Хороший педагог — еще и наставник: он учит ребят творческому подходу к работе, помогает вовлечься в профессию. Именно так поступают участники Всероссийского конкурса «Мастер года» — преподаватели колледжей и техникумов. Выполнение конкурсных заданий само по себе дает и новый опыт, и обратную связь от студентов. Объясняем, какие практики применяют педагоги для того, чтобы выбранная специальность стала для детей делом всей жизни.
Победит сильнейший
В этом году на Всероссийский конкурс педагогов среднего профессионального образования «Мастер года» подали заявки свыше 9,8 тыс. учителей из 2,4 тыс. колледжей и техникумов страны. Самым взрослым участником оказался 80-летний преподаватель из Новосибирской области, а самым молодым — 19-летний конкурсант из Санкт-Петербурга. На региональный этап пригласили более 2,5 тыс. человек, из них в финал вышли 89, по одному от региона. В конце сентября они встретятся в Курске на итоговом состязании.
Финалисты, которые завершили с самыми высокими баллами два испытания — «Конкурс образовательных кейсов» и «Открытый урок» — попадут в десятку призеров. Они примут участие в третьем испытании финального этапа «Влюбить в профессию». Им предстоит заинтересовать и увлечь школьников, студентов и экспертов рассказом о своем пути в педагогику.
Из числа призеров будет выбран абсолютный победитель: его имя объявят 2 октября, в День среднего профессионального образования (СПО). Лауреат получит денежную премию и статус советника министра просвещения РФ на общественных началах.
Мы побеседовали с пятью финалистами и узнали, что вдохновило их включиться в состязание за звание лучшего педагога СПО.


Эльмира Ульянова: наставничество — это взаимный выбор
«Конкурс „Мастер года“ — это как „гол престижа“ в системе среднего профессионального образования, — говорит Эльмира Ульянова, преподаватель Казанского педагогического колледжа. — Но главная ценность участия — не победа, а инвестиция в себя. Возможность стать лучшей версией себя и показать студентам, как это сделать».
Ее слова звучат как девиз. И неспроста: за плечами Эльмиры Эдуардовны — десятки побед подопечных в чемпионатах «Молодые профессионалы», всероссийских конкурсах для педагогов и логопедов. Она не просто учит — вдохновляет.
Решение участвовать в конкурсе «Мастер года» пришло не сразу. «В моей жизни каждый новый этап начинается как у электронов в проводниках — от минуса к плюсу», — признается она. Студенты подтолкнули: «Вперед, кто, если не вы, а мы за вами!»
И она рискнула. Потому что убеждена: СПО — это не «запасной аэродром», а трамплин для тех, кто хочет быстро войти в профессию, зарабатывать и расти, участвовать в реальных проектах, конкурсах, грантах.
«Сейчас в тренде профессии на стыке областей, учебные программы, где много практики на современном оборудовании, на производстве, — отмечает Эльмира Эдуардовна. — В этом смысле „Мастер года“ как раз становится витриной престижных и востребованных траекторий в СПО».
По мнению Ульяновой, наставничество — это взаимный выбор. «Я не могу утверждать, что все студенты и молодые педагоги видят во мне наставника. Но я стараюсь создавать условия для возникновения таких отношений», — говорит Эльмира.
Молодежь зачастую воспринимает преподавателей, особенно пожилых, в первую очередь как менторов, да и им бывает непросто найти общий язык со студентами. Но проект Эльмиры «Академия педагогического лидерства» (поддержанный грантом главы Татарстана) меняет правила игры. Здесь наставничество работает в триаде: мастер — молодой педагог — студент, то есть более гибко. За такой подход Эльмиру Эдуардовну отметили знаком «Почетный наставник».
Сегодня Эльмира готовится к финалу в Курске. Ее концепт «Профессия как код доступа» должен влюбить в педагогику даже тех, кто еще сомневается.
А еще она мечтает о статусе советника министра просвещения. Это возможность доносить идеи преподавателей СПО на федеральном уровне, представлять интересы миллионов. «Главное — не бояться расти, — заключает Эльмира Ульянова, — и помнить: если не мы, то кто?»
Кажется, ее студенты уже знают ответ.

Николай Сатов: учитель не боится грязи и высоты
«Для меня „Мастер года“ — это возможность доказать, что профессия педагога — одна из самых важных и ценных в мире», — сходу заявляет преподаватель Перевозского строительного колледжа из Нижегородской области Николай Сатов.
Николай Владимирович — специалист по строительству дорог, аэродромов и городских путей сообщения. Но его уроки — не сухие лекции. Он делает ставку на практику и ИТ-технологии, потому что знает: современный специалист должен уметь работать и с бетоном, и с цифровыми чертежами.
А еще Сатов — координатор поисково-спасательного отряда «Волонтер». За пять лет — более ста операций. Пропавшие дети, заблудившиеся старики, стихийные бедствия. Он не просто учит студентов строить дороги — он учит их быть людьми.
«Многие видят во мне пример. Вместе со студентами мы ищем пропавших, помогаем семьям военных, работаем в зонах ЧС», — перечисляет Николай Сатов.
Именно эта гражданская позиция два года назад принесла ему звание «Человек года» в родном городе. А теперь он решил бросить вызов самому себе на федеральном уровне. Решение участвовать в конкурсе «Мастер года» пришло не случайно. В прошлом году Николай помогал готовить другого участника — и тот занял второе место на региональном этапе.
«Конкурс — это повышение квалификации, проверка себя в реальном соревновании, обмен опытом с лучшими», — объясняет он.
Но для него важнее другое — возможность показать, что СПО — это трамплин для сильных, умных, амбициозных.
«Молодежь тянется к реальным навыкам. Особенно популярен „Профессионалитет“, где студенты работают на современном оборудовании, а педагоги проходят стажировки у лидеров отрасли», — отмечает он.Сейчас Николай готовится к финалу в Курске. Одно из ключевых испытаний — «Влюбить в профессию». Нужно за 10 минут так ярко рассказать о своей специальности, чтобы даже далекий от строительства человек захотел к ней приобщиться.
«Мы снимали видеовизитку с командой студентов. Они сами предложили идеи, сами монтировали. Это было по-настоящему круто!» — вспоминает педагог.
Оценивая статус советника министра просвещения, которого будет удостоен абсолютный победитель, Николай Владимирович подчеркивает: «Это — шанс влиять на систему образования. Участвовать в стратегиях, продвигать инновации, работать с экспертами мирового уровня».
Но даже без победы он уже выиграл. Потому что студенты видят: мастер не просто учит, он меняет мир.
«Хороший педагог не просто дает знания, он зажигает сердца», — говорит Николай. И его студенты — тому подтверждение.


Лидия Чиколаева: выход из зоны комфорта
«На победу я не то чтобы не рассчитывала, этого вообще в мыслях не было, — смеется преподаватель основ безопасности и защиты Родины из Хакасского колледжа профессиональных технологий Лидия Чиколаева. — Когда нам сказали, что мы вошли в пятерку лучших, это было как гром среди ясного неба. А потом — финал. Всероссийский уровень. И вот ты уже не просто педагог из Абакана — ты представляешь весь регион».
Ее голос звучит твердо, но в интонации — легкое волнение. Как будто она до сих пор не верит, что прошла этот путь: от заявки до статуса финалистки конкурса «Мастер года».
Лидия Александровна — человек, который живет своей профессией. В ее кабинете — макеты, сделанные студентами, на стенах — грамоты за военно-патриотические сборы. Она руководит объединением макетного творчества, готовит ребят к чемпионатам «Абилимпикс» и «Профессионалы», а еще — поддерживает супруга, который сейчас на СВО.
«Я не просто учу детей, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, — говорит она. — Я учу их быть сильными. Не бояться трудностей. И конкурс для меня — такой же вызов, как прыжок в неизвестность».
Решение участвовать в конкурсе «Мастер года» далось с трудом.
«Честно? Я не собиралась, — наша собеседница задумывается. — Но коллеги уговорили. Сказали: „Ты у нас боец!“ Ну, думаю, ладно. Подала заявку. А потом... три человека из нашего колледжа прошли в полуфинал! И среди них — я».
Было боязно. Конкуренция — 34 заявки в регионе. Но когда Лидию Чиколаеву выбрали представлять Хакасию на всероссийском уровне, страх сменился азартом.
«Это же новые горизонты! Новые знакомства, обмен опытом. Мы уже сейчас договариваемся с коллегами из других регионов о телемостах, совместных проектах. Конкурс — это не про победу. Это про развитие».
Почему СПО — это круто?
«Раньше все рвались в вузы. Сейчас — другая история, — уверена Лидия. — Молодежь хочет быстрее начать работать, и СПО дает эту возможность. Ты не сидишь над учебниками, ты сразу пробуешь профессию на вкус. Поступил на повара? Через два месяца уже режешь овощи. На модельера-конструктора? Рисуешь эскизы. Это живое дело».
По наблюдению педагога, сегодня рабочие профессии снова в цене. «Мы забыли, как это — работать руками. А сейчас возвращаемся. И это здорово».
Финал в Курске уже не за горами. «Концепт пока держу в секрете, — улыбается Лидия Александровна. — Но хочу показать, что в профессию можно влюбиться, даже если у тебя есть ограничения по здоровью. Наш колледж — базовая площадка для инклюзивного образования. И я верю: каждый может найти свое призвание».
Она мечтает дойти до финального испытания — «Влюбить в профессию».
«Это будет бенефис. Ты показываешь все, на что способен. Может, спою. Может, сыграю... хотя нет, на гитаре я не умею, — смеется. — Но точно удивлю!»
Лидия Чиколаева верит: будущее — за средним профессиональным образованием.
«Хочу, чтобы СПО стало еще сильнее, — говорит наша собеседница. — Чтобы о нас знали. Чтобы родители не боялись отдавать детей в колледжи. Чтобы статус рабочих профессий рос. И конкурс „Мастер года“ — как раз тот рычаг, который может это изменить».

Евгений Пономарев: сварщик — это художник
«Знаете, в чем главный секрет мастерства? — голос Евгения Пономарева звучит так, будто он не просто говорит о сварке, а раскрывает тайну древнего ремесла. — Василий Алексеевич Стаферов, мой наставник, часто повторял: „Сварщик — это художник. Только вместо кисти у него горелка, вместо холста — металл, а вместо красок — огонь“. И я ему верю. Потому что своими глазами видел, как из груды ржавых деталей рождаются скульптуры. Как из „мусора“ появляется Эйфелева башня в масштабе 1:100 или Хищник из голливудского фильма — в полный рост!»
Евгений Пономарев — преподаватель специальности «Сварщик» в Златоустовском техникуме технологий и экономики, одного из крупнейших образовательных учреждений Челябинской области. Но называть его просто педагогом — значит, не сказать ничего. Он — творец, превращающий рабочую профессию в искусство. Восемь лет назад он сам был студентом, а сегодня его арт-объекты стоят в городском парке, а ученики побеждают в конкурсе «Молодые профессионалы».
Но главное достижение Евгения Олеговича — не медали и не грамоты. А то, что он сумел влюбить в сварку десятки ребят, которые раньше и представить не могли, что их будущая специальность может быть творческой.
«Когда я впервые зашел в мастерскую Василия Алексеевича, у меня челюсть на пол упала, — смеется Евгений. — Я думал, сварка — это про трубы, швы и электроды. А там — целая галерея! Сова из шестеренок, рыцари из автомобильных деталей... И я понял: вот оно, настоящее».
Именно тогда наш собеседник осознал: чтобы научить студентов любить профессию, нужно показать им ее красоту. Не просто объяснять, как держать горелку, а дать почувствовать себя создателем новых форм.
«Мы начали с малого: делали небольшие фигурки, потом — сложные композиции, — вспоминает Евгений. — А потом пришла идея создать арт-объект «Челябинская область» для Международного фестиваля молодежи в Сочи.
Это была не просто скульптура — это была поэма в металле. Сварщики запечатлели все то, что характеризует Южный Урал: горные вершины национального парка «Таганай», автомобиль «Урал», дамасскую сталь — гордость Златоуста, и Луну с символом Курчатовского атома. За эту композицию в 2024 году техникум получил грамоту и медаль от Президента Российской Федерации.
«Когда студенты видят, что их работа становится частью истории, у них глаза загораются, — говорит Евгений Пономарев. — Они уже не простые сварщики, они — авторы».
Для нашего собеседника «Мастер года» — это больше, чем конкурс.
«Я участвовал во многих чемпионатах, но „Мастер года“ — особенный, — признается Евгений. — Здесь важно не просто показать навыки, а заразить своей любовью к профессии. Рассказать всей стране, что СПО — это не про то, „куда идут троечники“, а про старт для настоящих специалистов».
К финальному заданию конкурса преподаватель готов. «Нам сказали: готовьтесь к тому, что будет сложно. Но для меня это не испытание, а возможность, — говорит Евгений. — Ведь 89 финалистов — это 89 лучших педагогов страны. И если я смогу вдохновить своей профессией хотя бы несколько человек так же, как когда-то вдохновил меня Василий Алексеевич, значит, все не зря».
А еще Евгений Пономарев с теплом вспоминает, как его студенты, снимаясь в открытом уроке для конкурсного видео, внезапно «перевоплотились» в голливудских актеров.
«Они так серьезно готовились, будто их вот-вот номинируют на „Оскар“! Я им говорю: „Ребят, мы же не кино снимаем, давайте попроще, что ли“, а они: „Нет, мы должны всем показать, что мы — звезды!“»


Анастасия Стрельцова: логистика стала призванием
«Когда я готовилась к конкурсу и представляла свой опыт на региональном уровне, о победе даже не думала. Цель была — достойно представить колледж и не подвести людей, которые в меня верят», — признается преподаватель Тверского промышленно-экономического колледжа, победитель регионального этапа конкурса «Мастер года» Анастасия Стрельцова.
Для нее это не просто профессиональный триумф, а подтверждение главного: она на своем месте. И это место — учебная аудитория, где будущие логисты постигают азы профессии.
Годы в коммерческой логистике, десятки успешных проектов, а потом — резкий поворот: Анастасия уходит в образование. Не всем такой шаг понятен, но для нее выбор был осознанным.
«Я пришла в образование десять лет назад из бизнеса, и все эти годы старалась стать настоящим преподавателем», — говорит она.
И получилось. Высшая категория, экспертиза демонстрационных экзаменов, лекторская деятельность в Российском обществе «Знание», наставничество в чемпионатном движении — профессиональный путь Анастасии Александровны впечатляет. Но главное — она горит своим делом.
Когда методист колледжа предложила участвовать в «Мастере года», преподавателя поддержало буквально все ее окружение — от руководства до студентов, от семьи до знакомых в интернете.
«Главной мотивацией стало желание проверить себя. Не ради титулов, а ради опыта, обмена идеями и честного ответа на вопрос: достойна ли я?», — вспоминает Анастасия Стрельцова. По ее словам, победа в региональном этапе была абсолютной неожиданностью.
Но конкурс — это не только про победы. Это про стрессоустойчивость, самопрезентацию, работу на публику. И, конечно, про вдохновение от коллег.
«Наставник — тот, который покажет возможные пути для развития, поможет определиться, а иногда и просто выслушает», — уверена Анастасия. Для своих студентов она не только преподаватель, а проводник в профессию. Многие выпускники поддерживают с ней связь — пишут, советуются, делятся успехами, просят помощи.
«Наставник не просто передает знания, а помогает ориентироваться в профессиональной среде, развивать личностные качества, формировать мотивацию и уверенность в себе», — объясняет наша собеседница.Именно так она и работает: не читает лекции, а создает диалог.
Следующий этап — финал в Курске. Задача — за 10 минут «влюбить» в логистику любую аудиторию. «Есть несколько идей. Но они требуют большой проработки», — осторожничает Анастасия.
Одно ясно: ее выступление должно быть универсальным — чтобы зацепило и школьников, и взрослых. Если победит, получит статус советника министра просвещения. Для нее это шанс говорить от имени педагогов СПО.
«Это возможность донести до власти не только проблемы, но и идеи педагогического сообщества. А их, поверьте, очень много», — убеждена Анастасия Александровна.
Но даже без титулов ее миссия остается прежней: учить, вдохновлять, вести за собой. История Анастасии — идеальный ответ тем, кто сомневается в престиже рабочих профессий. Логистика, ИТ, производство — эти сферы нуждаются в талантливых кадрах. И если педагоги будут такими, как она, у СПО есть будущее.
«Я на своем месте», — повторяет Стрельцова. И это, пожалуй, самая важная победа.
Финалисты Всероссийского конкурса «Мастер года» принимают в нем участие по разным причинам, но все они сходятся в одном: в желании на собственном примере показать, что к любой работе можно и нужно относиться творчески. Пожелаем педагогам удачи и новых побед!