Санитары моря: как черноморское побережье очищают от мазута

16 января 2025 (обновлено 3 февраля 2025)
Время чтения: 12 минут
Елена Комарова
Максим Григорьев/ТАСС

Из-за разлива мазута в Керченском проливе на Кубани объявили режим ЧС федерального масштаба, а в Крыму и Севастополе действует региональный режим ЧС.

Специалисты и волонтеры чистят пляжи от мазута, спасают птиц и животных, спасатели удаляют нефтеводяную смесь из акватории. Полным ходом идет подготовка к откачке оставшегося в танкерах мазута.

Ход работ по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов у мыса Панагия 15 января проверили вице-премьер Виталий Савельев и глава Минтранса России Роман Старовойт. Кроме того, они побывали в едином центре спасения птиц и на площадке временного хранения отходов в хуторе Воскресенском, пообщались с волонтерами.

Объясняем, что сделано на данный момент и как будут восстанавливать экологию черноморского побережья.

Хорошо зафиксированный пациент

Откачку мазута с танкера «Волгонефть-239» в Черном море начнут после того, как он будет зафиксирован, сообщила пресс-служба МЧС. Танкер сел на мель у мыса Панагия (поселок Тамань).

Второй танкер — «Волгонефть-212» — лежит на дне возле южного входа в Керченский пролив. За вычетом 2,4 тыс. тонн мазута, уже вытекшего в открытое море, на борту этих судов его остается около 6,1 тыс. тонн, а также 25 тонн дизтоплива. Общая площадь загрязнения прибрежной полосы оценивалась почти в 50 км — от поселка Веселовка Темрюкского района до станицы Благовещенской в Анапе, частично мазут дошел до Крыма. С 26 декабря в Краснодарском крае действует режим ЧС федерального характера.

Комплексный план действий по ликвидации ЧС включает герметизацию танков с мазутом, откачку нефтепродуктов, подъем затонувших судов и их транспортировку к месту утилизации, сбор нефтепродуктов в акватории и на береговой линии, вывоз загрязненного грунта и его утилизацию, восстановление пляжей.

Специалисты Морской спасательной службы обнаружили и осмотрели носовую часть «Волгонефти-212»: выход нефтепродуктов из танков оценили как незначительный. На участках акватории в этом районе установили боновые заграждения, сдерживающие распространение мазута.

Основные силы сейчас направлены на «Волгонефть-239». На месте крушения танкера водолазам приходится работать в сложнейших условиях. В воде много мазута, поэтому велик риск того, что забьются дыхательные клапаны. Но, несмотря на трудности, специалисты смогли загерметизировать воздушные горловины и два люка, чтобы не допустить новых утечек нефтепродуктов.

«На месте сосредоточена группировка из более чем 100 человек и свыше 20 единиц инженерной техники, — рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Андрей Потахов. — Работают аттестованные аварийно-спасательные формирования, подразделения МЧС России, Кубань-СПАС и сотрудники компании ОТЭКО. Работы по извлечению мазута ведутся ручным способом и с применением инженерной техники».

Вокруг танкера установлено 2,1 км боновых заграждений. Для сбора нефтепродуктов с поверхности воды на месте разлива была задействована самоходная баржа «Пикник» с установленным на ней краном и грейфером. Она собрала более 11,3 кубометров смеси воды и мазута. С прибрежной полосы мазут собирают два тяжелых гусеничных экскаватора, работающих круглосуточно.

По поручению главы МЧС Александра Куренкова к «Волгонефти-239» была сооружена подъездная техническая дорога шириной 10 м, для этого пришлось отсыпать и выровнять более полукилометра пути.

Как сообщил глава Минтранса Роман Старовойт, специалисты уже завершают обваловку корпуса танкера — сооружение насыпи вокруг кормовой части, которая позволит защитить ее от штормов и даст возможность начать откачку мазута из танков. Его откачают в течение двух недель, ожидается, что работы будут завершены до конца января.

После откачки мазута севшую на мель «Волгонефть-239» уберут с берега, сообщил руководитель Морспасслужбы Виктор Чернов.

«Следующий этап — снятие кормовой части с отмели и ее транспортировка в безопасное место. Далее передадим судовладельцу, чтобы он принял решение об утилизации или реновации, в зависимости от повреждений в результате операции по откачке и снятию кормовой части судна с мели», — отметил Виктор Чернов.

Ранее глава Минприроды РФ Александр Козлов заявил, что собственники танкеров, потерпевших крушение в Керченском проливе, берут на себя ответственность по их подъему и утилизации.

И на море, и на суше

Фрагменты нефтепродуктов, обнаруженные в акватории Керченского пролива, собирают ручным способом либо обрабатывают сорбентом. В его составе — торф и биопрепарат, которые быстро обволакивают и впитывают мазут.

«Биодеструкция нефтепродуктов происходит в течение 2–4 часов, и в течение 14 суток — их полное разложение и очищение моря», — поясняет капитан катера-бонопостановщика «Максим Колосов» Роман Уткин.

В Керченском проливе с начала работ по ликвидации ЧС обследовано более 2 тыс. кв. км акватории, обработано около 43 тыс. кв. м, использовано почти 4,5 тонны сорбента. Акватория Анапы очищена практически полностью: с момента аварии сотрудники Морспасслужбы вручную собрали там 14,7 тонны нефтепродуктов и установили в устьях рек и лиманов 210 м боновых заграждений.

Ведущие вузы России разрабатывают технологии по извлечению мазута из воды.

«Сейчас мазут залегает в придонных отложениях или в формате линз где-то в толщах воды, и ученые разных направлений ищут технологии изъятия этого мазута со дна моря и с придонных поверхностей», — пояснил директор Кубанского научного фонда, руководитель рабочей группы по коммуникациям с учеными Виктор Анисимов.

По его словам, чтобы решать проблему изъятия мазута, необходимо использовать нетривиальные способы, над которыми сейчас работают два ведущих вуза — РГУ нефти и газа (НИУ) имени Губкина и МГУ имени Ломоносова, который ищет свои методы утяжеления фракции в виде суспензии.

«Надеюсь, что их опыты увенчаются успехом и в скором времени мы ликвидируем последствия», — добавил Анисимов.

В Морспасслужбе также заявили, что разлив нефтепродуктов в Керченском проливе — это первая в мире авария с «тяжелым» топочным мазутом марки М100.

«Такой мазут застывает при температуре 25 ℃, по плотности он почти как вода и тяжелее и, в отличие от других нефтепродуктов, не всплывает на поверхность, а уходит на дно или плавает в толще воды. В мире нет испытанных технологий по его удалению из толщи воды. Поэтому основной способ — сбор с береговой линии, когда мазут выбрасывает в прибрежную зону», — говорится в сообщении.

Мешок за мешком

С побережья Кубани, Крыма и Севастополя уже убрали около 165 тыс. тонн загрязненного песка и грунта. 

Загрязненный грунт продолжают собирать работники муниципалитетов, спасатели и добровольцы.
Работу волонтеров координируют штабы. В Краснодарском крае единый волонтерский штаб расположен в селе

Витязево на ул. Черноморской, 120 б. Адрес Штаба общественной поддержки в Севастополе — ул. Большая Морская, 41. Каждый день с утра там собираются добровольцы. С ними проводят инструктаж, выдают инвентарь, а затем отвозят на берег на автобусах.

Прибыв на место, волонтеры надевают защитные костюмы, резиновые сапоги, поверх них — прочные пакеты. Затем они делятся на группы и разбивают территорию на квадраты. Каждый проходит свой участок по несколько раз. Мешки с «добычей» сбрасываются в специальные мусорные лодки. Оттуда их вывозят самосвалами на специализированные полигоны четырех сертифицированных компаний, у которых есть лицензия на работу с отходами 3–4 класса опасности.

Решением оперштаба сформирована рабочая группа ученых, их задача — выбрать наиболее эффективный способ очистки загрязненного мазутом песка, который вывозят на площадку временного хранения. Главное — сделать так, чтобы песок можно было вернуть на пляж. Вторая задача — выбрать эффективную технологию очистки галечных и каменистых пляжей.

Рабочая группа рассматривает все предложения от лицензированных предприятий по технологиям сбора нефтепродуктов. Учитывать будут эффективность для очистки именно от мазута марки М100.

«Больше 20 компаний выступили со своими предложениями, некоторые из них уже работают на пляжах, пробуют свои методы, — рассказал директор Кубанского научного фонда и руководитель рабочей группы по коммуникациям с учеными Виктор Анисимов. — Чаще всего применяются технологии разделения и термическая обработка методом сжигания сильных фракций нефтепродуктов. Компании, которые занимаются этим способом утилизации, уже есть».

По словам Виктора Анисимова, песок с низкими фракциями загрязнения нецелесообразно сжигать: это дорого и экологически очень опасно. Поэтому необходимо искать методы промывки этого песка и биологические методы очистки.

«Сейчас разрабатывается технология машинной очистки песка с помощью сит с маленькими ячейкам, размером около 2,5 мм, — добавил ученый. — Эта технология хорошо себя показывает, но пока ее тяжело использовать, потому что песок мокрый и просеивать его сложно».

С береговой линии Анапы и Темрюкского района протяженностью 63 км собрано и вывезено более 164 тыс. тонн загрязненного песка и грунта. Их них свыше 125 тыс. тонн — на площадку временного хранения в хуторе Воскресенском.

На сегодняшний день новых фрагментов мазута на закрепленных за районами участках пляжей Анапы и Темрюкского района не обнаружено, то есть они чисты практически полностью. На прибрежных территориях перешли к деликатной уборке: песок просеивают, чтобы собрать застывшие капли мазута.

Кроме того, для фильтрации остатков нефтепродуктов на пляжах Анапы устанавливают защитные сети. Они пропускают сквозь себя морскую воду и песок, задерживая мелкие фракции мазута. Сети фиксируют вдоль всей береговой линии Анапы, а те, что уже загрязнились, своевременно обновляют.

 В Анапе начали тестировать экспериментальную машину по промывке песка от мазута Читайте по теме В Анапе начали тестировать экспериментальную машину по промывке песка от мазута 16 января 2025

Ни пуха ни пера

В зоне выброса мазута в Краснодарском крае погибло примерно 1,6 тыс. птиц. Но более 3,3 тыс. особей удалось спасти, около половины из них неравнодушные люди передали ветеринарам. На месте ЧП работают пять центров по спасению птиц, пострадавших от загрязнения нефтепродуктами.

Например, в Севастополе пункт приема птиц развернут на ул. Могилевской, 16 в государственном ветеринарном центре. Прежде чем везти птицу, можно позвонить по телефону +7 (978) 300-91-40 — это горячая линия Управления ветеринарии.

По оценке губернатора Севастополя Михаила Развожаева, сейчас ветклиника обеспечена всем необходимым — расходными материалами, крахмалом, медицинскими препаратами для лечения пострадавших птиц.

«Конечно, идет большой расход защитных костюмов и респираторов: птицы бывают сильно загрязнены, при их обработке идут испарения нефтепродуктов, — написал губернатор в своем телеграм-канале. — Поэтому будем следить за тем, чтобы все необходимое было в запасе. Если возникнет необходимость, для работы ветеринаров и волонтеров будут развернуты дополнительные помещения».

Единый центр по спасению птиц открылся в Анапе на территории пансионата «Полярные Зори». Здесь есть все условия для работы добровольцев — центральное и бесперебойное водоснабжение, тепло и электричество, места для проживания.

Мэр Анапы Василий Швец поручил закрепить за волонтерами специалиста, который будет помогать оперативно решать возникающие организационно-бытовые вопросы. Помощь в закупках медикаментов и необходимого инвентаря для спасения птиц оказывает благотворительный фонд «Капельки добра».

В центры реабилитации привозят в основном гагар и чомг, изредка — бакланов. Ветеринар оценивает состояние птицы, дает лекарства. Затем волонтеры очищают пернатому клюв, ноздри, глаза, обрабатывают теплым сухим картофельным крахмалом, который впитывает мазут. Птицу промывают в специальном обезжиривающем растворе, ополаскивают, сушат и помещают на реабилитацию, где лечат, кормят и ухаживают. После такой обработки птиц нельзя выпускать на природу сразу — необходимо дождаться восстановления естественного жирового покрова, благодаря которому водоплавающие не мокнут, не мерзнут и не тонут. Но и держать их взаперти слишком долго тоже небезопасно.

Русское орнитологическое общество призвало выпускать спасенных птиц обратно в природу через шесть дней после оказания первой помощи. Об этом сообщил Оперативный штаб Краснодарского края. По мнению специалистов, гагары и чомги практически не переносят содержание в неволе.

«После оказания первой помощи, включающей осмотр, очистку оперения, лечение, обогрев и сушку, птицы остаются слабыми и требуют особого ухода, — полагает исполнительный директор Русского орнитологического общества биолог Владимир Романов. — Им необходимы обильное кормление и создание условий, максимально приближенных к естественной среде обитания».

По словам орнитолога, птицы после обработки и обогрева должны постоянно быть на плаву: в клетках или загонах на сене они вследствие особенностей физиологии заболевают. Поэтому важно как можно быстрее возвращать пострадавших от мазута птиц в естественную среду обитания.

«Птица, после того как ее отмыли от мазута, должна восстановить свойства своего оперения, чтобы она не намокала в воде, поддерживала температуру тела, иначе она погибнет, — поясняет руководитель Центра воспроизведения редких видов животных Московского зоопарка Павел Рожков. — С каждым днем, проведенным в реабилитационном центре, сложность адаптационных мероприятий перед выпуском птиц в природу только увеличивается. Они слабеют, поскольку меньше физически двигаются, питание отличается от того, что птицы едят в природе. Поэтому чем быстрее после того, как птица придет в себя, ее выпустят, тем лучше».

Спасенных птиц следует выпускать на волю в районах, близких по погоде и условиям к тем, где они находились до поимки, добавляет Владимир Романов.

Пернатых, которые по заключению ветеринаров и орнитологов подвижны, активны и готовы к возвращению в естественную среду, будут в дальнейшем выпускать вблизи поселка Пересыпь Темрюкского района. Там благоприятная экологическая обстановка, много рыбы для пропитания и есть закрытые соленые озера (лиманы) с густым камышом.

Рыбный день

Выборочные исследования рыбы, выловленной в Черном море, показали, что она не загрязнена нефтепродуктами. Как рассказала глава Роспотребнадзора Анна Попова, специалисты провели уже почти 200 проб.

«Мы работаем вместе со специалистами, которые занимаются рыбоводством и рыболовством, и мы предложили бизнесу проводить исследования каждой партии рыбы нашими лабораториями, нашими силами за счет федерального бюджета, за счет нашей работы. На сегодняшний день бизнес-ассоциация горячо поддержала такое предложение», — отметила Анна Попова.

В Роспотребнадзоре напоминают, что не следует вылавливать рыбу в районах, где отмечается загрязнение воды нефтепродуктами — пятна, пленки на воде. В случае подозрений на зараженность пойманной рыбы рекомендуется обратиться в лаборатории Роспотребнадзора для проведения анализа.

За экологической ситуацией в Черном море также следит Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ).

«В зимнее время основной объект промысла в Черном море — это хамса (к концу декабря поймано более 13 тыс. тонн), — объясняет президент ВАРПЭ Герман Зверев. — Траулеры, добывающие хамсу в районе Керченского пролива, покинули акваторию за сутки до начала шторма, приведшего к кораблекрушению и разливу мазута 15 декабря. С того момента промысел ведется в районе города Севастополя на значительном удалении от береговой черты».

Сегодня каждая партия произведенной рыбопродукции, доставленной в порт Севастополя, проходит дополнительные исследования на соответствие физико-химическим и радиологическим нормативам. Кроме того, Роспотребнадзор задействовал ведомственные лаборатории в Анапе и Ялте.

Всего с начала работ Роспотребнадзор провел 937 исследований питьевой воды, 3254 исследования атмосферного воздуха, в том числе 617 в зоне предприятий по обезвреживанию загрязненного грунта, 361 исследование готовых блюд из полевых кухонь и мест проживания волонтеров.

Как отметила Анна Попова, питьевая вода в Крыму и Анапе полностью соответствует санитарным нормам, показатели качества воздуха в районе разлива мазута также находятся в пределах допустимых норм.

 Виталий Савельев поблагодарил волонтеров за помощь в очистке побережья Черного моря Читайте по теме Виталий Савельев поблагодарил волонтеров за помощь в очистке побережья Черного моря 15 января 2025

Сами чистим, сами отдохнем

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что к лету нефтепродуктов на побережье не останется. По его словам, курортный сезон — важная составляющая экономики региона, и к его началу нефтепродуктов на пляжах «точно не будет».

Глава МЧС Александр Куренков также выразил уверенность в том, что угрозы курортному сезону нет.

Судя по тому, что спасать черноморское побережье вызвались добровольцы из самых разных регионов страны, самое популярное курортное направление без туристов не останется. Как говорится, для себя же стараемся.