Кто отвечает за гарантийное обслуживание?

23 июня 2022
Владислав Шатило/РБК/ТАСС

Кто даст гарантию?

6 мая приказом Минпромторга России был утвержден перечень товаров для параллельного импорта. Параллельный импорт подразумевает возможность ввоза из любой страны, где товар введен в гражданский оборот правообладателем или с его согласия по любым доступным логистическим маршрутам. Среди ввозимых товаров много сложной, дорогостоящей техники – от смартфонов до автомобилей. Поэтому, главный вопрос, который волнует покупателей– кто будет осуществлять гарантийный ремонт в случае поломки.

Кто отвечает за ремонт?

По закону о защите прав потребителей соответствующие требования в период гарантийного срока покупатель может предъявить к изготовителю, продавцу или импортеру. Если компания зарубежная, она может предоставить два вида гарантии: международную и национальную. По механизму параллельного импорта доступна национальная гарантия.

За реализацию национальной гарантии отвечает продавец и импортер товара. Всю информацию по гарантийному обслуживанию лучше узнавать до момента совершения покупки.

Важно понимать, что разрешение параллельного импорта не означает легализацию контрафакта, т.к. вся ввозимая продукция по-прежнему должна соответствовать установленным техническим требованиям и обладать всеми разрешениями, сертификатами и декларациями соответствия.

Как выявить подделку?

Постановление Правительства РФ о разрешении параллельного импорта не отменяет необходимости наличия маркировки. На моделях, ввезенных до ухода компаний с российского рынка и предназначенных для продажи внутри страны, есть знак соответствия РСТ. Этот знак говорит о том, что устройство прошло сертификацию Ростеста и соответствует национальным стандартам. Техника с маркировкой РСТ официально ввезена в нашу страну производителем и подготовлена к продаже на территории России. Также на изделии может стоять знак EAC – это знак соответствия стандартам стран Таможенного союза: России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Армении.

Знак РСТ или EAC должен быть нанесен на само изделие, но у товаров, ввезённых параллельным импортом, эти знаки могут стоять на упаковке.

Также определить происхождение товара можно по серийному номеру изделия. Многие производители позволяют проверить номер изделия на своем сайте – и выяснить, для какого рынка оно предназначено. Так что, если вы купили телефон известной южнокорейской марки, и он по итогам проверки серийного номер ввезен параллельным импортом, при поломке надо идти не в фирменный сервис этой марки, а к продавцу – сдавать в ремонт или менять.

Крупные ритейлеры дорожат репутацией и поэтому продолжают брать на себя гарантийные обязательства, сотрудничая с авторизованными сервисами, у которых есть лицензия, данная производителем на сервисное обслуживание своего оборудования.

Если крупный ритейлер примет от вас товар в ремонт или заменит его, то с мелкими продавцами сложнее – им порой проще закрыть точку, чем удовлетворять запросы недовольных покупателей. Поэтому здесь нужно быть аккуратнее и отдавать предпочтение проверенным крупным продавцам. Можно попытаться вернуть товар импортеру. Покупатель всегда вправе запросить информацию у продавца о поставщике. По закону информация о нем должна быть на упаковке товара или в технической документации, прилагаемой к товарам.

Если продавец или импортер не исполняет гарантийные обязательства, покупатель может обратиться за защитой своих прав как в судебные органы, так и Роспотребнадзор.

Направить обращение о нарушении гарантийных обязательств можно в Роспотребнадзор лично, обратившись в местное подразделение службы с паспортом. Также можно направить письменное обращение через почтовые службы или на сайте Роспотребнадзора или по горячей телефонной линии 8-800-100-00-04, 8 (499) 973-26-90.

В течении 30 рабочих дней ведомство рассмотрит обращение и вынесет решение. Если заявление принято, то будет проведена проверка компании, на которую подана жалоба. Результатом может стать даже прекращение работы организации. Однако Роспотребнадзор не может взыскать деньги в пользу покупателя, поэтому вернуть их можно только через суд.

Потребитель вправе отстаивать свои права в судебном порядке, такое право закреплено в п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителя…».

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. К нему следует приложить подтверждающие обстоятельства документы, на которые вы ссылаетесь в тексте искового заявления и расчет взыскиваемой у продавца или импортера денежной суммы.

Что можно сделать с бракованным товаром?

Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает несколько вариантов урегулирования ситуации с браком.

Покупатель имеет право:
  • потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Как это сделать?

Найти товарный чек и гарантийный талон и сделать по две копии. После этого следует написать заявление на имя генерального или исполнительного директора фирмы, или магазина, где вы приобретали товар. Фамилию и инициалы этого человека можно уточнить в магазине. В этом заявлении в произвольной форме следует описать сложившуюся ситуацию и указать, что вы от него хотите. Заявление тоже следует распечатать в двух экземплярах.

У вас должно получится два одинаковых комплекта документов: заявление, копия товарного чека, копия гарантийного талона. Все оригиналы документов должны остаться у вас на руках, в случае судебного разбирательства.

Со всем документами и товаром, требующим замены вы обращаетесь в магазин и вручаете оба комплекта документов продавцу. Один комплект документов продавец оставляет у себя, на другой обязан проставить печать и роспись. Заверенные документы отдаются вам на руки. Перед этим продавец может осмотреть товар и попросить вернуть его в полной комплектации, в таком случае он обязан выдать вам опись.

Магазин отправит ваш товар эксперту для подтверждения неисправности. Эксперт также определит гарантийный ли это случай или нет.

В случае подтверждения неисправности вам удовлетворят прошение о замене, ремонте или возвращении денежных средств.

23 июня 2022
Вернуться в раздел