Первые слова малыша — долгожданное событие для всей семьи. Но иногда радость сопровождается беспокойством: а достаточно ли хорошо говорит ребенок для своего возраста? Вопрос о том, в каком возрасте нужен логопед, волнует многих родителей. Одни предпочитают подождать, другие — действовать без промедления. Объясняем, как понять, что ребенка действительно пора показать специалисту.
Этапы формирования речи: на что ориентироваться родителям
Процесс освоения языка индивидуален, но существуют четкие критерии, основанные на нормах речевого развития. Знакомство с ними поможет понять, есть ли повод для консультации у логопеда.
Ключевые вехи в развитии детской речи
Специалисты предлагают ориентироваться на таблицу этапов развития речи:
Возраст |
Основные навыки и умения ребенка |
1-2 года |
Адекватно реагирует на обращенную речь, узнает и показывает знакомые объекты. Активный лексикон насчитывает от 10 до 50 единиц (например, «мама», «дай», «би-би»). Ближе к двум годам начинает комбинировать слова в простейшие фразы («папа, дай»). |
2-3 года |
Наблюдается взрывной рост словаря (до 1000 слов). Малыш формулирует простые предложения, осваивает использование падежей и чисел. К трем годам высказывания становятся понятными для окружающих, хотя допустимы фонетические и грамматические погрешности. |
3-4 года |
В общении использует сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции. Звуки [с], [з], [ц] могут еще артикулироваться нечетко. Дошкольник активно задает вопросы, способен пересказать короткую сказку. |
4-5 лет |
Грамматические ошибки носят эпизодический характер. Осваиваются шипящие звуки ([ш], [ж], [ч], [щ]). Речь становится чистой и разборчивой; ребенок может описать изображение или рассказать о недавнем событии. |
5-7 лет |
К старшему дошкольному возрасту обычно стабилизируется произношение всех звуков, включая сонорные [л] и [р]. Дети свободно оперируют связной речью, составляют рассказы по серии картинок и логично излагают собственные мысли. |
Незначительные расхождения с нормативами — не причина для паники. Но если вы замечаете отставание по нескольким параметрам одновременно, это веский довод в пользу логопедического обследования.
Специфические признаки по возрастам: от лепета до связной речи
Каждый этап взросления характеризуется своими особенностями и, соответственно, своими поводами для беспокойства.
-
2-3 года: первые слова и фразы
Тревожный сигнал — полное отсутствие слов или их крайне скудный набор при общении жестами и мычанием. Если ребенок не говорит в 3 года простыми фразами («дай сок», «хочу гулять»), это указание на необходимость обратиться к логопеду.
-
3-4 года: становление звуков и грамматики
Речь может быть далека от идеала, но ее должны понимать не только родные. Поводом для визита к специалисту служит крайне бедный словарь, постоянная перестановка слогов, неспособность строить простые предложения. В этом возрасте часто выявляются нарушения фонематического слуха (невозможность различить на слух оппозиционные звуки, к примеру, [к]-[т]).
-
4-5 лет: чистота звуков и сложные предложения
К пяти годам обычно исчезает смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка»), большинство детей уверенно осваивают шипящие. Если неправильное произношение звуков ([ш], [ж], [ч], [щ], [л]) сохраняется, а в речи много грубых грамматических ошибок («пять карандашов», «светлая солнышко») — это свидетельствует о дислалии или общем недоразвитии речи (ОНР). Проблемы со звуком [р] в этом возрасте уже требуют пристального внимания.
-
5-7 лет: подготовка к школьному обучению
Это последний рубеж для постановки самых сложных звуков, прежде всего [р] и [л']. Их отсутствие после 5,5 года — четкое показание для занятий. К школе речь должна быть полностью сформированной: грамотной, чистой, связной. Стойкие ошибки, скудный лексикон, неумение пересказать — факторы риска возникновения проблем с письмом и чтением (дисграфия и дислексия).
Само пройдет: ждать или действовать
Многие родители придерживаются мнения «само пройдет»: подождем до 5 лет, и звуки [р], [л] встанут. В каких ситуациях это оправданно, а в каких — нет?
«Если ребенок физиологично проходит стадии становления этих звуков, то можно не беспокоиться, во всех остальных случаях лучше показаться логопеду. Не стоит слепо верить в миф о “волшебных пяти годах”», – убеждена сотрудник Городского психолого-педагогического центра департамента образования и науки Москвы Екатерина Котова.
По ее словам, как только у родителей возникает чувство тревоги, стоит проконсультироваться у специалиста: это не перестраховка, а разумный и современный подход.
Твердый звук [р] появляется у детей в 2–2,5 года, – отмечает доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального университета (МПСУ), директор медицинского центра «Логомед» Ольга Азова.
Наша собеседница подчеркивает: «Процесс усвоения звука [р] происходит через систему заменителей [й-л’-л-р’- р]: “йыба”, “либа”, “лыба”, “риба”, “рыба”. Эта система не является обязательной для всех детей. У большинства в четыре года может наблюдаться замена сонорного звука [р] на [й] или [л’]. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук [р]. Некоторые дети не могут вызвать вибрацию кончика языка и произносят [р] как гортанный, или грассирующий, или “французский” звук».
Как же отличить возрастное косноязычие от настоящего дефекта?
«На самом деле “косноязычие” и “речевой дефект”, а лучше сказать “нарушение” — это синонимы, – поясняет Ольга Азова. – По поводу норм: сначала малыш осваивает простые по артикуляции звуки — гласные и губные согласные (они есть во всех языках мира, в словах «мама», «папа» и т. п.), потом также артикуляторно несложные звуки, такие как [ф, в, т, д, к, г, х] — от 1 до 3 лет, далее с 3 до 5 лет — более сложные артикуляции и звуки, относящиеся к свистящим и шипящим, а с 5 до 6 лет — наиболее артикуляторно сложные [р], [л]».
Итак, первое — это сроки. Если с нормой не совпало, то обращаемся к логопеду.
Второе — искажения, когда ребенок «пристраивает» звук не туда, куда нужно. «Так, при произнесении звука [р] вибрирует кончик языка, а при искажении — корень, то есть получается звук, похожий на французский [р], и это тоже повод для консультации», – говорит Ольга Азова.
В норме звукопроизношение у детей должно быть сформировано к возрасту 5-5,5 года. «Последними как раз формируются звуки [л] и [р], так что, если в четыре года этих звуков нет, не стоит волноваться, – уверена Екатерина Котова. – Но это только в том случае, когда вас больше ничего не беспокоит в развитии ребенка».
Коррекция речи включает не только произношение, но еще и фонетико-фонематические процессы. «Недостаточно просто научиться выговаривать звуки, – отмечает завкафедрой дефектологии Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), учитель-логопед, дефектолог высшей категории Наталия Мёдова. – Нужно научить воспринимать их правильно и отличать от звуков, сходных по акустико-артикуляционным признакам. Родители не всегда могут с этим справиться, тем более, если у ребенка до пяти лет звуки [л] и [р] еще не появились в речи».
Впрочем, и в 5 лет попытаться «поправить» речь не поздно.
«Подчас немножко запаздывает физиология — именно мышечная, иннервационная, со стороны нервной системы, – говорит Наталия Мёдова. – И автоматизация звука [р], самого сложного в постановке, затягивается. Знаю случай, когда у ребенка [р] окончательно установился во 2-м классе. И это была его норма».
Редко, но случается, что звукопостановка в пятилетнем возрасте проходит очень быстро, буквально за три занятия. Это совпадение, полагают специалисты: просто у ребенка созрели все физиологические функции, вот он и «заговорил».
План действий для родителей: с чего начать, если вы заподозрили проблему
Если вы обнаружили у ребенка тревожные признаки, действуйте последовательно:
1. Визит к педиатру: он исключит общие соматические причины, при необходимости направит к узким специалистам;
2. Врач-отоларинголог (ЛОР) проверит слух;
3. Многие речевые расстройства имеют неврологическую природу, поэтому консультация невролога также обязательна;
4. Консультация логопеда: он может вести прием в поликлинике, центре психолого-педагогической поддержки (ППМС), частной клинике или работать в детском саду.
При наличии показаний врач-логопед может порекомендовать родителям записать ребенка в логопедический детский сад, где с ним будут заниматься по особой корректирующей программе. Ученики начальных классов могут получить консультацию логопеда и в школе: это право закреплено законодательством РФ.
На первой встрече логопед проведет диагностику: оценит строение и подвижность артикуляционного аппарата, качество звукопроизношения, состояние фонематического слуха, пассивный и активный словарный запас, сформированность грамматического строя и связной речи. По итогу вам дадут заключение и рекомендации: нужны ли регулярные коррекционные занятия, какие упражнения (артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики) можно выполнять дома.