Дайте фору разговору: когда речь ребенка отличается от нормы

27 ноября 2025
Время чтения: 8 минут
Константин Михальчевский/РИА Новост

У каждого ребенка речевые навыки развиваются своими темпами. Если малыш уже начал ходить, но еще не говорит, это может быть как нормой, так и поводом для ранней коррекции речи. Отличить одно от другого родителям поможет логопед. В нашей новой рубрике «Родительский чат» объясняем, почему на консультацию к специалисту лучше прийти лишний раз, чем не прийти вовсе.

Когда тревога неуместна

Случается, что родители говорят логопеду: «У нас все в порядке, мы просто хотим проконсультироваться», а в итоге выявляется реальная проблема. Но бывает и наоборот: мамы и папы тревожатся понапрасну.

«Оба варианта абсолютно нормальны и регулярно встречаются в практике специалистов, — говорит эксперт Городского психолого-педагогического центра (ГППЦ) Департамента образования и науки Москвы Екатерина Котова. — Грамотный логопед никогда не будет ругать родителей ни за "запоздалую" консультацию, ни за "беспочвенную" тревогу. Его задача — объективно оценить ситуацию, дать рекомендации, определить дальнейший маршрут сопровождения ребенка».

Родители беспокоятся зря в нескольких случаях. Первый — когда ребенок «говорит на своем языке» и что-то лепечет, а взрослые считают, что он не умеет разговаривать. Но это совершенно нормальный этап становления речи. Вторая тревога — малыш в 1,5 года не изъясняется целыми предложениями. «В этом возрасте рано ждать фразовую речь, словарь только пополняется, — поясняет эксперт "Актион Образование" Мария Яготинцева. — Также волнение родителей часто вызывает "шепелявость" или "картавость" у двухлетки, хотя постановка звуков окончательно формируется в 4–5 лет».

Частый повод для преждевременной паники: мама прочитала про нормы развития ребенка, сопоставила их с высшей планкой и видит, что малыш до нее не дотягивает. «На консультации выясняется, что были микро-неврологические проблемы или ребенок из группы риска — кесарево сечение, двойня, есть сложности с речью у старших детей, — поясняет доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра "Логомед" Ольга Азова. — Все перечисленное стоит учитывать и дать малышу фору».

 Ставим речь на место: как выбрать хорошего логопеда Читайте по теме Ставим речь на место: как выбрать хорошего логопеда 10 октября 2025

Подчас родители сравнивают своего ребенка с другими: соседский Петя уже заговорил фразами, а наш только первые слова произнес. Такой подход непродуктивен. «Каждый ребенок — особенный, развивается в своем темпе, — напоминает Екатерина Котова. — Ребенка мы сравниваем только с ним вчерашним: вчера он не строил фразу, а сегодня сказал: „Мама-дай“. Это его личное достижение».

Тем не менее, если сомнения есть — к логопеду лучше заглянуть.

Таблица норм развития речи у детей от 0 до 7 лет

Возрастной период

Понимание речи

Активная речь (что говорит ребенок)

Ключевые навыки и примечания

0–1 год
(доношенный ребенок)

Реагирует на интонацию, узнает голоса родителей. К 9-10 месяцам понимает простые запреты («нельзя») и просьбы («дай»), откликается на имя.

Гуление (2–4 месяцев): «агу», «гы».
Лепет (6–8 месяцев): «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».
Первые слова (10–12 месяцев): «мама», «папа», «дай», «на» (около 5–10 слов).

Важно появление и развитие лепета. К году ребенок использует слова-предложения: «мама» может означать и просьбу, и просто упоминание.

1–2 года

Выполняет простые инструкции («принеси мяч», «сядь на стульчик»), показывает знакомые предметы, части тела на картинке и у себя.

Активный рост словаря (к 2 годам — 50–100 слов). К 1,5 года появляются первые двусловные фразы: «мама, дай», «папа, бах». Звуки произносятся смягченно, многие искажаются или пропускаются.

Фраза носит ситуативный характер. Используются звукоподражания («гав-гав», «би-би»). Понимание речи опережает словарный запас.

2–3 года

Понимает рассказы по сюжетным картинкам, выполняет двухсоставные инструкции («возьми мишку и положи на стул»).

Фразовая речь (3-4 слова в предложении). К 3 годам словарный запас — 250-1000 слов. Использует падежи, числа, время. Звуки [С], [З], [Ц] могут отсутствовать или заменяться.

Ребенок задает вопросы «что?», «кто?». Речь становится основным инструментом общения, она понятна примерно на 70%.

3–4 года

Понимает сложные предложения, значение предлогов (в, на, под, за).

Строит сложные предложения, использует местоимения, предлоги. К 4 годам в норме исчезает смягчение согласных. Осваивает шипящие [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], но может произносить их нестабильно.

Ребенок способен пересказать короткую сказку, рассказать о недавних событиях. Посторонние понимают речь ребенка на 80–90%.

4–5 лет

Понимает значение сложных предлогов (из-за, из-под), отвлеченные понятия.

Речь грамматически правильная, возможны редкие ошибки. Словарный запас до 2000 слов. К 5 годам обычно усваиваются звуки [Л], [Ы]. Звук [Р] может появиться, но еще быть нестабильным.

Ребенок может описать предмет, картинку, ответить на вопросы по сюжету рассказа. Речь полностью понятна окружающим.

5–7 лет

Понимает сложные тексты, может следить за логической цепочкой повествования.

К 5,5-6 годам в речи должны появиться и закрепиться все звуки, включая [Р], [Р’]. Свободно использует все грамматические конструкции. Строит развернутые, логичные рассказы по серии картинок.

Формируется связная речь, ребенок может рассуждать, высказывать свое мнение. К школе речь должна быть полностью сформирована как фонетически, так и лексико-грамматически.


Когда необходима консультация логопеда

Эксперты Городского психолого-педагогического центра называют поводом для реального беспокойства следующие ситуации:

  • В раннем возрасте (до 3 лет) ребенок в речи не использует или мало использует знакомые ему слова, не реагирует на свое имя, не понимает обращенную к нему речь, не может составить простое предложение. Не произносит простые звуки или заменяет их другими. Заменяет простые слова на понятные только ему звукосочетания, то есть говорит «на своем языке».

  • В 4-5 лет у ребенка имеются проблемы с произнесением звуков (смягчает звуки, заменяет один звук другим, пропускает звуки в словах), речь нечеткая, смазанная, малопонятная. Путает порядок слогов в словах, мужской и женский род, недоговаривает окончания слов.

 Рыба, а не йыба: когда ребенку требуется помощь логопеда Читайте по теме Рыба, а не йыба: когда ребенку требуется помощь логопеда 04 сентября 2025

  • К 6 годам дошкольник неправильно произносит звуки, строит предложение, неверно употребляет предлоги и согласовывает окончания слов. Не может составить небольшой рассказ по картинке или пересказать короткий текст.

  • В школьном возрасте ребенок при чтении пропускает буквы и слоги, искажает и не дочитывает слова, не понимает прочитанное. При письме появляются пропуски, перестановки букв и слогов, путает при написании буквы (о-д, и-у, с-ш и т. д.), не обозначает знаки препинания, не соблюдает строчку в тетради, допускает очень много грамматических ошибок.

2848.HR.jpg Алексей Сухоруков/РИА Новости

Главное — не затягивать

Бывает, что родители уже что-то заподозрили, но пока не понимают, в чем дело: вроде малыш и веселый, и вовремя пошел, но развивается не как все, поясняет Ольга Азова. Например, к другим детям подходит, но не знает, как вступить в контакт; игрушку берет, интересуется ей, а играть не умеет.

«Некоторые родители склонны переносить проблему на внешние обстоятельства, — отмечает Мария Яготинцева из "Актион Образование". — Например, "Он у нас ленится" или "В нашей семье все плохо разговаривали". В итоге тянут до 3-4 лет, и приходится назначать коррекцию с большим отставанием».

Впрочем, сегодня наблюдается тренд на ранний визит к логопеду: детей показывают специалистам чуть ли не с пеленок.

«Прежде семья спохватывалась лишь в 5-6 лет, при подготовке ребенка к школе, когда приходило понимание, что его речь отличается от речи сверстников, — вспоминает заведующая кафедрой дефектологии Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) Наталия Мёдова. — Но современные родители обращаются за консультацией гораздо раньше, потому что и тревожиться начинают раньше, начитавшись информации в интернете. Особенно часто их беспокоит вероятность такого нарушения — достаточно серьезного, клинического — как расстройство аутистического спектра».

 Пойми меня правильно: зачем корректировать речь детей в раннем возрасте Читайте по теме Пойми меня правильно: зачем корректировать речь детей в раннем возрасте 23 сентября 2025

По словам Наталии Мёдовой, «начитанные» родители волнуются: ребенок в 1,5-2 года не отзывается на имя, значит он аутист? Бежим к врачу!

«И это не плохо, это замечательно, — заключает наша собеседница. — Если проблема действительно есть, то в данном возрасте очень много речевых нарушений можно минимизировать, предотвратить и быстрее скорректировать. Малыш практически не заметит, как преодолевает патологию: для него это произойдет непроизвольно».