Код успеха: фонд поддержки молодежи приглашает на курсы программирования

11 октября 2024
Время чтения: 10 минут
Фонд поддержки талантливой молодежи «Будущие лидеры»

В 2024 году самым популярным направлением для абитуриентов вузов и колледжей стали информационные технологии. Согласно опросу сервиса по поиску работы SuperJob, их выбрала четверть выпускников.

Специалисты связывают интерес к профессии не только с востребованностью таких специалистов на рынке труда, а еще и с тем, что готовить будущих программистов начинают еще со школы. Причем доступны такие курсы не только ученикам в мегаполисах. Специально для подростков из сел и деревень, а также ребят, кто остался без попечения родителей, фонд поддержки талантливой молодежи «Будущие лидеры» запустил бесплатную образовательную ИТ-программу.

Многие выпускники без труда поступают в престижные учебные заведения страны и сразу после школы стажируются в крупнейших ИТ-компаниях.

Объясняем, как именно ребят учат разговаривать с компьютером на одном языке, кто может стать участником курсов и что ждет тех, кто успешно проходит обучение.

Многолетний опыт

Фонд «Будущие лидеры» с 2015 года разрабатывает проекты дополнительного образования, наставничества для школьников и студентов. Одна из таких инициатив — ‎профориентационный проект «Пазл» для ребят от 14 до 17 лет, оставшихся без попечения родителей. Участники проекта знакомятся с актуальными и перспективными профессиями, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 5–10 лет.

У школьников и студентов колледжей и техникумов есть возможность бесплатно освоить необходимые навыки, применить их на практике и получить первый опыт работы. И это еще не все. В 2020 году для фонд запустил трек «‎Пазл-программирование»‎ — благотворительные ИТ-курсы для воспитанников детских домов.

А год спустя, в 2021-м, фонд представил еще одну программу «‎‎Код»‎. Ее разработали специально для ребят из населенных пунктов, где живет менее 100 тыс. человек.‎ За время существования этих двух программ к ним присоединилось более 1,1 тыс. подростков со всей страны.

Uxmifu2KVts (1).jpgФонд поддержки талантливой молодежи «Будущие лидеры»

Пути развития

Участники обоих проектов могут выбрать одно из трех направлений: фронтенд (frontend) или бэкенд-разработка (backend) либо UX/UI-дизайн. В первых двух вариантах речь идет об обучении именно программированию.

Фронтенд и бэкенд — это два направления в разработке сайтов и приложений. Фронтенд отвечает за ту часть, с которой вы взаимодействуете: кнопки, формы, тексты и другие элементы на экране. Эти разработчики создают визуальную и функциональную часть интерфейса, чтобы им было удобно пользоваться.

Бэкенд — это внутренняя часть системы, невидимая для пользователей. Эти программисты работают над тем, чтобы данные, которые вы вводите или видите, хранились и обрабатывались на удаленных серверах. Например, когда вы отправляете сообщение, оно обрабатывается через бэкенд, чтобы дойти до адресата.

UX/UI дизайнеры, в отличие от программистов, не пишут код, а создают удобные и красивые интерфейсы. Они продумывают, как расположить элементы на экране, чтобы было просто и понятно пользоваться приложением или сайтом.

И для программистов, и для UX/UI-дизайнеров курсы «‎Пазл»‎ и «‎Код»‎‎ рассчитаны на четыре учебных года. Программа первого курса — общая для всех. Разделение на специальности начинается со второго года обучения.

Курсы стартуют осенью и длятся до конца апреля. Во время летних каникул проводят отдельные короткие акселераторы или интенсивы. В этот раз, к примеру, в течение пяти дней школьников знакомили с нейросетями и учили их разрабатывать игры.

Все обучение проходит онлайн. Школьники делятся на небольшие группы по 8 человек. Если есть вопросы, их всегда можно задать своему куратору. Вебинары, которые уже прошли, доступны в записи, так что их можно пересмотреть в удобное время, даже если пришлось пропустить урок. После каждого урока ученикам задают домашнее задание для закрепления материала.

«‎У нас есть методический отдел, который занимается разработкой образовательных программ, — рассказывает руководитель социального направления фонда «Будущие лидеры» Маргарита Федорова. — Многие из наших преподавателей являются действующими разработчиками, поэтому во время обучения они могут делиться опытом из своей практики».

YFPCHCH4tAI.jpgФонд поддержки талантливой молодежи «Будущие лидеры»

Освоить специальность и найти работу

На разовые лекции к студентам «‎Кода» и «‎Пазла» приглашают ‎‎спикеров из ИТ-компаний. Действующие разработчики делятся опытом и рассказывают о своем карьерном пути.

«‎Дети любят задавать им вопросы разного плана: и чем именно они занимаются, и сколько зарабатывают. Обычно после таких встреч ребята очень вовлекаются в обучение и хотят работать во всех этих организациях», — рассказывает ‎Маргарита Федорова.

ИТ-сфера постоянно развивается, и в конце каждого года учебная программа актуализируется и адаптируется к новым требованиям. При этом команда «‎Пазла»‎ и‎ «‎Кода»‎ тесно сотрудничает со специалистами из компаний-партнеров, чтобы учебный материал содержал только самую актуальную информацию. Это позволит будущим программистам уверенно чувствовать себя на рынке труда.

«‎Обучение нацелено на то, чтобы ребята могли претендовать на младшие позиции junior-разработчиков, — подчеркивает Маргарита Федорова. — Все наши участники еще учатся, поэтому пока у них есть определенные сложности с полноценным трудоустройством. Но есть компании, которые готовы брать их на разного рода стажировки и предложить долгосрочное сотрудничество. Наша задача — объединить компании с юными талантами».

Так, например, сейчас некоторые студенты «‎Пазла» и «‎Кода» проходят стажировки в команде онлайн-кинотеатра Kion, созданного специалистами МТС, в Фонде обязательного медицинского страхования. Также стажировка идет в стартапе «‎Морзе технологии»‎, который разрабатывает для бизнеса IT-решения на основе искусственного интеллекта.

Среди других партнеров фонда «‎Будущие лидеры» по этим проектам — ‎«‎‎Сбер»‎, VK, крупнейший отечественный разработчик и поставщик в сфере автоматизации проектной и производственной деятельности «‎Аскон».‎ И фонд «‎Будущие лидеры» старается постоянно увеличивать число организаций, готовых к сотрудничеству.‎

‎В этом году выпускники курсов фонда «‎Будущие лидеры» поступили в колледжи и университеты на IT-специальности в Москву, Санкт-Петербург, Казань и другие крупные города страны. Некоторые из них стали студентами Московского политеха, Высшей школы экономики, МАИ, СПбГУ.

FkXFgqqqxEg.jpgФонд поддержки талантливой молодежи «Будущие лидеры»

Награда для самых активных

Каждый учебный год в мае завершают очным мероприятием в Санкт-Петербурге‎, на которое приглашают лучших студентов. В течение семи дней они участвуют в образовательной и культурной программе, организованной при поддержке компаний-партнеров.

«У них есть неделя на то, чтобы разработать свой проект по выданному техзаданию, — рассказывает ‎руководитель социального направления фонда «Будущие лидеры». — Они придумывают решение под конкретную задачу от компании либо, как в этом году, выполняют задание от нашего методического отдела. В конце недели на хакатоне‎ ребята представляют свои труды партнерам, команде проекта, другим участникам. Победители получают призы. Некоторые именно так во время презентации знакомятся с потенциальными работодателями. Эксперты могут кого-то заметить во время защиты и предложить сотрудничество»‎.

Авторы проекта-победителя дорабатывают его вместе с экспертами до такого уровня, чтобы сервис заработал в полную силу и его можно было использовать по назначению.

По словам руководителя социального направления фонда «Будущие лидеры» Маргариты Федоровой, даже для тех, кто не стал победителем, поездка все равно становится ярким и запоминающимся событием.

«Сама неделя точно приносит бурю эмоций. Обычно это самый насыщенный момент года, возможность всем наконец-то увидеться в одном месте, а не только через экран, — объясняет представительница фонда. — Ребята ездят на экскурсии по достопримечательностям: приехать в Петербург и не посмотреть «Эрмитаж», наверное, было бы упущением. Также мы показываем им вузы, офисы ИТ-компаний, проводим лекции».‎

Пара кликов до обучения

Чтобы присоединиться к курсу от «‎Будущих лидеров»‎‎, нужно отправить заявку через сайт «‎Пазла» или «‎Кода»‎ либо связаться с организаторами через сообщество в ВКонтакте‎‎: «‎Пазл-Программирование»‎ и «‎КОД».‎

За детей, которые остались без попечения родителей, заявку на курс «‎Пазл»‎‎ подают представители детского дома. Школьники из небольших населенных пунктов могут зарегистрироваться на «‎Код»‎ самостоятельно или с помощью родителей. ‎

Перед зачислением студентов на первый курс организаторы проводят так называемый мотивационный отбор. Ребят приглашают на серию вебинаров, по итогам которых им дают задание. Выполнить его нужно за две недели. Те, кто успешно с ним справится, становятся учениками основной образовательной программы.

Набор на курс «‎Пазл-программирование‎» в этом году уже завершен. А вот заявки на программу «‎Кода»‎ принимают до 23:59 по московскому времени 16 октября.

Признание от государства

В этом году проект «Пазл-программирование‎» позволил‎ фонду «Будущие лидеры‎»‎ стать финалистом Национальной премии «‎Наш вклад». Это первая в России награда, которая отмечает роль бизнеса и НКО в достижении целей и задач нацпроектов. Суммарно в этот раз на конкурс поступило свыше 630 заявок от более чем 300 компаний и НКО со всей России. Из них в финал вышли 509 проектов 219 организаций.

В экспертный совет премии входят члены правительства, лидеры ведущих деловых объединений, руководители общественных организаций и представители научного сообщества. Лучших определят в семи номинациях: «Госкорпорации и госкомпании», «Крупный бизнес. Сетевой», «Крупный бизнес. Регион», «Средний бизнес», «Малый бизнес», «НКО», а также в ежегодной тематической номинации. Так, в 2024 году организаторы премии отметили компании, реализующие социальные проекты, направленные на поддержку семьи. Всем финалистам присваивается статус «Партнер национальных проектов России».

«‎Премия — это большое достижение, которое очень вдохновляет. Приятно осознавать, что наш труд оценили на таком высоком уровне. Для команды это точно толчок вперед, к развитию, — делится Маргарита Федорова. — А статус партнера национальных проектов помогает подсветить значимость нашей инициативы. Он повышает уровень доверия, когда мы распространяем информацию в разные учреждения, и влияет на отклик тех, с кем мы общаемся. Иногда мы выходим с детьми на связь напрямую, но часто сперва есть промежуточное звено в виде взрослых. Чтобы эти люди предложили ребенку участвовать в проекте, они сами должны понимать ценность обучения у нас».‎

С другими финалистами премии разных лет можно познакомиться на сайте нашвклад.рф.