Развитие арктических городов и портов Северного морского пути, обновление ледокольного флота, наращивание спутниковой группировки — эти и другие темы обсуждались 28 февраля, в День Арктики, на заседании комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Северный морской путь и Арктика».
Объясняем, как укрепляют позиции России в Арктической зоне и создают комфортные условия для жизни и работы в Заполярье.
Люди – это сила
На протяжении столетий Арктика являлась ареной выдающихся достижений нашего народа, символом его побед, отметил помощник Президента, секретарь Госсовета РФ Алексей Дюмин. По его словам, сегодня этот регион обретает новое значение, становясь ключевым элементом обеспечения будущего страны. Для того, чтобы Россия сохранила лидерство в Арктике, требуется консолидация всех доступных инструментов, включая финансовые и управленческие.
«Главная движущая сила экономического роста и развития Арктики – люди, связавшие свою судьбу с Севером, – подчеркнул Алексей Дюмин. – И задача государства – обеспечить северянам достойное качество жизни. В этой связи основными направлениями нашей работы остаются формирование комфортных жилищных условий, развитие современной социальной и инженерной инфраструктуры»
Фото: Управление Госсовета РФ
Арктика требует системных решений, поэтому необходим комплексный проект по развитию Арктической зоны РФ и Северного морского пути , полагает губернатор Мурманской области, председатель комиссии Госсовета «Северный морской путь и Арктика» Андрей Чибис.
Как отметил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, Правительство поэтапно реализует программы, направленные на привлечение инвестиций в экономику региона, создание новых предприятий, модернизацию городов, а главное – повышение качества жизни людей в Арктике.
Ледяные кладези
Огромную роль в увеличении инвестиционной привлекательности региона играют созданные территории опережающего развития и особый экономический режим Арктической зоны России, заявил Алексей Чекунков. По его словам, уже реализуются почти 1 тыс. новых проектов с общим объемом инвестиций более 2 трлн рублей. И это только вложения резидентов.
«Общий объем реализуемых в Арктике инвестпроектов превышает 35 трлн рублей, — пояснил Алексей Чекунков. - Каждый шестой рубль ВВП России сегодня создается в Арктике».
Заполярье производит около 15% ВВП, поэтому следует вкладывать дополнительные средства в ее развитие, отметил Андрей Чибис.
Внимание к Арктике растет и из-за запасов природных ресурсов. Здесь добывают 99% платиноидов, 100% никеля и редкоземельных металлов, 90% кобальта, 99% апатитовых руд, под землей содержится 19% общемировых запасов природного газа, а запасов нефти хватит примерно на 130 лет. Для эффективной работы минерально-сырьевых центров предстоит развивать транспортную и энергетическую инфраструктуру, открывать заводы по переработке сырья, расширять логистические цепочки для вывоза готовой продукции.
В Арктике, по словам губернатора Мурманской области, сегодня создается новая экономика для будущих поколений. Поэтому в числе приоритетных задач — развитие коммерческого, дноуглубительного и ледокольного флота. Северный морской путь — самая протяженная морская граница длиной 20 тыс. км, он связывает все арктические регионы, обеспечивает национальную безопасность и логистику для арктических инвестпроектов.
Продолжится реализация закона о северном завозе, который вступил в силу в 2024 году: он позволяет своевременно и по более низким ценам доставлять на труднодоступные территорий Крайнего Севера товары первой необходимости: продовольствие, медикаменты.
Путин потребовал не откладывать реализацию проектов в Арктике
Предложения, которые обсуждались на комиссии Госсовета, лягут в основу комплексного проекта по развитию Арктической зоны РФ и Северного морского пути. Дискуссия продолжится на полях VI Международного арктического форума «Арктика — территория диалога», который состоится 26-27 марта в Мурманске.