Эволюция технологий влияет на все сферы человеческой деятельности. Один из ярких примеров – перемены, которые цифровизация и роботизация внесли в авиационную технику. В последние годы создано огромное количество видов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с различными сценариями их применения. Без них уже невозможно представить современную жизнь. Отвечая на вызов времени, Россия создает новую отрасль экономики, связанную с созданием и использованием гражданских беспилотных авиационных систем (БАС).
Объясняем, как будет развиваться производство беспилотников, какие меры господдержки предусмотрены для отрасли, и где будут учиться операторы дронов.
Беспилотники: и в беде, и в радости
Как сообщается на сайте Правительства РФ, гражданские беспилотные авиационные системы уже имеют успешный опыт применения в России.
Системная работа по поддержке разработчиков беспилотных технологий ведется в России с 2010 года. На ранних этапах вопросами БПЛА занимались в основном институты развития.
С 2016 года в рамках «Национальной технологической инициативы» функционирует дорожная карта «Аэронет», сфокусированная на воздушных беспилотных технологиях.
В декабре 2021 года в подмосковной Дубне было завершено строительство первого в России завода по выпуску беспилотников самолетного и вертолетного типа.
На сегодняшний день Росавиация зарегистрировала в России уже более 100 тысяч дронов.
БАС применяются в разных отраслях. Например, использование беспилотников для инспекции состояния энергосетей позволило сократить сроки проведения таких проверок в 5 раз. Вовремя выявленные повреждения снизили риск возникновения аварий на сетях в 8 раз. В картографии и кадастре использование беспилотников уменьшило стоимость комплексных работ на 20%. В сфере экологического контроля беспилотные авиационные системы (БАС) позволяют выявлять в 4 раза больше нарушений при том же штате инспекторов.
Наибольший потенциал для применения беспилотников имеется в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании и актуализации геопространственных баз данных и доставке грузов в труднодоступные районы. Также беспилотники играют ключевую роль в решении задач национальной безопасности.
Больше БАСов, хороших и разных!
По поручению Президента РФ Владимира Путина разработана Стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года.
Стратегией определены пять ключевых направлений (федеральных проектов) развития новой отрасли экономики по созданию и использованию гражданских беспилотников.
Первое касается стимулирования спроса на отечественные БАС. Второе — мер разработки и серийного производства таких систем, а также создания крупных производственных центров, обеспечивающих внедрение новых технологий при создании беспилотников. Третье направление подразумевает развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов. Четвёртое структурирует подготовку кадров для беспилотной авиации. Пятое направление касается фундаментальных и перспективных исследований в сфере беспилотных авиационных систем.
Цель — запустить в России предприятия, которые будут заниматься не только финальной сборкой, но и выпуском материалов и комплектующих, подготовкой программных решений.
«В настоящее время параллельно с разработкой Стратегии развития беспилотной авиации по поручению Президента России Правительство завершает формирование национального проекта развития беспилотных авиационных систем. Национальный проект станет основным управленческим механизмом реализации принятой Стратегии», — прокомментировал первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС) должен быть утвержден Правительством РФ до 1 сентября этого года.
Россия в целом готова к запуску и развитию отрасли беспилотных авиационных систем, уверен Андрей Белоусов. По его словам, оценка спроса на беспилотные летательные аппараты до 2030 года составляет почти 1 трлн рублей.
Основа основ: разработка и производство
Разработка и серийное производство беспилотных авиационных систем — это ключевой момент Стратегии. И здесь нельзя ограничиваться только поддержкой производителей. По мнению экспертов, этот федеральный проект должен состоять из нескольких уровней. Первый связан с ведущими производителями, второй затрагивает все, что связано с производственной кооперацией. Третий включает в себя разработку технологий. На производственном уровне какой-либо монополизации не планируется.
Консолидатором гражданского государственного заказа на беспилотную продукцию станет Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).
В 2024 году в стране должно быть произведено порядка 18 тыс. крупных и средних беспилотников.
НПЦ в регионах: создать и испытать
Уже сейчас началось создание системы научно-производственных центров (НПЦ) в сфере беспилотных авиасистем. За это направление отвечают Минпромторг, правительство Москвы, АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» и ряд других организаций.
Разработкой и серийным производством беспилотников займутся десять российских регионов. Центры подготовки кадров и НПЦ будут созданы в Рязанской, Новосибирской, Новгородской, Калужской, Воронежской, Белгородской, Нижегородской областях, а также на Сахалине, в Башкортостане и Севастополе. В НПЦ будут производить такие элементы БАС, как электродвигатели, фотоника, системы радиоподавления, навигация и т. д.
У каждого региона будет своя специфика в этой работе. Например, Севастополь планирует сосредоточиться на создании транспортных беспилотных авиационных системы лёгкого и среднего классов, предназначенных для эксплуатации в сложных условиях: на море, в горах или при плохой погоде. В Крыму также планируют производство ключевых систем, к которым относятся полётные контроллеры, операционные системы реального времени и силовая электроника. Башкортостан планирует сделать акцент на разработке автономных беспилотников, программного обеспечения для дронов, а также композитных материалов. Нижегородская область сосредоточит усилия на создании компактных систем связи и навигации, систем электроснабжения и бортовых компьютеров.
Поддержка неба — на земле
Для производителей беспилотников, потребителей, а также малых технологических компаний предусматривается серьезный пакет мер господдержки, которые входят в федеральный проект «Стимулирование спроса на отечественные БАС».
Производителям предлагается субсидирование стоимости летного часа и затрат на приобретение или лизинг беспилотников. Предусмотрена поддержка создания и развития производства, а также исследований и разработок. Через предоставление грантов и субсидий будет стимулироваться создание опытных образцов. Создателям БАСов будет предоставлен доступ к необходимой инфраструктуре, включая испытательные стенды. В рамках инвестиционной кластерной платформы обеспечиваются налоговые льготы по аналогии с IT-компаниями.
Сегодня на стадии публичных обсуждений находится проект постановления Правительства о правилах субсидирования производителей и эксплуатантов беспилотников. Документ, подготовленный Минпромторгом РФ, регламентирует предоставление субсидий изготовителям беспилотных авиационных систем на компенсацию части затрат, связанных с предоставлением скидки покупателям их продукции. За время реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы» поддержка будет оказана более чем 20 изготовителям.
Параллельно Минпромторг выставил на публичное обсуждение проект субсидирования эксплуатантов БАС для компенсации части стоимости летного часа. Эта субсидия, как ожидается, будет предоставляться в размере до 95 тыс. рублей на один летный час в зависимости от типа судна (самолет легкий, самолет средний, вертолет средний и вертолет тяжелый). По предварительным оценкам, в период 2024-2026 годов поддержка может быть оказана более чем 30 проектам.
«Поддержка в виде компенсации скидок усилит конкурентные позиции российских производителей относительно иностранных аналогов. За счет этого механизма только в ближайшие три года могут быть обеспечены закупки почти 14 тысяч отечественных БАС на сумму более 4,5 млрд рублей», — прокомментировал первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак сообщил, что в 2023-2024 годах отрасль создания беспилотников включат в балльную систему поддержки промышленности. «По той информации, которую мы видим, мы прогнозируем, что объем производства БАС в нашей стране составит не менее 6,1 тыс. штук, включая все классы и типы, но возможно эти цифры будут больше», — сказал он.
Обучение операторов
Для зарегистрированных в России 100 тысяч дронов нужно не менее 100 тысяч хорошо обученных операторов.
Для формирования кадрового резерва специалистов по беспилотной авиации в 2024 году планируется начать разработку учебных модулей и основных курсов обучения по БАС. Эти компоненты будут внедрены в программы общего, среднего профессионального и высшего образования. Вести эту работу будут Минпросвещения, Минобрнауки, правительство Москвы и АНО «Университет НТИ 2035». Им же поручено создать цифровой реестр кадров БАС, связывающий данные о вакансиях и кадровом потенциале специалистов в этой области.
Минпросвещения уже внесло позицию «оператор беспилотных авиационных систем с максимальной взлётной массой 30 кг и менее» в утвержденный перечень профессий, которым будут обучать в колледжах России.
Обучить 100 тысяч человек — задача вполне реальная, считает эксперт по беспилотным технологиям, основатель профильной компании «Геоскан» Алексей Семенов. «У молодых людей наблюдается большой интерес к этой профессии. Они хотят проходить обучение, даже не зная, где будут трудоустроены. Надо годами учиться управлять тяжелыми беспилотниками. Но овладеть навыками управления легкими беспилотниками можно довольно быстро», — рассказал эксперт.
Новый нацпроект создает условия для мощного рывка в создании БАС. Беспилотные авиационные системы в скором времени займут достойное место в различных сферах жизни страны.