В ближайшие два года в шести региональных метрополитенах появятся биометрические турникеты. Опыт Москвы показал, что проход в метро заметно ускоряется, если не искать проездной по карманам и не стоять в очереди к кассе. Биометрия может использоваться только с согласия гражданина, а оплата «по лицу» не замена, а альтернатива транспортным и банковским картам: они в любом случае останутся в ходу. Объясняем, как современные технологии распознавания лиц делают жизнь комфортнее.
Для забывчивых и не только
Объем мирового рынка биометрии оценивается в 33–35 млрд долларов с трехкратным ростом к концу десятилетия. «Глобально биометрия уже стала трендом, — убежден директор департамента развития технологий компании "Мультикарта" Николай Станченко. — Лицо или отпечатки пальцев нельзя забыть или потерять, поэтому это очень удобный способ идентификации и аутентификации клиента».
В нашей стране с помощью биометрии можно, к примеру, получить усиленную квалифицированную электронную подпись, открыть вклад в банке, заключить договор на оказание услуг мобильной связи, оформить Карту болельщика, оплатить покупки. По данным Центра биометрических технологий (ЦБТ), скоро станет доступен сервис «Старт бизнеса онлайн», обслуживание в МФЦ без паспорта, подтверждение возраста при покупке товаров категории 18+, заселение в гостиницы без предъявления документов, посадка в поезда дальнего следования. И оплата проезда в метрополитенах разных городов.
К июлю 2024 года возможность пройти в подземку по взгляду должна появиться у жителей Казани. Во втором полугодии сервис запустят в Нижнем Новгороде, Самаре и Екатеринбурге, в 2025-м — в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Эта работа ведется по поручению вице-премьера Дмитрия Григоренко. Технологию уже обкатала Москва: система FacePay работает на всех станциях метро, на МЦК, «Аэроэкспрессах» и речном транспорте, также планируется внедрить ее на наземном транспорте и МЦД.
Таким образом, городское пространство становится максимально доступным, и при желании можно без карт, кошельков и телефонов пользоваться всеми видами транспорта. При этом помимо свободных рук пассажир получает и финансовую выгоду: проезд в метро по биометрии стоит 50 рублей — дешевле, чем по билету «Единый» (65 рублей) или по банковской карте (61 рубль).
При этом право выбора типа платежного средства сохраняется за пассажиром, это гарантировано законом. Регистрировать биометрию или нет — дело личное. «Биометрия выступает в качестве дополнительного, самого простого и комфортного способа получения услуг, — подтверждают в ЦБТ. — Дискриминация граждан, отказавшихся от использования биометрии, не допускается».
Условно, если вы сдали биометрию и забыли дома проездной, идите к «умному» турникету. А если проездной при вас, то можно пройти и по нему.
Ничего лишнего
Чтобы оплачивать проезд в региональных метрополитенах, будет достаточно «упрощенной» биометрии. Ее можно зарегистрировать в приложении «Госуслуги Биометрия» за несколько минут. Есть еще биометрия «стандартная», ее регистрируют в том же приложении с привязкой к загранпаспорту нового образца, что позволяет, к примеру, не вводить пароль при входе на портал госуслуг или оформить eSIM. А «подтвержденную» биометрию регистрируют очно — в отделениях банков. С подтвержденной биометрией можно дистанционно открыть счет или вклад, а также получить все услуги, доступные по стандартной и упрощенной биометрии.
Сбор биометрии без ведома гражданина, равно как и принуждение к ее сдаче, недопустимы — это гарантирует закон «О единой биометрической системе» № 572-ФЗ.
«Банк или коммерческая компания могут использовать биометрические данные клиента только с его согласия, — поясняет директор по работе с партнерами компании "РекФэйсис" Ирина Остроухова. — Согласие выдается человеком персонально для каждой компании для выполнения каких-то совместных действий, работы по найму, хранения денег, получения сервисов. По сути, заключается договор, в котором должны быть четко прописаны условия использования биометрии и способы прекращения такого взаимодействия».
Конфиденциальность превыше всего
В некоторых странах, например в Великобритании, для оказания отдельных гражданских услуг задействуют биометрические системы силовых ведомств. В России другой путь: для гражданского использования создана обособленная Единая биометрическая система (ЕБС), куда поступают только те биометрические данные, которые люди сдают добровольно.
«Закон запрещает применение ЕБС в оперативно-розыскной деятельности», — отмечают в ЦБТ, который выступает оператором системы. Ее предназначение — идентификация личности только в тех сервисах, где пользователь сам инициировал процесс оказания услуги. Поэтому при оплате лицом никто не может сравнивать ваш портрет с картотекой МВД. Для мониторинга правопорядка и поимки злоумышленников используются специализированные системы, тот же «Безопасный город», который с ЕБС никак не связан.
«Другое дело, что пройти в метро, например, по чужой социальной карте просто не получится, — поясняет генеральный директор компании OVISION Михаил Козлов. — То же касается прохода на предприятия, в школы или офисные здания — пропуск подделать можно, но биометрию не проведешь. Алгоритм компьютерного зрения способен различать под разными ракурсами расположение носа, межглазное расстояние, кривизну надбровных дуг. Сочетание таких параметров уникально для каждого человека».
«Для банков тоже важна дополнительная защита от действий третьих лиц, — добавляет Ирина Остроухова. — Простейшее нарушение, которое может предотвратить лицевая биометрия, — это оплата по чужой банковской карте или получение кредита не тем лицом. Биометрия в цепочке верификации как раз в том числе и решает ряд проблем в борьбе с мошенничеством и исключает человеческий фактор. Так банки стремятся защитить средства клиента от доступа третьих лиц и обезопасить себя от длительных и дорогостоящих расследований и судебных процессов».
По мнению эксперта, биометрия — это часть борьбы за клиента, когда и транспортные компании, и банки, и магазины стремятся предоставить клиенту максимально удобные пути для приобретения товаров и услуг. «В выигрыше оказываются все участники, — убеждена Ирина Остроухова. — Банки получают возможность обрабатывать платежи, магазины — лояльных клиентов, а покупатель — различные бонусы, кешбэки, персонализированные предложения и экономию времени».
«В некоторых случаях оплата картой может быть даже быстрее, но при применении биометрии сокращаются накладные расходы, уходит необходимость постоянно носить с собой карту, перевыпускать ее при просрочке или утере, — полагает Николай Станченко. — Поэтому бизнес-процессы оптимизируются. А если данные есть в ЕБС, то банку уже не требуется обеспечивать сбор и хранение биометрических данных, процесс становится централизованным».
Чтобы все это работало с минимальными задержками по времени исполнения, в законе предусмотрено создание и аккредитация КБС — коммерческих биометрических систем, ПО для которых тоже разрабатывают в России. Роль КБС как раз могут взять на себя банки и крупные технологические компании. При этом даже КБС не хранят биометрические данные россиян, а пользуются специальными наборами символов (векторами), полученными из ЕБС.
Правильный вектор
Напрямую в ЕБС уже зарегистрировались более 900 тыс. пользователей, а на хранение в систему переданы десятки миллионов биометрических образцов, собранных ранее банками, страховщиками и прочими компаниями, оказывающими финансовые услуги. Импорт данных в базу, опять же, происходил только с согласия пользователя. На сайте «Госуслуги» можно в любой момент посмотреть, где была сдана биометрия, и при необходимости отозвать согласие на ее использование.
А пока информация находится в государственном цифровом архиве, ее сохранность и защиту обеспечивает государство.
В общественном сознании страхи утечек и подмены биометрических данных занимают определенное место. Но Единая биометрическая система выстроена таким образом, что возможность негативных сценариев сведена к минимуму.
«Одной из составляющих закона № 572-ФЗ являются повышенные требования к бизнесу, использующему распознавание лиц в своих процессах, — обеспечить максимально возможную защиту данных, — рассуждает Ирина Остроухова. — Фактически государство взяло на себя заботу о хранении и проверке подлинности биометрических данных граждан. Для работы с этими данными организации проходят серию проверок, включающих обязательное выполнение очень жестких требований по информационной безопасности».
Персональные данные россиян не покидают периметра ЕБС. При этом во внешнем контуре могут использоваться только биометрические векторы — наборы символов, сформированные на основе биометрических «слепков» из базы.
«В системе хранятся только зашифрованные изображения лиц и записи голоса, но других персональных данных (паспортных данных, ИНН, адресов) в ЕБС нет, — поясняют в ЦБТ. — Таким образом, взлом системы лишен практического смысла. Злоумышленникам просто не удастся установить принадлежность зашифрованных образцов».
Возможность «подмены» биометрии купируется технологиями, которые позволяют отличить человека от его имитации — фото, видео, силиконовой маски. Они включают в себя специальные алгоритмы, выявляющие подозрительные элементы в видеопотоке и анализирующие глубину изображения, а также различные аппаратные средства, например инфракрасные датчики. «Каждую операцию в ЕБС проверяют одновременно несколько алгоритмов разных разработчиков, — добавляют в ЦБТ. — Использование нескольких конкурирующих решений позволяет гарантировать максимально возможный уровень безопасности».
Проверка временем
Доверие ко всему новому требует времени. «Когда биометрические сервисы начнут повсеместно появляться в самых разных сферах жизни, то люди почувствуют, насколько удобнее становится их быт, — убежден Михаил Козлов из OVISION. — Вы едете на работу, оплатив билет лицом, бесконтактно проходите в офис, расплачиваетесь взглядом в кафе, вечером на почте получаете посылку по биометрии — и постепенно привыкаете к этому».
Сформировать экосистему «сервисов будущего» и обеспечить бесшовное удобное городское пространство технически не сложно. «По большинству подобных проектов мы опережаем или идем в ногу со странами, являющимися технологическими лидерами», — подтверждают в «РекФэйсис». Главное, что проездные, жетоны, кредитки и наличные деньги по-прежнему останутся в доступе для тех, кто к ним привык.