Небесные вездеходы: как расширяется сфера применения гражданских беспилотников

16 сентября 2024
Кирилл Кухмарь/ТАСС

Сценарии применения беспилотников в гражданской авиации расширяются год от года. Дроны выполняют самые разные задачи, от доставки грузов до поиска пропавших людей, и постепенно становятся более технологичными. 

Разработки в этой области субсидирует государство, а национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС) способствует импортозамещению. Причем все чаще заменяют не только комплектующие для дронов, но и их «умную» начинку — электронику и микросхемы.

Объясним, в каких сферах сейчас нужны гражданские беспилотники и какие меры государственной поддержки предусмотрены для развития отрасли.

Стальные руки-крылья


Беспилотные технологии — быстрорастущий мировой рынок, который, по прогнозам экспертов, к следующему году может превысить 48 млрд долларов. Активное развитие этих технологий происходит и в России. 

«Согласно исследованию "Ростелекома", по итогам 2023 года отечественный рынок БПЛА в гражданском секторе вырос на 63%, составив более 8 млрд рублей, — отмечает доцент Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского Сергей Курапов. — В 2024 году, по прогнозам, он превысит 13 млрд рублей, а к 2028 году достигнет почти 82 млрд рублей».

Стратегия развития беспилотной авиации до 2035 года предполагает появление новой отрасли экономики, связанной с разработкой и использованием гражданских беспилотников. По данным заместителя генерального директора НИЦ «Аэроскрипт» Андрея Яблокова, в России сегодня зарегистрировано более 105 тыс. дронов. Эксперт уверен, что их количество будет расти и к 2030 году может достичь 1 млн.

«На сегодняшний день сферы применения БПЛА существенно отличаются от тех, что мы могли представить еще два-три года назад, — говорит коммерческий директор компании "Лаборатория будущего" Павел Камнев. — Помимо обследования территорий, линейных объектов и доставки грузов сегодня дроны активно применяются для поиска потерявшихся людей, лесных пожаров, оценки их площадей и направления распространения, для диагностики состояния воздуха и наличия вредных веществ, например, на промышленных предприятиях, для оценки выработки пород в открытых, а с недавнего времени и на шахтных добычах. Гражданские беспилотники помогают практически во всех отраслях».

В качестве примера Павел Камнев приводит дрон «Канатоход», разработанный «Лабораторией будущего». Этот беспилотник может приземляться на линии электропередач под высоким напряжением, чтобы провести ремонт или установить оборудование. Таким образом, он помогает снизить риски для работников электросетевых компаний.

Не отстает и нефтегазовый сектор: беспилотники фотографируют трубопроводы и в режиме реального времени передают снимки аналитикам. А те выявляют разливы, утечки, коррозию, несанкционированные врезки и другие повреждения труб.

«С внедрением беспилотных технологий стало удобнее обследовать объекты линейной инфраструктуры, к примеру, дорожное полотно, — убежден генеральный директор АО УК ИНТЦ "Аэрокосмическая инновационная долина" Павел Новицкий. — В строительной отрасли начали использовать БПЛА для построения 3D-моделей зданий для контроля их состояния, подготовки к реставрации и контроля самого процесса. Видеосъемка с дрона может стать основой для создания сложных 3D-моделей населенных пунктов, планирования развития городов и даже целых агломераций, контроля ремонта инфраструктуры городов, планирования транспортного каркаса и транспортных потоков». 

По словам Сергея Курапова, российский рынок БПЛА в сфере строительства ежегодно растет более чем на 30%. Дроны также используют для контроля за незаконными свалками и вырубкой леса, а также для наблюдения за состоянием льдов на Северном морском пути.

«Уже можно констатировать доказанные эффекты от использования БАС: рост производительности труда в сельском хозяйстве в два раза при обработке растений, снижение на 13% затрат на агрохимикаты, снижение в восемь раз риска аварий за счет объективной инспекции линий электропередач, в пять раз выше скорость инспекций, снижение затрат на воздушное патрулирование газопроводов в три раза, снижение на 20% стоимости комплексных кадастровых работ, снижение в два раза стоимости полевых работ в геологоразведке», — отмечали в январе в секретариате Андрея Белоусова, занимавшего тогда пост первого вице-премьера РФ.

TASS_62619675.jpg

Юрий Смитюк/ТАСС

Важен каждый колосок


«Основных сфер применения гражданских БАС три: воздушный мониторинг и дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), внесение различных веществ в атмосферу и на поверхность планеты, перевозка грузов», — перечисляет заместитель генерального директора по стратегическим проектам компании «Геоскан» Андрей Грудев.

Как отмечает эксперт, последние три года БАС активно применяют в сельском хозяйстве. Дроны используют для внесения удобрений, опрыскивания полей пестицидами и контроля состояния почвы. На долю этой отрасли приходится примерно 40% всего российского рынка гражданских беспилотников.

«Сельское хозяйство — ключевая отрасль применения дронов, — говорит председатель Союза беспилотной сельхозавиации (СБСА) Василий Птицын. — В перспективе на него придется до 80% рынка беспилотников. Их все больше задействуют для агромониторинга. Крупные аграрные предприятия понимают выгоды, которые могут дать БАС».

Современные технологии обработки и мониторинга полей с помощью агродронов имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами. Глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская приводит убедительные аргументы в пользу БАС: 

  • более низкая стоимость приобретения и обслуживания по сравнению с наземной техникой;

  • высокая эффективность обработки посевов;

  • сохранение целостности почвы;

  • возможность высокоточной обработки, в том числе труднодоступных участков. 

По мнению Кристины Романовской, использование таких технологий приведет к росту урожайности и снижению себестоимости продукции.

«Для себя мы определили первоочередным направлением именно мониторинг состояния посевов при помощи мультиспектральной камеры и лидара, установленных на борту беспилотника, — продолжает эксперт. — На данном этапе полученные данные анализируются в специализированных программах без применения искусственного интеллекта. Но следующим логичным шагом является разработка решений на базе ИИ».

По словам Кристины Романовской, это позволит более эффективно обрабатывать посевы.

Вам посылка


Еще одно направление использования БПЛА в 2024 году — сфера доставки, особенно в труднодоступные районы.

«Имеется в виду доставка B2C (бизнес — потребителю. — Прим. ред.), когда продукт доставляется непосредственно клиенту или в пункт выдачи, — поясняет Сергей Курапов. — Возможность получать заказы с маркетплейсов, медикаменты, небольшие посылки может улучшить условия жизни в отдаленных районах и снизить отток населения. Специально для этого в некоторых регионах России создаются ЭПР (экспериментальные правовые режимы), упрощающие правовое регулирование использования БПЛА».

Беспилотная аэрологистика делает первые шаги, считает Андрей Грудев. По его мнению, регулярные перевозки с использованием БПЛА на большей части территории страны станут доступны через несколько лет.

Одной из первых тестировать беспилотных почтальонов начала «Почта России». В компании заявили, что до конца 2024 года планируют запустить беспилотную доставку по нескольким десяткам маршрутов в труднодоступных районах Чукотского, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, а также на Камчатке. 

С 2023 года в Ямало-Ненецком автономном округе действует регулярный беспилотный грузовой маршрут. Его реализует ООО «Газпромнефть-Снабжение». А «Лаборатория будущего» уже запустила линейку грузовых платформ и успешно доставляет грузы в труднодоступные районы ХМАО и ЯНАО.

По данным Сергея Курапова, к 2030 году планируется расширить протяженность беспилотных коридоров для доставки грузов как минимум до 19,5 тыс. км.

Неба хватит на всех


В последние годы Россия значительно продвинулась в разработке, тестировании и внедрении технологий, направленных на предотвращение конфликтов, обеспечение безопасных цифровых полетов и связи с беспилотниками. Андрей Яблоков из НИЦ «Аэроскрипт» отмечает, что по мере создания необходимых технологий, инфраструктуры и появления надежных аппаратов будет развиваться городская аэромобильность — перевозка людей и грузов в черте города.

«Важным шагом к цифровым полетам стала интеграция беспилотных воздушных судов (БВС) в цифровую платформу "Небосвод", а также информационное обеспечение миссий по аэрологистике, мониторингу, сельскохозяйственным операциям, — рассказывает Андрей Яблоков. — Такой слаженный комплекс решений имеет, помимо прочего, высокий экспортный потенциал, поскольку во многих странах данные технологии находятся на разных стадиях зрелости и не синергичны».

Как отмечает эксперт, основные производители беспилотных воздушных судов уже интегрированы с системой. Эти БВС выполняют различные задачи, включая аэрофотосъемку и мониторинг критической инфраструктуры.

Также налажен обмен данными с системой контроля воздушного пространства (СКВП) компании ЦКБА, которая входит в состав государственной корпорации «Ростех». СКВП, или система «антидрон», обнаруживает БВС и сверяет полученные данные с системой «Небосвод» для идентификации борта, внешнего пилота и проверки законности полета.

В отрасли ожидают, что рынок будет стремительно расти после того, как законодательно будет завершена работа по интеграции дронов в воздушное пространство. Сейчас компания «Аэроскрипт» работает над системой предотвращения столкновений для беспилотников, которые не получают диспетчерских услуг по эшелонированию.

Работа ведется поэтапно и включает несколько функций: 

  • наблюдение и предоставление пилотам информации об окружающем трафике; 

  • обнаружение конфликтов и формирование оповещений для пилотов;

  •  формирование рекомендаций по уклонению.

Часть функций, таких как наблюдение, информирование о трафике, прогноз конфликтов и оповещение пилотов, реализована. Выпущен релиз цифровой платформы «Небосвод» — это  первая российская система, которая автоматизирует взаимодействие пользователей воздушного пространства с согласующими полет ведомствами.

Если исключить риск столкновения беспилотников и пилотируемых бортов в небе, то все больше дронов получат разрешение летать легально, убеждены аналитики НИЦ «Аэроскрипт». 

TASS_54072790.jpg

Антон Новодережкин/ТАСС

Двигатель прогресса


Молодым отраслям экономики необходимы инвестиции. Поддержка государства направлена в первую очередь на производства БАС полного цикла, поскольку одна из национальных целей развития России — достижение технологического суверенитета.

«Если вы решили купить готовый дрон из Китая или собрать его из китайских комплектующих, то на господдержку вряд ли стоит рассчитывать, — предупреждает Павел Камнев. — В последнее время на рынке появилось достаточно большое количество производителей БАС, но в основном это лишь сборка без какой-либо составляющей собственного производства. Существует процесс оценки процента локализации данных изделий. Компании, которые соответствуют критериям этой оценки, могут получить соответствующие сертификаты на свои изделия, участвовать в реализации государственного гражданского заказа БАС и получать соответствующую поддержку».

Например, на территории особой экономической зоны «Тольятти» создан кластер БАС. Производство дронов там наладили в рекордно короткие сроки — всего за год. Первая очередь завода уже производит агродроны модели «Гектор С-80», на сборке находятся БАС для мониторинга и доставки грузов. 

Производитель выполняет все этапы работы по схеме: разработка и производство отечественных комплектующих, испытания и сертификация, отработка концепций коммерческого использования, сервисное и техническое обслуживание.

Важным событием  для отрасли стал отбор проектов на получение субсидии, которая частично покроет затраты на проведение сквозных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области БАС. Инициативу курирует Минпромторг России. Сбор заявок начался летом и завершился 9 сентября.

Механизм сквозных НИОКР был разработан по нацпроекту «Беспилотные авиационные системы». На поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям будет направлено 44,4 млрд рублей. Общий бюджет национального проекта на 2024–2030 годы превышает 713 млрд рублей. Основная цель — создание 59 новых типов беспилотников к концу 2030 года.

«Под сквозными НИОКР понимается комплексная работа: создается не просто готовый продукт (БАС), но и отдельные, наиболее важные его компоненты, такие как силовая установка, воздушные винты или система управления с элементами ИИ для реализации технологии DAA (Detect And Avoid), — поясняет Андрей Грудев из "Геоскана". — Это и есть современные технологии. Если бы Минпромторг субсидировал создание и производство только самих БАС, то это могло бы привести в конечном счете к продвинутой, но все же "отверточной" сборке из импортных компонентов».

По мнению Павла Новицкого, такой подход будет способствовать быстрой разработке и изготовлению российской унифицированной компонентной базы, которую можно будет применять во многих других типах беспилотников. 

«Согласно условиям, головной исполнитель формирует техническое задание не только на конечный продукт, но и на все ключевые комплектующие, которые в настоящий момент в России не производятся, — добавляет эксперт. — Во главу угла ставится принцип унификации, когда создаваемый прибор может находить применение в других — типовых или индивидуальных — разработках. Результаты будут ясны по завершении работ, однако уже можно сказать, что это отличная и очень своевременная мера для развития отрасли беспилотного транспорта».

Меры поддержки


Сейчас действует беспрецедентное количество мер господдержки, направленных на развитие отрасли БАС, полагают в АО УК ИНТЦ «Аэрокосмическая инновационная долина».

«Минпромторг, который разработал целый ряд механизмов поддержки; субсидируются летные часы и скидки на приобретение БПЛА; создана грантовая программа по разработке конструкторской документации и сертификации; разработаны и проводятся программы обучения в рамках высшего, среднего и дополнительного образования и так далее», — перечисляет Павел Новицкий.

Финансирование и поддержка в процессе сертификации беспилотных летательных аппаратов, а также патентная поддержка и государственный гражданский заказ действительно работают, подтверждает Василий Птицын.

Павел Новицкий напоминает, что Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) запустила программу льготного лизинга беспилотных аппаратов, которая предусматривает финансирование в размере 3,1 млрд рублей. Это способствует активному росту спроса на дроны.

По национальному проекту «Беспилотные авиационные системы» действует портфель инструментов поддержки, сообщили в пресс-службе Фонда развития промышленности. В него входят: 

  • займы Фонда развития промышленности;

  •  кредиты, предоставляемые в рамках Кластерной инвестиционной платформы;

  • гранты Агентства по технологическому развитию на разработку конструкторской документации;

  • инструменты Минпромторга: льготы при лизинге, субсидии на покупку БАС, затраты на эксплуатацию (летный час) и на сквозные НИОКР;

  • гранты на обратный инжиниринг комплектующих и сертификацию.

«Производители беспилотных авиационных систем и комплектующих к ним могут обратиться в ФРП и получить займы в рамках одной из подходящих программ финансирования в размере до 1 млрд рублей под 3 или 5% годовых на срок до пяти лет, — добавляют в Фонде развития промышленности. — Для приобретения производственного оборудования лучше всего подходят программы Фонда "Проекты развития", "Комплектующие изделий" и "Лизинговые проекты"».

Кроме того, если компании требуются значительные инвестиции, то можно подать заявку на кредит через Кластерную инвестиционную платформу, где есть возможность получить до 100 млрд рублей. Процентная ставка по кредиту зависит от ставки Банка России и на данный момент составляет 8,4% годовых.

Помимо прочего, для стимулирования отрасли проводят конкурсы, запускают программы поддержки начинающих компаний, акселераторы, которые организует Национальная технологическая инициатива, Агентство стратегического развития и различные фонды, разыгрывают гранты. 

Кроме того, используются технологические долины, которые предлагают различные услуги. Это и налоговые режимы, и таможенные льготы, и привлечение инвестиций, и выстраивание кооперационных цепочек, а также помощь в связях с общественностью и органами власти.

«Все это абсолютно работающие механизмы, и без всякого сомнения можно сказать, что для разработчиков и производителей БПЛА сейчас наступило золотое время», — заключает Павел Новицкий.

16 сентября 2024
Вернуться в раздел

Читайте также

Без просчетов: что делать, если пенсия пришла меньше, чем обычно

Ставка на железного коня: как рассчитать транспортный налог

Гарантия качества: почему отечественная медицина востребована у иностранцев

Курс на крипту: какие правила установили для майнеров

Снимаем сливки: почему не стоит ожидать резкого роста цен на молочные продукты

Детский отдых: как получить компенсацию за путевку в лагерь

Будьте здоровы: какие прививки нужно делать взрослым

Креатив на миллион: как государство поддерживает студенческие стартапы

Не углем единым: как развивается зеленая энергетика на Чукотке

На хорошем счету: как инвестировать в облигации федерального займа

Новые отечественные технологии: как компания «Лидкор» развивает производство медицинского оборудования

С заботой о каждом: какие проекты победили в Национальной премии «Наш вклад»