Если без излишеств: кого не затрагивают новые ставки утилизационного сбора на автомобили

27 ноября 2025
Время чтения: 12 минут
Евгений Одиноков/РИА Новости

Приобретение нового автомобиля обычно требует тщательной подготовки — будущий владелец определяется с маркой и моделью, мощностью мотора, типом коробки передач, функциями комфорта и безопасности. Ведь все эти компоненты существенно влияют не только на последующую эксплуатацию машины, но и на ее цену. Однако многие не учитывают еще одну важную составляющую стоимости — утилизационный сбор, который может быть как почти символическим, так и весьма существенным, особенно после недавнего изменения правил по его взиманию.

Объясняем, что такое утильсбор, на какие транспортные средства распространяются его новые ставки и кому о них можно не беспокоиться.

Когда и для чего появился утильсбор

Утилизационный сбор — это платеж, который покрывает расходы на будущую утилизацию автомобиля. Как правило, его платит либо завод-изготовитель, либо импортер при ввозе транспортного средства (ТС) на территорию страны.

В России утилизационный сбор на автомобили ввели с 1 сентября 2012 года — после ее вступления во Всемирную торговую организацию. Тогда он распространялся лишь на импортеров легковых и грузовых автомобилей. Заводы, производившие эти ТС на территории нашей страны и других участников Таможенного союза — Белоруссии и Казахстана — от утильсбора были освобождены.

«Стояла задача поддержать российских автопроизводителей и защитить отечественный рынок от подержанных иномарок, которые ввозились физическими и юридическими лицами в больших количествах», — отметил в комментарии Объясняем.рф партнер Аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Поток ввозимых «бэушных» транспортных средств в то время был почти стихийным, в страну попадало много старых, технически изношенных автомобилей разных классов — от легковых моделей до автобусов и грузовиков. Многие из них вполне заслуживали определения «автохлам».

Осенью 2013-го в закон об утилизационном сборе были внесены поправки. Согласно им, требование о его уплате распространили и на автозаводы, работающие в странах Таможенного союза, включая и Россию. А чтобы не начался рост цен на отечественные автомобили, Правительство стало выделять их производителям субсидии, сопоставимые с размером сбора.

Кто платит и не платит утильсбор в 2025 году

Сейчас такой платеж стал обязательным для всех. Его начисляют на легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы, спецтехнику и прочие транспортные средства. Порядок уплаты определяется Федеральным законом № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», в который были внесены необходимые поправки.

Согласно этому документу, некоторые категории транспортных средств от сбора освобождены. В их числе, к примеру, личные машины тех, кто участвует в программе по добровольному переселению в Россию соотечественников, а также беженцев и вынужденных переселенцев. Не нужно платить сбор и тем, кто ввозит из-за рубежа ретроавтомобили — машины, выпущенные более 30 лет назад и признанные раритетными.

Полный перечень транспортных средств, за которые не взимают сбор, указан в п. 6. ст. 24 закона. Иных случаев освобождения от уплаты сбора не предусмотрено, сообщили Объясняем.рф в Федеральной таможенной службе России (ФТС).

42756.HR.jpg Татьяна Меель/РИА Новости

Это означает, что оплата сбора не зависит от того, в какой стране выпущено транспортное средство, кто и в каком порядке его ввозит — физические или юридические лица, официальные импортеры иностранных брендов или компании, работающие в рамках параллельного импорта.

В ФТС также пояснили, что таможенники взимают утилизационный сбор с машин, которые ввозятся из-за границы. Что же касается транспортных средств, выпущенных внутри страны, то взимание сбора осуществляет Федеральная налоговая служба.

 Автопроизводителям, имеющим специнвестконтракты, дадут новую отсрочку по уплате утильсбора Читайте по теме Автопроизводителям, имеющим специнвестконтракты, дадут новую отсрочку по уплате утильсбора 04 января 2025

Могут ли начислить сбор «задним числом»

В течение 2025 года некоторым автовладельцам приходили уведомления о том, что необходимо оплатить или доплатить утилизационный сбор за ранее приобретенные машины. В том числе — ввезенные из стран Евразийского экономического союза (куда, помимо нашей страны, входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения) и купленные уже в России.

В Федеральной таможенной службе нашему порталу пояснили, что плательщиками утильсбора признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

  • приобрели ТС на территории России у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Федерального закона, или у лиц, не уплативших утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.

«Существовали схемы, по которым уплачивали льготный утильсбор за автомобили, ввозившиеся, в частности, из ЕАЭС. Благодаря чему покупателям таких машин казалось, что им удалось прилично сэкономить. Однако таможня начала с этим разбираться и вскрылись нарушения. В основном это касалось тех автомобилей, которые попали на территорию России в 2024 году. Но в течение 2025-го практически все подобные лазейки были перекрыты», — подчеркнул Игорь Моржаретто.

Тем не менее процесс не завершен. В ФТС нашему порталу пояснили: «В настоящее время на практике выявляются случаи нарушения установленных правил применения „компенсационной“ формулы при уплате утилизационного сбора за автомобили, ввозимые из стран Евразийского экономического союза. В этом случае плательщикам могут быть направлены уведомления о необходимости уплаты или доплаты утилизационного сбора, на основании которых необходимо осуществить уплату денежных средств по указанным в уведомлении реквизитам».

Таможенники также советуют не только оценивать риски приобретения ТС за пределами России, но и проявлять осмотрительность. Прежде всего, знакомиться с законодательством. Для этого таможенные органы проводят бесплатные консультации как в устной форме, так и в формате электронной переписки.

Кроме того, специалисты ФТС организуют различные информационные акции и отвечают на вопросы, направленные в ведомство через портал «Госуслуги». И в ФТС России, и в ее управлениях в каждом федеральном округе организованы горячие линии, где отвечают квалифицированные специалисты. Найти эти телефоны можно на официальном сайте службы.

23715.HR.jpg Евгений Епанчинцев/РИА Новости

Как узнать, уплачен ли утильсбор за автомобиль

Эта информация содержится в паспорте транспортного средства (ПТС). В бумажной версии документа отметку об уплате сбора следует искать в разделе «Особые отметки». Если оформлен электронный паспорт (ЭПТС), нужно посмотреть в разделе «Административная информация». Причем в ЭПТС отражены сведения и о том, что автомобиль ввезен для личного пользования.

Есть и другие способы уточнить эту информацию:

  • в личном кабинете на портале «Госуслуги», где нужно перейти в раздел транспорта и запросить сведения о своей машине — система покажет статус оплаты платежа;

  • воспользоваться специализированными онлайн-сервисами: там следует ввести в поле запроса VIN-код или госномер автомобиля;

  • у продавца машины перед ее покупкой посмотреть копию таможенного приходного ордера, который подтверждает уплату утильсбора.

Что будет, если не платить утилизационный сбор

С 1 марта 2025 года вступили в силу изменения в Федеральный закон о государственной регистрации транспортных средств в России. Они, в частности, определяют, что автовладельцу, который своевременно не внес утильсбор за свою машину, откажут в ее постановке на учет в ГИБДД.

Какие изменения по утильсбору

Для граждан, ввозящих автомобиль из-за границы для личного пользования, постановлением Правительства РФ № 1065 от 15 июля 2025 года были определены льготные ставки утилизационного сбора:

  • 3400 рублей — на автомобили с объемом двигателя до 3 л и возрастом до трех лет;

  • 5200 рублей — на автомобили старше трех лет с таким же мотором.

При этом был ряд условий. В частности, о том, что владелец ввозит в Россию не более одного ТС в течение года, и в первые 12 месяцев после пересечения границы автомобиль остается в собственности этого же человека.

С 1 декабря 2025 года условия льготных ставок немного изменились. Теперь они учитывают не объем мотора, а его мощность в лошадиных силах (л.с.) или киловаттах (кВт). Такой подход обусловлен тем, что современные турбированные двигатели могут иметь небольшой объем, но обеспечивать высокую мощность. При действовавшей ранее методике расчета утильсбора — от литража — владельцы таких машин оказывались в более выгодном положении чем те, у кого под капотом атмосферный агрегат большего объема.

Как отмечают в Минпромторге, благодаря привязке платежа к характеристикам мотора система начислений становится более гибкой и экономически обоснованной.

 Прощание с «железным конем»: как снять машину с учета Читайте по теме Прощание с «железным конем»: как снять машину с учета 28 октября 2023

Отныне льготные условия не распространяются на автомобили мощностью 160 л.с. и выше, которые стали облагать по коммерческой ставке — как для ТС, которые ввозятся в страну для перепродажи.

«По большей части это те машины, которые поставляются по параллельному импорту, и тех брендов, которые из-за санкций прекратили свою деятельность в Российской Федерации», — отметил глава Минпромторга Антон Алиханов.

Больше нужно заплатить и тем, кто решит купить электрокар или гибрид мощностью более 80 л.с. И это тоже сделано для устранения дисбаланса, когда мощные экологичные модели получали преимущество перед атмосферными двигателями внутреннего сгорания.

Комментируя изменения, в Федеральной таможенной службе подчеркнули: «Новые правила расчета утилизационного сбора определяют коэффициенты на основании типа и объема двигателя с учетом мощности транспортного средства, а также исключают возможность уплаты утилизационного сбора за транспортные средства с мощностью двигателя более 160 л.с. по коэффициентам для личного пользования».

9694.HR.jpg Мария Девахина/РИА Новости

Для кого актуальны новые ставки сбора

Нововведения никак не затрагивают абсолютное большинство российских автомобилистов. По данным Минпромторга, доля машин, не подпадающих под введенные с декабря 2025-го тарифы, в российском автопарке превышает 80%.

К примеру, в линейке самого востребованного в нашей стране бренда Lada нет ни одной модели с двигателем мощностью более 122 л.с. И даже перспективный 150-сильный агрегат, который может появиться в следующем году, «вписывается» в льготные тарифы утильсбора.

Не очень высокую востребованность среди россиян на мощные машины подтверждают и в агентстве «Автостат». Там нашему порталу сообщили, что за первые 10 месяцев 2025 года на вторичном рынке на модификации с моторами свыше 160 л.с. пришлось лишь 19% сделок. Для новых автомобилей показатель выше — 32%, однако эксперты рынка отмечают, что причиной этого во многом стал осенний всплеск спроса на мощные автомобили — их перед индексацией ставок утильсбора покупали даже те, кто ранее не планировал сейчас менять или впервые покупать машину.

Статистика говорит о том, что в большинстве случаев владельцы подходят к выбору нового автомобиля рационально. Они понимают, что чем больше в моторе «лошадей», тем выше изначальная цена машины, ее обслуживание в сервисе, транспортный налог, расход топлива. Притом что в полной мере задействовать потенциал мощного двигателя почти невозможно: и в городах, и на шоссе сегодня почти повсеместно контролируется скоростной режим, и за его нарушение сразу же приходят штрафы. А разогнаться до разрешенной скорости даже на платных магистралях способна практически любая современная модель.

 Глава Минпромторга: льготный утильсбор сохранят для массовых автомобилей Читайте по теме Глава Минпромторга: льготный утильсбор сохранят для массовых автомобилей 30 сентября 2025

Как рассчитать утилизационный сбор

Прежде чем приобрести автомобиль — новый или ввезенный из-за рубежа, имеет смысл заранее понять, в какую сумму он может обойтись. В том числе выяснить, как на конечную цену повлияет утильсбор. Его размер можно рассчитать по формуле:

Базовая ставка х Коэффициент = Сумма сбора.

Ставка для легковых моделей (категория М1) и внедорожников (категория G) составляет 20 000 рублей — она не изменилась. При этом введена прогрессивная шкала коэффициентов.

На все машины — новые и подержанные — мощностью до 160 л.с., приобретенные для личного использования, коэффициент пониженный: 0,17. При умножении на него 20 000 получается тот самый льготный тариф — 3400 рублей.

Для остальных транспортных средств с 1 декабря 2025 года применяются повышающие коэффициенты.

Например, если мощность мотора у автомобиля в возрасте до трех лет составляет от 160 до 190 л.с., базовую ставку следует умножать на 37,5, и тогда сумма утильсбора составляет 750 000 рублей.

Максимальный коэффициент — 91,8 — определен для модификаций в возрасте более трех лет, двигатели которых развивают от 310 до 340 л.с. Полный перечень коэффициентов представлен на сайте Федеральной таможенной службы.

Будут ли в дальнейшем меняться ставки утильсбора

В октябре 2024 года Правительство утвердило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 года для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также для некоторых видов дорожно-строительной техники.

 Долгосрочная шкала индексации утильсбора для автомобильной техники начнет действовать с 1 октября Читайте по теме Долгосрочная шкала индексации утильсбора для автомобильной техники начнет действовать с 1 октября 14 сентября 2024

Постановлением кабмина определено, что ежегодно коэффициенты будут индексироваться на 10-20%. Таким образом, ближайшее изменение тарифов придется на 1 января 2026-го, и впоследствии это будет происходить также в первый календарный день очередного года.

Однако здесь нужно учитывать, что индексация рассчитана прежде всего на коммерческие транспортные средства, в том числе на импортируемые для перепродажи, а подавляющего большинства российских автомобилистов она не коснется. К физлицам, ввозящим автомобили мощностью до 160 л.с. для личного пользования, по-прежнему будут применять льготные коэффициенты.