На работу как на праздник: почему конкурс «Мастер года» повышает престиж рабочих профессий

6 августа 2025
Время чтения: 14 минут
Из личного архива героев

Хороший педагог — еще и наставник: он учит ребят творческому подходу к работе, помогает вовлечься в профессию. Именно так поступают участники Всероссийского конкурса «Мастер года» — преподаватели колледжей и техникумов. Выполнение конкурсных заданий само по себе дает и новый опыт, и обратную связь от студентов. Объясняем, какие практики применяют педагоги для того, чтобы выбранная специальность стала для детей делом всей жизни.

Победит сильнейший

В этом году на Всероссийский конкурс педагогов среднего профессионального образования «Мастер года» подали заявки свыше 9,8 тыс. учителей из 2,4 тыс. колледжей и техникумов страны. Самым взрослым участником оказался 80-летний преподаватель из Новосибирской области, а самым молодым — 19-летний конкурсант из Санкт-Петербурга. На региональный этап пригласили более 2,5 тыс. человек, из них в финал вышли 89, по одному от региона. В конце сентября они встретятся в Курске на итоговом состязании.

Финалисты, которые завершили с самыми высокими баллами два испытания — «Конкурс образовательных кейсов» и «Открытый урок» — попадут в десятку призеров. Они примут участие в третьем испытании финального этапа «Влюбить в профессию». Им предстоит заинтересовать и увлечь школьников, студентов и экспертов рассказом о своем пути в педагогику.

Из числа призеров будет выбран абсолютный победитель: его имя объявят 2 октября, в День среднего профессионального образования (СПО). Лауреат получит денежную премию и статус советника министра просвещения РФ на общественных началах.

Мы побеседовали с пятью финалистами и узнали, что вдохновило их включиться в состязание за звание лучшего педагога СПО.

 Региональный этап конкурса «Мастер года» объединил свыше 2,5 тыс. участников Читайте по теме Региональный этап конкурса «Мастер года» объединил свыше 2,5 тыс. участников 19 мая 2025
18312902-cd2f-4d1b-a75c-2c6bcdb9b123.jpg
Из личного архива героев

Эльмира Ульянова: наставничество — это взаимный выбор

«Конкурс „Мастер года“ — это как „гол престижа“ в системе среднего профессионального образования, — говорит Эльмира Ульянова, преподаватель Казанского педагогического колледжа. — Но главная ценность участия — не победа, а инвестиция в себя. Возможность стать лучшей версией себя и показать студентам, как это сделать».

Ее слова звучат как девиз. И неспроста: за плечами Эльмиры Эдуардовны — десятки побед подопечных в чемпионатах «Молодые профессионалы», всероссийских конкурсах для педагогов и логопедов. Она не просто учит — вдохновляет.

Решение участвовать в конкурсе «Мастер года» пришло не сразу. «В моей жизни каждый новый этап начинается как у электронов в проводниках — от минуса к плюсу», — признается она. Студенты подтолкнули: «Вперед, кто, если не вы, а мы за вами!»

И она рискнула. Потому что убеждена: СПО — это не «запасной аэродром», а трамплин для тех, кто хочет быстро войти в профессию, зарабатывать и расти, участвовать в реальных проектах, конкурсах, грантах.

«Сейчас в тренде профессии на стыке областей, учебные программы, где много практики на современном оборудовании, на производстве, — отмечает Эльмира Эдуардовна. — В этом смысле „Мастер года“ как раз становится витриной престижных и востребованных траекторий в СПО».

По мнению Ульяновой, наставничество — это взаимный выбор. «Я не могу утверждать, что все студенты и молодые педагоги видят во мне наставника. Но я стараюсь создавать условия для возникновения таких отношений», — говорит Эльмира.

Молодежь зачастую воспринимает преподавателей, особенно пожилых, в первую очередь как менторов, да и им бывает непросто найти общий язык со студентами. Но проект Эльмиры «Академия педагогического лидерства» (поддержанный грантом главы Татарстана) меняет правила игры. Здесь наставничество работает в триаде: мастер — молодой педагог — студент, то есть более гибко. За такой подход Эльмиру Эдуардовну отметили знаком «Почетный наставник».

Сегодня Эльмира готовится к финалу в Курске. Ее концепт «Профессия как код доступа» должен влюбить в педагогику даже тех, кто еще сомневается.

А еще она мечтает о статусе советника министра просвещения. Это возможность доносить идеи преподавателей СПО на федеральном уровне, представлять интересы миллионов. «Главное — не бояться расти, — заключает Эльмира Ульянова, — и помнить: если не мы, то кто?»

Кажется, ее студенты уже знают ответ.


8b41c579-62bb-45d2-9a40-3d170b795113.jpg
Из личного архива героев

Николай Сатов: учитель не боится грязи и высоты

«Для меня „Мастер года“ — это возможность доказать, что профессия педагога — одна из самых важных и ценных в мире», — сходу заявляет преподаватель Перевозского строительного колледжа из Нижегородской области Николай Сатов.

Николай Владимирович — специалист по строительству дорог, аэродромов и городских путей сообщения. Но его уроки — не сухие лекции. Он делает ставку на практику и ИТ-технологии, потому что знает: современный специалист должен уметь работать и с бетоном, и с цифровыми чертежами.

А еще Сатов — координатор поисково-спасательного отряда «Волонтер». За пять лет — более ста операций. Пропавшие дети, заблудившиеся старики, стихийные бедствия. Он не просто учит студентов строить дороги — он учит их быть людьми.

«Многие видят во мне пример. Вместе со студентами мы ищем пропавших, помогаем семьям военных, работаем в зонах ЧС», — перечисляет Николай Сатов.

Именно эта гражданская позиция два года назад принесла ему звание «Человек года» в родном городе. А теперь он решил бросить вызов самому себе на федеральном уровне. Решение участвовать в конкурсе «Мастер года» пришло не случайно. В прошлом году Николай помогал готовить другого участника — и тот занял второе место на региональном этапе.

«Конкурс — это повышение квалификации, проверка себя в реальном соревновании, обмен опытом с лучшими», — объясняет он.

Но для него важнее другое — возможность показать, что СПО — это трамплин для сильных, умных, амбициозных.

«Молодежь тянется к реальным навыкам. Особенно популярен „Профессионалитет“, где студенты работают на современном оборудовании, а педагоги проходят стажировки у лидеров отрасли», — отмечает он.
Сейчас Николай готовится к финалу в Курске. Одно из ключевых испытаний — «Влюбить в профессию». Нужно за 10 минут так ярко рассказать о своей специальности, чтобы даже далекий от строительства человек захотел к ней приобщиться.

«Мы снимали видеовизитку с командой студентов. Они сами предложили идеи, сами монтировали. Это было по-настоящему круто!» — вспоминает педагог.

Оценивая статус советника министра просвещения, которого будет удостоен абсолютный победитель, Николай Владимирович подчеркивает: «Это — шанс влиять на систему образования. Участвовать в стратегиях, продвигать инновации, работать с экспертами мирового уровня».

Но даже без победы он уже выиграл. Потому что студенты видят: мастер не просто учит, он меняет мир.

«Хороший педагог не просто дает знания, он зажигает сердца», — говорит Николай. И его студенты — тому подтверждение.

 Рабочий — класс: как в России растет престиж среднего образования Читайте по теме Рабочий — класс: как в России растет престиж среднего образования 20 июня 2025
Чиколаева МАСТЕР ХАКАСИЯ.jpeg
Из личного архива героев

Лидия Чиколаева: выход из зоны комфорта

«На победу я не то чтобы не рассчитывала, этого вообще в мыслях не было, — смеется преподаватель основ безопасности и защиты Родины из Хакасского колледжа профессиональных технологий Лидия Чиколаева. — Когда нам сказали, что мы вошли в пятерку лучших, это было как гром среди ясного неба. А потом — финал. Всероссийский уровень. И вот ты уже не просто педагог из Абакана — ты представляешь весь регион».

Ее голос звучит твердо, но в интонации — легкое волнение. Как будто она до сих пор не верит, что прошла этот путь: от заявки до статуса финалистки конкурса «Мастер года».

Лидия Александровна — человек, который живет своей профессией. В ее кабинете — макеты, сделанные студентами, на стенах — грамоты за военно-патриотические сборы. Она руководит объединением макетного творчества, готовит ребят к чемпионатам «Абилимпикс» и «Профессионалы», а еще — поддерживает супруга, который сейчас на СВО.

«Я не просто учу детей, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, — говорит она. — Я учу их быть сильными. Не бояться трудностей. И конкурс для меня — такой же вызов, как прыжок в неизвестность».

Решение участвовать в конкурсе «Мастер года» далось с трудом.

«Честно? Я не собиралась, — наша собеседница задумывается. — Но коллеги уговорили. Сказали: „Ты у нас боец!“ Ну, думаю, ладно. Подала заявку. А потом... три человека из нашего колледжа прошли в полуфинал! И среди них — я».

Было боязно. Конкуренция — 34 заявки в регионе. Но когда Лидию Чиколаеву выбрали представлять Хакасию на всероссийском уровне, страх сменился азартом.

«Это же новые горизонты! Новые знакомства, обмен опытом. Мы уже сейчас договариваемся с коллегами из других регионов о телемостах, совместных проектах. Конкурс — это не про победу. Это про развитие».

Почему СПО — это круто?

«Раньше все рвались в вузы. Сейчас — другая история, — уверена Лидия. — Молодежь хочет быстрее начать работать, и СПО дает эту возможность. Ты не сидишь над учебниками, ты сразу пробуешь профессию на вкус. Поступил на повара? Через два месяца уже режешь овощи. На модельера-конструктора? Рисуешь эскизы. Это живое дело».

По наблюдению педагога, сегодня рабочие профессии снова в цене. «Мы забыли, как это — работать руками. А сейчас возвращаемся. И это здорово».

Финал в Курске уже не за горами. «Концепт пока держу в секрете, — улыбается Лидия Александровна. — Но хочу показать, что в профессию можно влюбиться, даже если у тебя есть ограничения по здоровью. Наш колледж — базовая площадка для инклюзивного образования. И я верю: каждый может найти свое призвание».

Она мечтает дойти до финального испытания — «Влюбить в профессию».

«Это будет бенефис. Ты показываешь все, на что способен. Может, спою. Может, сыграю... хотя нет, на гитаре я не умею, — смеется. — Но точно удивлю!»

Лидия Чиколаева верит: будущее — за средним профессиональным образованием.

«Хочу, чтобы СПО стало еще сильнее, — говорит наша собеседница. — Чтобы о нас знали. Чтобы родители не боялись отдавать детей в колледжи. Чтобы статус рабочих профессий рос. И конкурс „Мастер года“ — как раз тот рычаг, который может это изменить».


cdeca887-2dcf-4193-a5ae-e836cb95fa3a.jpg
Из личного архива героев

Евгений Пономарев: сварщик — это художник

«Знаете, в чем главный секрет мастерства? — голос Евгения Пономарева звучит так, будто он не просто говорит о сварке, а раскрывает тайну древнего ремесла. — Василий Алексеевич Стаферов, мой наставник, часто повторял: „Сварщик — это художник. Только вместо кисти у него горелка, вместо холста — металл, а вместо красок — огонь“. И я ему верю. Потому что своими глазами видел, как из груды ржавых деталей рождаются скульптуры. Как из „мусора“ появляется Эйфелева башня в масштабе 1:100 или Хищник из голливудского фильма — в полный рост!»

Евгений Пономарев — преподаватель специальности «Сварщик» в Златоустовском техникуме технологий и экономики, одного из крупнейших образовательных учреждений Челябинской области. Но называть его просто педагогом — значит, не сказать ничего. Он — творец, превращающий рабочую профессию в искусство. Восемь лет назад он сам был студентом, а сегодня его арт-объекты стоят в городском парке, а ученики побеждают в конкурсе «Молодые профессионалы».

Но главное достижение Евгения Олеговича — не медали и не грамоты. А то, что он сумел влюбить в сварку десятки ребят, которые раньше и представить не могли, что их будущая специальность может быть творческой.

«Когда я впервые зашел в мастерскую Василия Алексеевича, у меня челюсть на пол упала, — смеется Евгений. — Я думал, сварка — это про трубы, швы и электроды. А там — целая галерея! Сова из шестеренок, рыцари из автомобильных деталей... И я понял: вот оно, настоящее».

Именно тогда наш собеседник осознал: чтобы научить студентов любить профессию, нужно показать им ее красоту. Не просто объяснять, как держать горелку, а дать почувствовать себя создателем новых форм.

«Мы начали с малого: делали небольшие фигурки, потом — сложные композиции, — вспоминает Евгений. — А потом пришла идея создать арт-объект «Челябинская область» для Международного фестиваля молодежи в Сочи.

Это была не просто скульптура — это была поэма в металле. Сварщики запечатлели все то, что характеризует Южный Урал: горные вершины национального парка «Таганай», автомобиль «Урал», дамасскую сталь — гордость Златоуста, и Луну с символом Курчатовского атома. За эту композицию в 2024 году техникум получил грамоту и медаль от Президента Российской Федерации.

«Когда студенты видят, что их работа становится частью истории, у них глаза загораются, — говорит Евгений Пономарев. — Они уже не простые сварщики, они — авторы».

Для нашего собеседника «Мастер года» — это больше, чем конкурс.

«Я участвовал во многих чемпионатах, но „Мастер года“ — особенный, — признается Евгений. — Здесь важно не просто показать навыки, а заразить своей любовью к профессии. Рассказать всей стране, что СПО — это не про то, „куда идут троечники“, а про старт для настоящих специалистов».

К финальному заданию конкурса преподаватель готов. «Нам сказали: готовьтесь к тому, что будет сложно. Но для меня это не испытание, а возможность, — говорит Евгений. — Ведь 89 финалистов — это 89 лучших педагогов страны. И если я смогу вдохновить своей профессией хотя бы несколько человек так же, как когда-то вдохновил меня Василий Алексеевич, значит, все не зря».

А еще Евгений Пономарев с теплом вспоминает, как его студенты, снимаясь в открытом уроке для конкурсного видео, внезапно «перевоплотились» в голливудских актеров.

«Они так серьезно готовились, будто их вот-вот номинируют на „Оскар“! Я им говорю: „Ребят, мы же не кино снимаем, давайте попроще, что ли“, а они: „Нет, мы должны всем показать, что мы — звезды!“»

 Взять под крыло: как в России развивают институт наставничества Читайте по теме Взять под крыло: как в России развивают институт наставничества 22 мая 2025
a6a5b6a0-e12b-4b0c-b0de-f4f24f5ef855.jpg
Из личного архива героев

Анастасия Стрельцова: логистика стала призванием

«Когда я готовилась к конкурсу и представляла свой опыт на региональном уровне, о победе даже не думала. Цель была — достойно представить колледж и не подвести людей, которые в меня верят», — признается преподаватель Тверского промышленно-экономического колледжа, победитель регионального этапа конкурса «Мастер года» Анастасия Стрельцова.

Для нее это не просто профессиональный триумф, а подтверждение главного: она на своем месте. И это место — учебная аудитория, где будущие логисты постигают азы профессии.

Годы в коммерческой логистике, десятки успешных проектов, а потом — резкий поворот: Анастасия уходит в образование. Не всем такой шаг понятен, но для нее выбор был осознанным.

«Я пришла в образование десять лет назад из бизнеса, и все эти годы старалась стать настоящим преподавателем», — говорит она.

И получилось. Высшая категория, экспертиза демонстрационных экзаменов, лекторская деятельность в Российском обществе «Знание», наставничество в чемпионатном движении — профессиональный путь Анастасии Александровны впечатляет. Но главное — она горит своим делом.

Когда методист колледжа предложила участвовать в «Мастере года», преподавателя поддержало буквально все ее окружение — от руководства до студентов, от семьи до знакомых в интернете.

«Главной мотивацией стало желание проверить себя. Не ради титулов, а ради опыта, обмена идеями и честного ответа на вопрос: достойна ли я?», — вспоминает Анастасия Стрельцова. По ее словам, победа в региональном этапе была абсолютной неожиданностью.

Но конкурс — это не только про победы. Это про стрессоустойчивость, самопрезентацию, работу на публику. И, конечно, про вдохновение от коллег.

«Наставник — тот, который покажет возможные пути для развития, поможет определиться, а иногда и просто выслушает», — уверена Анастасия. Для своих студентов она не только преподаватель, а проводник в профессию. Многие выпускники поддерживают с ней связь — пишут, советуются, делятся успехами, просят помощи.

«Наставник не просто передает знания, а помогает ориентироваться в профессиональной среде, развивать личностные качества, формировать мотивацию и уверенность в себе», — объясняет наша собеседница.
Именно так она и работает: не читает лекции, а создает диалог.

Следующий этап — финал в Курске. Задача — за 10 минут «влюбить» в логистику любую аудиторию. «Есть несколько идей. Но они требуют большой проработки», — осторожничает Анастасия.

Одно ясно: ее выступление должно быть универсальным — чтобы зацепило и школьников, и взрослых. Если победит, получит статус советника министра просвещения. Для нее это шанс говорить от имени педагогов СПО.

«Это возможность донести до власти не только проблемы, но и идеи педагогического сообщества. А их, поверьте, очень много», — убеждена Анастасия Александровна.

Но даже без титулов ее миссия остается прежней: учить, вдохновлять, вести за собой. История Анастасии — идеальный ответ тем, кто сомневается в престиже рабочих профессий. Логистика, ИТ, производство — эти сферы нуждаются в талантливых кадрах. И если педагоги будут такими, как она, у СПО есть будущее.

«Я на своем месте», — повторяет Стрельцова. И это, пожалуй, самая важная победа.

Финалисты Всероссийского конкурса «Мастер года» принимают в нем участие по разным причинам, но все они сходятся в одном: в желании на собственном примере показать, что к любой работе можно и нужно относиться творчески. Пожелаем педагогам удачи и новых побед!