Рыба, а не йыба: когда ребенку требуется помощь логопеда

4 сентября 2025
Время чтения: 9 минут
Алексей Куденко/РИА Новости

Первые слова малыша — долгожданное событие для всей семьи. Но иногда радость сопровождается беспокойством: а достаточно ли хорошо говорит ребенок для своего возраста? Вопрос о том, в каком возрасте нужен логопед, волнует многих родителей. Одни предпочитают подождать, другие — действовать без промедления. Объясняем, как понять, что ребенка действительно пора показать специалисту.

Этапы формирования речи: на что ориентироваться родителям

Процесс освоения языка индивидуален, но существуют четкие критерии, основанные на нормах речевого развития. Знакомство с ними поможет понять, есть ли повод для консультации у логопеда.

Ключевые вехи в развитии детской речи

Специалисты предлагают ориентироваться на таблицу этапов развития речи:

Возраст

Основные навыки и умения ребенка

1-2 года

Адекватно реагирует на обращенную речь, узнает и показывает знакомые объекты. Активный лексикон насчитывает от 10 до 50 единиц (например, «мама», «дай», «би-би»). Ближе к двум годам начинает комбинировать слова в простейшие фразы («папа, дай»). 

2-3 года

Наблюдается взрывной рост словаря (до 1000 слов). Малыш формулирует простые предложения, осваивает использование падежей и чисел. К трем годам высказывания становятся понятными для окружающих, хотя допустимы фонетические и грамматические погрешности. 

3-4 года

В общении использует сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции. Звуки [с], [з], [ц] могут еще артикулироваться нечетко. Дошкольник активно задает вопросы, способен пересказать короткую сказку.

4-5 лет

Грамматические ошибки носят эпизодический характер. Осваиваются шипящие звуки ([ш], [ж], [ч], [щ]). Речь становится чистой и разборчивой; ребенок может описать изображение или рассказать о недавнем событии.

5-7 лет

К старшему дошкольному возрасту обычно стабилизируется произношение всех звуков, включая сонорные [л] и [р]. Дети свободно оперируют связной речью, составляют рассказы по серии картинок и логично излагают собственные мысли.


Незначительные расхождения с нормативами — не причина для паники. Но если вы замечаете отставание по нескольким параметрам одновременно, это веский довод в пользу логопедического обследования.

RIA_144141.HR.jpg

Дмитрий Коробейников/РИА Новости

Специфические признаки по возрастам: от лепета до связной речи

Каждый этап взросления характеризуется своими особенностями и, соответственно, своими поводами для беспокойства.

  • 2-3 года: первые слова и фразы

Тревожный сигнал — полное отсутствие слов или их крайне скудный набор при общении жестами и мычанием. Если ребенок не говорит в 3 года простыми фразами («дай сок», «хочу гулять»), это указание на необходимость обратиться к логопеду.

  • 3-4 года: становление звуков и грамматики

Речь может быть далека от идеала, но ее должны понимать не только родные. Поводом для визита к специалисту служит крайне бедный словарь, постоянная перестановка слогов, неспособность строить простые предложения. В этом возрасте часто выявляются нарушения фонематического слуха (невозможность различить на слух оппозиционные звуки, к примеру, [к]-[т]).

  • 4-5 лет: чистота звуков и сложные предложения

К пяти годам обычно исчезает смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка»), большинство детей уверенно осваивают шипящие. Если неправильное произношение звуков ([ш], [ж], [ч], [щ], [л]) сохраняется, а в речи много грубых грамматических ошибок («пять карандашов», «светлая солнышко») — это свидетельствует о дислалии или общем недоразвитии речи (ОНР). Проблемы со звуком [р] в этом возрасте уже требуют пристального внимания.

  • 5-7 лет: подготовка к школьному обучению

Это последний рубеж для постановки самых сложных звуков, прежде всего [р] и [л']. Их отсутствие после 5,5 года — четкое показание для занятий. К школе речь должна быть полностью сформированной: грамотной, чистой, связной. Стойкие ошибки, скудный лексикон, неумение пересказать — факторы риска возникновения проблем с письмом и чтением (дисграфия и дислексия).

 Как вести себя с детьми? Советы психолога Читайте по теме Как вести себя с детьми? Советы психолога 11 марта 2022

Само пройдет: ждать или действовать

Многие родители придерживаются мнения «само пройдет»: подождем до 5 лет, и звуки [р], [л] встанут. В каких ситуациях это оправданно, а в каких — нет?

«Если ребенок физиологично проходит стадии становления этих звуков, то можно не беспокоиться, во всех остальных случаях лучше показаться логопеду. Не стоит слепо верить в миф о “волшебных пяти годах”», – убеждена сотрудник Городского психолого-педагогического центра департамента образования и науки Москвы Екатерина Котова. 

По ее словам, как только у родителей возникает чувство тревоги, стоит проконсультироваться у специалиста: это не перестраховка, а разумный и современный подход.

Твердый звук [р] появляется у детей в 2–2,5 года, – отмечает доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального университета (МПСУ), директор медицинского центра «Логомед» Ольга Азова. 

Наша собеседница подчеркивает: «Процесс усвоения звука [р] происходит через систему заменителей [й-л’-л-р’- р]: “йыба”, “либа”, “лыба”, “риба”, “рыба”. Эта система не является обязательной для всех детей. У большинства в четыре года может наблюдаться замена сонорного звука [р] на [й] или [л’]. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук [р]. Некоторые дети не могут вызвать вибрацию кончика языка и произносят [р] как гортанный, или грассирующий, или “французский” звук».

Как же отличить возрастное косноязычие от настоящего дефекта?

«На самом деле “косноязычие” и “речевой дефект”, а лучше сказать “нарушение” — это синонимы, – поясняет Ольга Азова. – По поводу норм: сначала малыш осваивает простые по артикуляции звуки — гласные и губные согласные (они есть во всех языках мира, в словах «мама», «папа» и т. п.), потом также артикуляторно несложные звуки, такие как [ф, в, т, д, к, г, х] — от 1 до 3 лет, далее с 3 до 5 лет — более сложные артикуляции и звуки, относящиеся к свистящим и шипящим, а с 5 до 6 лет — наиболее артикуляторно сложные [р], [л]».

Итак, первое — это сроки. Если с нормой не совпало, то обращаемся к логопеду.

Второе — искажения, когда ребенок «пристраивает» звук не туда, куда нужно. «Так, при произнесении звука [р] вибрирует кончик языка, а при искажении — корень, то есть получается звук, похожий на французский [р], и это тоже повод для консультации», – говорит Ольга Азова.

В норме звукопроизношение у детей должно быть сформировано к возрасту 5-5,5 года. «Последними как раз формируются звуки [л] и [р], так что, если в четыре года этих звуков нет, не стоит волноваться, – уверена Екатерина Котова. – Но это только в том случае, когда вас больше ничего не беспокоит в развитии ребенка».

Коррекция речи включает не только произношение, но еще и фонетико-фонематические процессы. «Недостаточно просто научиться выговаривать звуки, – отмечает завкафедрой дефектологии Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), учитель-логопед, дефектолог высшей категории Наталия Мёдова. – Нужно научить воспринимать их правильно и отличать от звуков, сходных по акустико-артикуляционным признакам. Родители не всегда могут с этим справиться, тем более, если у ребенка до пяти лет звуки [л] и [р] еще не появились в речи».

Впрочем, и в 5 лет попытаться «поправить» речь не поздно.

«Подчас немножко запаздывает физиология — именно мышечная, иннервационная, со стороны нервной системы, – говорит Наталия Мёдова. – И автоматизация звука [р], самого сложного в постановке, затягивается. Знаю случай, когда у ребенка [р] окончательно установился во 2-м классе. И это была его норма».

Редко, но случается, что звукопостановка в пятилетнем возрасте проходит очень быстро, буквально за три занятия. Это совпадение, полагают специалисты: просто у ребенка созрели все физиологические функции, вот он и «заговорил».

RIA_8521911.HR.jpg

Илья Питалев/РИА Новости

План действий для родителей: с чего начать, если вы заподозрили проблему

Если вы обнаружили у ребенка тревожные признаки, действуйте последовательно:

1.            Визит к педиатру: он исключит общие соматические причины, при необходимости направит к узким специалистам;

2.            Врач-отоларинголог (ЛОР) проверит слух;

3.            Многие речевые расстройства имеют неврологическую природу, поэтому консультация невролога также обязательна;

4.            Консультация логопеда: он может вести прием в поликлинике, центре психолого-педагогической поддержки (ППМС), частной клинике или работать в детском саду. 

При наличии показаний врач-логопед может порекомендовать родителям записать ребенка в логопедический детский сад, где с ним будут заниматься по особой корректирующей программе. Ученики начальных классов могут получить консультацию логопеда и в школе: это право закреплено законодательством РФ.

 С заботой о главном: как выбрать детский сад для ребенка Читайте по теме С заботой о главном: как выбрать детский сад для ребенка 25 июля 2025

На первой встрече логопед проведет диагностику: оценит строение и подвижность артикуляционного аппарата, качество звукопроизношения, состояние фонематического слуха, пассивный и активный словарный запас, сформированность грамматического строя и связной речи. По итогу вам дадут заключение и рекомендации: нужны ли регулярные коррекционные занятия, какие упражнения (артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики) можно выполнять дома.


Часто задаваемые вопросы

В каком возрасте впервые стоит вести ребенка к логопеду?

Планово — в 2-2,5 года для оценки понимания речи и объема словаря. В 3-4 года — для проверки звукопроизношения и построения фраз. Внепланово — в любом возрасте при обнаружении тревожных признаков.

Как отличить возрастное косноязычие от настоящего дефекта?

Ориентируйтесь на возрастные нормы. Если искажение звука (например, горловое [р]) сохраняется после 5 лет — это дислалия, требующая исправления. Возрастное же косноязычие («малышковый» акцент) — это временная нечеткость, а не стойкое неправильное произношение в возрасте, когда звук уже должен быть усвоен.

Ребенок говорит очень неразборчиво: это проблема?

Безусловно. К 3-4 годам речь должна быть понятна незнакомому человеку. Если этого нет, нарушена слоговая структура или звукопроизношение, что требует профессиональной коррекции.

Поможет ли логопед при заикании?

Да, обязательно. Заикание успешно корректируется при своевременном обращении. Логопед работает в связке с неврологом и психологом. Чем раньше начата работа, тем лучше прогноз.

Правда ли, что мальчики начинают говорить позже, и это норма?

Это миф. Небольшая задержка возможна, но значительные отклонения от норм речевого развития не являются нормой ни для кого. Рисковать и ждать не стоит.

Что ждет ребенка на первой консультации у логопеда?

Специалист в игровой форме пообщается с малышом: попросит назвать картинки, повторить слова и звуки, собрать пазл, составить рассказ. Это нужно для комплексной оценки речи. Родителей заранее опросят об истории развития ребенка. Не следует бояться или стесняться визита к специалисту. Логопед — это педагог, чья задача — помочь ребенку освоить язык, устранив барьеры в общении.