Работа на перспективу: на форуме «Цифровая экономика» рассказали о специальностях будущего

7 февраля 2024
Время чтения: 5 минут
Кристина Кормилицына/Фотохост-агентство РИА Новости

ИТ-образование стартует в «Кванториумах» и «IT-кубах» и продолжается на цифровых кафедрах колледжей и вузов. Еще одной площадкой, где можно узнать о новых возможностях для учебы, пройти квиз о безопасности в Сети, создать электронный игровой кубик или даже заглянуть в будущее без интернета, стал форум, который прошел 6 февраля на выставке «Россия». Рассказываем, почему стоит посетить ВДНХ.

Найти себя в ИТ


Программа форума включала 51 мероприятие на 18 площадках: лекции, квизы, мастер-классы, паблик-токи и сессию, посвященную цифровым кафедрам российских вузов. Особое внимание организаторы уделили образованию будущих специалистов, формированию новых цифровых профессий и интернет-безопасности пользователей всех возрастов.

Свежей информацией и прогнозами о развитии цифровых технологий и месте человека в новом мире поделились более 70 спикеров. В их числе — директор по дизайну «ВКонтакте» Артемий Лебедев, руководитель направления коммуникации Sber AI Ксения Кузнецова, завкафедрой ИКТ НИТУ МИСИС Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта, руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко.

Образование, связанное с цифровыми технологиями, программированием, робототехникой пользуется повышенным спросом у младших школьников, которые хотят научиться программировать, придумывать и собирать роботов, управлять беспилотниками. Однако, несмотря на популярность цифровых направлений образования, специалистов все равно недостает.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко, выступая на форуме, подчеркнул: «Потребность в ИТ-кадрах сохраняется, но мы ежегодно увеличиваем количество бюджетных мест в высших учебных заведениях. В 2023 году оно выросло до 470 тысяч. Ежегодно растет и количество ИТ-специальностей, охватывая все новые направления современного ИТ-образования».

Более 250 тыс. школьников и студентов колледжей проходят курсы программирования, а в вузах на ИТ обучаются 278 тыс. человек. К 2024 году на бюджетные места по ИТ-специальностям планируется принять не менее 500 тыс. молодых людей.

RIA_8476908.HR.jpg

Машина для человека


В лектории Wink ученый в области искусственного интеллекта Никита Моисеев прочитал лекцию «Настоящее и будущее искусственного интеллекта в России и мире». Он рассказал о типах машинного обучения и о том, какое будущее с искусственным интеллектом нас ждет — обо всех преимуществах и опасностях ИТ. 

Борьбе с цифровыми угрозами не в будущем, а в настоящем, был посвящен паблик-ток «Как крупные интернет-компании защищают пользователей», представленный компанией «Авито».

Портал «Учи.ру» провел на форуме квиз «Безопасный интернет», ведь о том, как защититься от угроз в интернете самостоятельно, распознать фишинг, кардинг и прочие мошеннические схемы, надо знать не только взрослым, но и детям. Кто-то закрепил знания, а кто-то и узнал о новых угрозах и методах защиты от них.

Российская ассоциация электронных коммуникаций провела для детей «Цифровой диктант», с которым большинство участников справились на отлично. А «Яндекс» представил увлекательный мастер-класс по созданию электронного игрового кубика.

Профессия из будущего


Более серьезная программа была представлена в павильоне D для студентов. Начальник отдела молодежных инновационных программ и проектов Фонда содействия инновациям Наталья Чернихова рассказала о федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства» и конкурсе «Студенческий стартап». Он дает шанс стать успешным ИТ-предпринимателем, не дожидаясь окончания университета. Победители конкурса провели для участников встречи мастер-класс «Бизнес со студенческой скамьи: разработки будущего».

Также на форуме можно было пообщаться с победителями и партнерами цифровых хакатонов, а еще присмотреть для себя вуз. Представители МГИМО, МФТИ, Московского Политеха и Университета Иннополис рассказали школьникам о своих цифровых кафедрах. Обучаться на них можно параллельно с основным образованием. Это прекрасная возможность повысить свои шансы на трудоустройство в ведущие российские компании.

Руководитель управления спецпроектов ТАСС Алексей Бутенко выступил с лекцией «Цифровая экономика — это не только про айтишников». Спикер рассказал о профессиональных областях, на которые стоит обратить внимание гуманитариям, чтобы найти себя в цифровом будущем. Это журналистика, креативные индустрии, блогинг, промпт-инжиниринг.

Большую программу о промпт-инжиниринге, который, похоже, скоро станет востребованной специальностью, подготовил Сбербанк. О том, как использовать искусственный интеллект для работы и обучения, промпт-инженер Ольга Дмитриева рассказала на примере GigaChat — языковой нейронной модели, которая может генерировать тексты, сказки, квесты и изображения. В перспективе для управления цифровыми системами потребуется больше специалистов, профессии которых сегодня еще не имеют названий.