У каждого ребенка речевые навыки развиваются своими темпами. Если малыш уже начал ходить, но еще не говорит, это может быть как нормой, так и поводом для ранней коррекции речи. Отличить одно от другого родителям поможет логопед. В нашей новой рубрике «Родительский чат» объясняем, почему на консультацию к специалисту лучше прийти лишний раз, чем не прийти вовсе.
Когда тревога неуместна
Случается, что родители говорят логопеду: «У нас все в порядке, мы просто хотим проконсультироваться», а в итоге выявляется реальная проблема. Но бывает и наоборот: мамы и папы тревожатся понапрасну.
«Оба варианта абсолютно нормальны и регулярно встречаются в практике специалистов, — говорит эксперт Городского психолого-педагогического центра (ГППЦ) Департамента образования и науки Москвы Екатерина Котова. — Грамотный логопед никогда не будет ругать родителей ни за "запоздалую" консультацию, ни за "беспочвенную" тревогу. Его задача — объективно оценить ситуацию, дать рекомендации, определить дальнейший маршрут сопровождения ребенка».
Родители беспокоятся зря в нескольких случаях. Первый — когда ребенок «говорит на своем языке» и что-то лепечет, а взрослые считают, что он не умеет разговаривать. Но это совершенно нормальный этап становления речи. Вторая тревога — малыш в 1,5 года не изъясняется целыми предложениями. «В этом возрасте рано ждать фразовую речь, словарь только пополняется, — поясняет эксперт "Актион Образование" Мария Яготинцева. — Также волнение родителей часто вызывает "шепелявость" или "картавость" у двухлетки, хотя постановка звуков окончательно формируется в 4–5 лет».
Частый повод для преждевременной паники: мама прочитала про нормы развития ребенка, сопоставила их с высшей планкой и видит, что малыш до нее не дотягивает. «На консультации выясняется, что были микро-неврологические проблемы или ребенок из группы риска — кесарево сечение, двойня, есть сложности с речью у старших детей, — поясняет доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра "Логомед" Ольга Азова. — Все перечисленное стоит учитывать и дать малышу фору».
Подчас родители сравнивают своего ребенка с другими: соседский Петя уже заговорил фразами, а наш только первые слова произнес. Такой подход непродуктивен. «Каждый ребенок — особенный, развивается в своем темпе, — напоминает Екатерина Котова. — Ребенка мы сравниваем только с ним вчерашним: вчера он не строил фразу, а сегодня сказал: „Мама-дай“. Это его личное достижение».
Тем не менее, если сомнения есть — к логопеду лучше заглянуть.
Таблица норм развития речи у детей от 0 до 7 лет
|
Возрастной период |
Понимание речи |
Активная речь (что говорит ребенок) |
Ключевые навыки и примечания |
|
0–1 год |
Реагирует на интонацию, узнает голоса родителей. К 9-10 месяцам понимает простые запреты («нельзя») и просьбы («дай»), откликается на имя. |
Гуление (2–4 месяцев): «агу», «гы». |
Важно появление и развитие лепета. К году ребенок использует слова-предложения: «мама» может означать и просьбу, и просто упоминание. |
|
1–2 года |
Выполняет простые инструкции («принеси мяч», «сядь на стульчик»), показывает знакомые предметы, части тела на картинке и у себя. |
Активный рост словаря (к 2 годам — 50–100 слов). К 1,5 года появляются первые двусловные фразы: «мама, дай», «папа, бах». Звуки произносятся смягченно, многие искажаются или пропускаются. |
Фраза носит ситуативный характер. Используются звукоподражания («гав-гав», «би-би»). Понимание речи опережает словарный запас. |
|
2–3 года |
Понимает рассказы по сюжетным картинкам, выполняет двухсоставные инструкции («возьми мишку и положи на стул»). |
Фразовая речь (3-4 слова в предложении). К 3 годам словарный запас — 250-1000 слов. Использует падежи, числа, время. Звуки [С], [З], [Ц] могут отсутствовать или заменяться. |
Ребенок задает вопросы «что?», «кто?». Речь становится основным инструментом общения, она понятна примерно на 70%. |
|
3–4 года |
Понимает сложные предложения, значение предлогов (в, на, под, за). |
Строит сложные предложения, использует местоимения, предлоги. К 4 годам в норме исчезает смягчение согласных. Осваивает шипящие [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], но может произносить их нестабильно. |
Ребенок способен пересказать короткую сказку, рассказать о недавних событиях. Посторонние понимают речь ребенка на 80–90%. |
|
4–5 лет |
Понимает значение сложных предлогов (из-за, из-под), отвлеченные понятия. |
Речь грамматически правильная, возможны редкие ошибки. Словарный запас до 2000 слов. К 5 годам обычно усваиваются звуки [Л], [Ы]. Звук [Р] может появиться, но еще быть нестабильным. |
Ребенок может описать предмет, картинку, ответить на вопросы по сюжету рассказа. Речь полностью понятна окружающим. |
|
5–7 лет |
Понимает сложные тексты, может следить за логической цепочкой повествования. |
К 5,5-6 годам в речи должны появиться и закрепиться все звуки, включая [Р], [Р’]. Свободно использует все грамматические конструкции. Строит развернутые, логичные рассказы по серии картинок. |
Формируется связная речь, ребенок может рассуждать, высказывать свое мнение. К школе речь должна быть полностью сформирована как фонетически, так и лексико-грамматически. |
Когда необходима консультация логопеда
Эксперты Городского психолого-педагогического центра называют поводом для реального беспокойства следующие ситуации:
-
В раннем возрасте (до 3 лет) ребенок в речи не использует или мало использует знакомые ему слова, не реагирует на свое имя, не понимает обращенную к нему речь, не может составить простое предложение. Не произносит простые звуки или заменяет их другими. Заменяет простые слова на понятные только ему звукосочетания, то есть говорит «на своем языке».
-
В 4-5 лет у ребенка имеются проблемы с произнесением звуков (смягчает звуки, заменяет один звук другим, пропускает звуки в словах), речь нечеткая, смазанная, малопонятная. Путает порядок слогов в словах, мужской и женский род, недоговаривает окончания слов.
-
К 6 годам дошкольник неправильно произносит звуки, строит предложение, неверно употребляет предлоги и согласовывает окончания слов. Не может составить небольшой рассказ по картинке или пересказать короткий текст.
-
В школьном возрасте ребенок при чтении пропускает буквы и слоги, искажает и не дочитывает слова, не понимает прочитанное. При письме появляются пропуски, перестановки букв и слогов, путает при написании буквы (о-д, и-у, с-ш и т. д.), не обозначает знаки препинания, не соблюдает строчку в тетради, допускает очень много грамматических ошибок.
Главное — не затягивать
Бывает, что родители уже что-то заподозрили, но пока не понимают, в чем дело: вроде малыш и веселый, и вовремя пошел, но развивается не как все, поясняет Ольга Азова. Например, к другим детям подходит, но не знает, как вступить в контакт; игрушку берет, интересуется ей, а играть не умеет.
«Некоторые родители склонны переносить проблему на внешние обстоятельства, — отмечает Мария Яготинцева из "Актион Образование". — Например, "Он у нас ленится" или "В нашей семье все плохо разговаривали". В итоге тянут до 3-4 лет, и приходится назначать коррекцию с большим отставанием».
Впрочем, сегодня наблюдается тренд на ранний визит к логопеду: детей показывают специалистам чуть ли не с пеленок.
«Прежде семья спохватывалась лишь в 5-6 лет, при подготовке ребенка к школе, когда приходило понимание, что его речь отличается от речи сверстников, — вспоминает заведующая кафедрой дефектологии Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) Наталия Мёдова. — Но современные родители обращаются за консультацией гораздо раньше, потому что и тревожиться начинают раньше, начитавшись информации в интернете. Особенно часто их беспокоит вероятность такого нарушения — достаточно серьезного, клинического — как расстройство аутистического спектра».
По словам Наталии Мёдовой, «начитанные» родители волнуются: ребенок в 1,5-2 года не отзывается на имя, значит он аутист? Бежим к врачу!
«И это не плохо, это замечательно, — заключает наша собеседница. — Если проблема действительно есть, то в данном возрасте очень много речевых нарушений можно минимизировать, предотвратить и быстрее скорректировать. Малыш практически не заметит, как преодолевает патологию: для него это произойдет непроизвольно».
