Педагогический прорыв: какие цели стоят перед Стратегией развития образования

19 августа 2025
Время чтения: 11 минут
Александр Кондратюк/РИА Новости

В России готовят масштабную программу обновления сферы образования. Ее цель — повысить качество обучения, укрепить школы и вузы. До 2036 года планируют усовершенствовать учебные программы и внедрить современные методики и технологии в образовательный процесс. Объясняем, какие изменения ждут систему образования в ближайшие годы.

Форум разрешения ключевых вопросов

19 августа в Национальном центре «Россия» состоялся первый в XXI веке Всероссийский педагогический съезд. В нем приняли участие свыше 1,3 тыс. педагогов и работников сферы образования, а также представители органов власти. Старт мероприятию дал помощник Президента России Андрей Фурсенко. Он зачитал приветствие Владимира Путина участникам съезда.

Глава государства подчеркнул, что на форуме собрались преподаватели, ученые, наставники, представители власти и общественных организаций со всей России для обсуждения приоритетных задач развития национальной системы образования. По его мнению, такой авторитетный состав участников идеально соответствует главной цели встречи. Ведь именно образование, его доступность и качество — ключевые факторы долгосрочного успеха России.

«Важно, что отечественная педагогика всегда, во все времена отличалась многогранным, разносторонним подходом, поэтому в наших совместных планах на перспективу нужно обязательно учитывать лучшие традиции дореволюционной, советской и уже современной российской школы. Опираясь на этот прочный фундамент, предстоит решать ключевые вопросы — от обновления содержания учебных программ до подготовки квалифицированных педагогов. И конечно, во всех регионах нужно обеспечить сопоставимый, достойный уровень оплаты и условий труда учителей и преподавателей, окружить их заслуженным вниманием», — заметил глава государства.

 От печника до аниматора: как проект «Профессионалитет» помогает освоить редкие профессии Читайте по теме От печника до аниматора: как проект «Профессионалитет» помогает освоить редкие профессии 13 августа 2025

Президент также обратил внимание на важность открытого диалога и обмена лучшими практиками в ходе Всероссийского педагогического съезда.

«Рассчитываю, что в ходе открытых дискуссий и круглых столов вы сможете обменяться своими идеями и наработками, основанными на лучших практиках, на опыте регионов, больших и малых городов, сельских территорий. И вместе, сообща нам удастся выстроить передовую, творческую, развивающуюся, в полном смысле „живую“ систему образования, нацеленную на реализацию потенциала каждого человека, на решение ключевых задач развития страны», — подчеркнул Владимир Путин.

Образовательная стратегия

Одной из главных тем Всероссийского педагогического съезда стала Стратегия развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. Этот документ разрабатывается по поручению Президента РФ и направлен на долгосрочную модернизацию образовательного процесса. Его утверждение ожидается в 2025 году.

Как отметил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, для подготовки Стратегии развернут масштабный процесс. В частности, для создания документа создано 15 рабочих групп, в которых было задействовано почти 1,1 тыс. экспертов, педагогов, представителей работодателей и родительской среды.

В общей сложности уже проведено свыше 430 экспертных встреч и разработано более 3,3 тыс. инициатив. Свыше 500 тыс. замечаний получено от авторизованных пользователей портала «Госуслуги» в рамках опроса «Будущее образования в России».

«В результате мы получим не просто документ, а действительно народную стратегию. Работа шла в формате открытого диалога с профессиональным сообществом. Были учтены запросы всех участников образовательного процесса», — добавил вице-премьер.

 Большая перемена: что изменится в школах с нового учебного года Читайте по теме Большая перемена: что изменится в школах с нового учебного года 01 июля 2025

Также был сформирован большой пул мероприятий по решению ключевых социальных и экономических вызовов, которые стоят перед Россией и обновленной системой образования. Среди них:

  • сохранение цивилизационной уникальности страны;

  • обеспечение технологического лидерства и устойчивой динамичной экономики;

  • сохранение социальной справедливости и равного доступа к качественному образованию;

  • демографический переход;

  • трансформация миропорядка и формирование многополярного мира;

  • стремительное распространение цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта.

«Сейчас стартует очень важный, финальный этап обсуждения Стратегии. В августе на педсоветах к дискуссии подключится буквально вся страна. На форуме классных руководителей подведем итоги. Работа над этим документом продолжится до конца года, в том числе над мероприятиями по его реализации», — заключил Дмитрий Чернышенко.
photo_2025-08-19 20.41.24.jpg

Правительство РФ

Суверенное развитие

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов подчеркнул, что стратегия нужна для того, чтобы страна не повторяла ошибок 1990-х, «когда образование посчитали некой услугой, когда посчитали, что профессия учителя может фактически не оплачиваться, можно не ремонтировать школы, можно иметь 54 учебника по истории и 100 учебников по математике».

«Суверенная система образования — вот ключевая задача стратегии, где четко закрепляется единство образовательного процесса, программ, системы воспитания. То, что ключевую роль играет учитель, педагог, и никакие информационные технологии не заменят учителя, не заменят педагога, это четко прописано в стратегии», — добавил он.

Также Кравцов озвучил ключевые задачи, которые предстоит решить в рамках Стратегии развития образования. Среди них:

  • укрепление воспитательной работы в школах, включая привлечение участников и ветеранов специальной военной операции;

  • разработка инструментов для обновления содержания образования, технологий и методов обучения, которые обеспечат фундаментальность, гибкость и адаптивность программ, опираясь на современные научные достижения и запросы общества и рынка труда;

  • профессиональное развитие педагогов, повышение их квалификации и качества преподавания, а также создание эффективных механизмов обмена опытом и лучшими практиками;

  • снижение бюрократической нагрузки на педагогов и улучшение условий оплаты труда и социальной поддержки;

  • развитие инфраструктуры и поддержка семей участников СВО;

  • интеграция новых регионов в систему образования — речь идет о Луганской и Донецкой народных республиках, Запорожской и Херсонской областях.

«Стратегия развития образования — это не просто документ о развитии отрасли. Это комплексная программа, которая позволит эволюционным путем создать условия для воспитания и обучения патриотов России, профессионалов, которые, опираясь на традиции, формируют будущее, обеспечивая мировое лидерство нашей страны в технологиях и идеях», — заключил министр.

По международным стандартам

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков убежден, что успех реализации Стратегии в первую очередь зависит от того, насколько она будет соответствовать ожиданиям и запросам тех, кто работает и получает знания в отечественной системе образования.

«Важнейшее место в стратегии занимает развитие высшего образования. Для успешной карьеры и для самореализации человеку должно быть достаточно высшего образования, получаемого за один цикл», — заявил он.

Глава Минобрнауки также отметил, что в рамках Стратегии предусмотрено:

  • продвижение российского высшего образования и науки за рубежом;

  • повышение привлекательности программ для иностранных студентов;

  • расширение сотрудничества с вузами дружественных и нейтральных для России стран;

  • развитие русского языка как мирового языка общения и научных исследований.

Он напомнил, что отечественное высшее образование всегда признавалось за рубежом как качественное и доступное. Сегодня в российских вузах обучается 395 тыс. иностранных студентов. Президентом РФ поставлена задача увеличить их число до не менее 500 тыс. человек к 2030 году.

 От заявления до заселения: как студенту получить место в общежитии Читайте по теме От заявления до заселения: как студенту получить место в общежитии 13 августа 2025

«Поэтому роль новой модели высшего образования — в том числе поднять заинтересованность талантливых иностранцев к обучению в российских университетах. Но при этом не снижать, а повышать планку требований к абитуриентам, в том числе во владении русским языком, и вместе с этим давать им образование на лучшем мировом уровне. Поэтому мы соотносим новую модель с международными стандартами и подходами в сфере высшего образования и находим понимание наших зарубежных коллег», — заявил глава Минобрнауки.

 
photo_2025-08-19 20.45.29.jpg

Правительство РФ

Система образования

На Всероссийском педагогическом съезде было отмечено, что в стране насчитывается более 18 млн школьников и 1,4 млн учителей, а в вузах учатся почти 5 млн студентов, которых обучают свыше 220 тыс. преподавателей.

Школа остается вторым по значимости институтом после семьи в формировании патриотических чувств у молодежи, подчеркнул Дмитрий Чернышенко.

Вице-премьер также озвучил данные, полученные в ходе подготовки Стратегии развития образования:

  • индекс гордости за страну с 2021 по 2024 год вырос в 2,6 раза;

  • за три года количество школьников, желающих уехать за границу, сократилось на 16% — с 23 до 7%;

  • 97% россиян уверены, что у молодежи есть все возможности для самореализации в стране.

В свою очередь, Сергей Кравцов отметил, что благодаря национальным проектам и поддержке Президента РФ в систему образования вернулась централизованная система управления, созданы и внедрены единые образовательные программы, синхронизированные с итоговой аттестацией.

Кроме того, воспитание вновь стало неотъемлемой частью образовательного процесса, недели в школах начинаются с поднятия государственного флага и исполнения гимна России, во всех школах страны раз в неделю проводятся занятия «Разговоры о важном» и «Россия — мои горизонты».

«За счет внимания ко всем предметам, включая новые основы безопасности и защиты Родины, труд, обеспечивается широкий кругозор школьников», — подчеркнул он.

 Прошлое без разночтений: как будут изучать историю в школах с 1 сентября Читайте по теме Прошлое без разночтений: как будут изучать историю в школах с 1 сентября 23 июля 2025

По словам министра, благодаря подобным решениям за последние шесть лет удалось достичь значимых результатов. Россия вошла в десятку ведущих стран по качеству общего образования, а согласно последним результатам, российские школьники уже занимают второе место в мире по количеству золотых медалей на международных олимпиадах.

«Участие в предметных олимпиадах перестало быть чем-то элитарным. В 2025 году во Всероссийской олимпиаде школьников участвовало уже 8 млн учеников. Это на 2 млн больше, чем, например, в 2019 году», — заметил глава Минпросвещения.

Лучше, чем в СССР

На Всероссийском педагогическом съезде также подвели промежуточные итоги приемной кампании 2025 года. Валерий Фальков объявил, что в этом году выделено 441 988 бюджетных мест, на них уже зачислены более 435 тыс. абитуриентов. Таким образом, в вузах занято 98,5% бюджетных мест по итогам основного приема.

«Лидерами популярности в этом году остались специальности инженерно-технического профиля, педагогического и медицинского», — подчеркнул министр науки и высшего образования РФ.

Также объявлен дополнительный набор на оставшиеся бюджетные места. Их количество, по его словам, сократилось почти в три раза по сравнению с 2024 годом.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов также обратил внимание на то, что педагогические специальности заняли второе место по выбору среди абитуриентов. Он заметил, что таких показателей не было даже в Советском Союзе.

В целом же практически 31% старшеклассников выбрали естественно-научный или математический профиль обучения, тогда как в 2019 году этот показатель составлял 19%.