от иностранных. Технологический суверенитет даст устойчивый эффект для развития всей отрасли».


Подписывайтесь на наш канал в MAX

Читайте также

Сам себе бухгалтер: что такое налог на профессиональный доход

Инвестиция в здоровье: зачем покупать полис ДМС и как его выбрать

Экспедиция памяти: как в Ненецком АО восстановили историю гибели самолета «Номад»

С портфелем не рождаются: как выбрать бесплатные курсы по инвестированию

Без статуса «белой вороны»: как помочь ребенку освоиться в новой школе

«Мы не стояли на месте — мы шли вперед»: Владимир Путин подвел итоги 2025 года

Территория технологий: как «Урок цифры» стал финалистом Национальной премии «Наш вклад»

Сам себе не навреди: как принимать витамины с пользой для здоровья