Начиная с 2020 года реализуется программа «Земский учитель», цель которой — наполнить вакантные места в сельских школах, повыситьсоциальный статус сельских учителей и создать дополнительные стимулы для их привлечения в систему образования.
Программа предполагает равномерное постепенное заполнение вакансий в сельских школах субъектов Российской Федерации с учетом ежегодно выделяемых бюджетных средств. Всего в 2020–2024 годах предусмотрено более 5,8 млрд рублей на обеспечение 6319 вакансий
(в том числе более 1,4 млрд рублей на обеспечение 854 в ДФО), включая 1123 в этом году.
Благодаря программе для работы в сельские школы уже переехали 2967 учителей (включая 360 в ДФО), что составило 99,9% от общего количества квот на 2020-2021 года (в ДФО, соответственно, 99,72%).
К программе «Земский учитель» продолжает расти высочайший интерес, так в прошлом году на объявленные 1167 вакансий было подано более 19 тыс. заявок, что составляет в среднем по России 16 человек на место и сопоставимо с 2020 годом (17 человек на место на объявленные 1803 вакансии).
Практика студентов, которые учатся и работают в школахПрезидент Российской Федерации Владимир Путин 8 июня 2020 года подписал федеральный закон, который даёт возможность студентам старших курсов, учащимся по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», преподавать в школах, если они успешно прошли промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения. Соответствующие поправки внесены в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Кроме того, согласно закону, по окончании двух курсов успешно прошедшие аттестацию студенты смогут вести занятия по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим их специальностям и направлениям подготовки.
Это отличная возможность, она открывает дорогу студентам к практическим занятиям, помогает им войти в профессию в наиболее комфортном режиме и в конечном счёте позволит привлекать всё больше и больше талантливой молодёжи в педагогическую среду.
Ранняя профориентация школьников и создание психолого-педагогических классов в школах
Минпросвещения России уделяет большое внимание подготовке будущих педагогических кадров.
Для усиления и укрепления взаимодействия педагогических вузов со школами в 2020 году было принято решение о создании профильных психолого-педагогических классов и разработке программ взаимодействия школ и педагогических вузов.
Так, будет создано 5 тысяч профильных психолого-педагогических классов на базе школ (к 2024 году). По итогам года создано и функционирует более 1600 психолого-педагогических классов.
Профильные классы будут решать задачу профориентации учащихся при непосредственном участии преподавателей педагогических вузов.
Открытие таких классов позволит привлечь в педагогические вузы еще больше молодых и мотивированных выпускников, которые сделают выбор в пользу профессии педагога осознанно, на основе полученных знаний и опыта во время учебы в педклассе.
Оснащение педагогический вузов
Выступая с Посланием Федеральному Собранию, Президент России Владимир Путин поручил Правительству направить до 2023 года 10 млрд рублей на ремонт и техническое оснащение педагогических вузов.
Всего таких вузов в России — 33. В каждом из них создаются межфакультетские технопарки универсальных педагогических компетенций. Это современные, технологически насыщенные образовательные пространства.
Главные задачи функционирования таких центров — это развитие междисциплинарных проектов, организация исследовательской работы, формирование функциональной грамотности.
Минпросвещения России сформировало программу с рабочим названием «Президентский проект «Учитель будущего поколения России», в рамках которой пройдёт модернизация педагогических вузов не только с точки зрения условий, но и с точки зрения программ подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
Конкурсная поддержкаОдним из действенных механизмов поддержки и повышения престижа педагогического труда является развитие конкурсного движения. Самый массовый и популярный среди педагогов конкурс индивидуального мастерства «Учитель года России» по поручению Президента выходит на новый уровень узнаваемости, обретая свои шоу-программы, включая бывших и нынешних участников, лауреатов и победителей в популярные передачи. Это не просто конкурс, а более чем 30-летний бренд эталона соревнований в профессиональной педагогической среде, и важно сделать его достоянием всей общественности, сделать так, чтобы его знали и обсуждали не только учителя, но и родители, дети.
Вместе с тем палитра соревнований, которые поддерживаются на федеральном уровне (при непосредственном участии Министерства) достаточно широкая. Это более десяти соревнований, среди которых:
- Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
- Всероссийский конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»
- Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог года» для педагогических работников специальных учебно-воспитательных учреждений
- Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»
- Всероссийский конкурс «Учитель года России»
- Всероссийский конкурс «Директор года России»
- Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года России»Всероссийский
- Профессиональный конкурс «Флагманы образования»
- Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России»
- Всероссийский конкурс «Педагогический дебют»