Волонтеры готовы в любой момент отправиться туда, где требуется их помощь. При этом в зонах чрезвычайных ситуаций им нужно проявлять мужество и стойкость. Они должны быть готовы быстро осваивать новые навыки ради спасения жизней. Волонтер Всероссийского студенческого корпуса спасателей Евгения Лийн в интервью порталу Объясняем.рф рассказала, как помощь пострадавшим в зонах ЧС меняет взгляд на мир.
— Расскажите о себе: чем вы занимаетесь?
— Работаю преподавателем, инженером и методистом в Московском авиационном институте (МАИ). Сейчас я аспирант и пишу кандидатскую диссертацию по техническим наукам. Моя специализация — робототехника и технология приборостроения.
— А когда стали волонтером?
— С 2020 года активно участвую в добровольческой деятельности. Вхожу во Всероссийский студенческий корпус спасателей (ВСКС) и участвую в ликвидациях последствий ЧС, в том числе с выездами в командировки. А еще я инструктор по первой помощи и почетный донор России с 25 лет.

— Как к этому пришли?
— Случайно попала на собрание новобранцев отряда в институте, и меня поразил масштаб деятельности организации. В особенности то, как внимательно относятся к обучению новых ребят. Меня все это заинтересовало, и я решила остаться. Затем смогла пройти первоначальную подготовку и в дальнейшем заступать на полноценные суточные смены с выездами на вызовы.
— Волонтерство в ЧС включает разные направления. Как вы выбрали свое и почему?
— Я бы сказала, что направление само выбирает тебя. Обучение проходит по всем направлениям, а что больше всего закрепится, увлечет и окажется необходимым, то и останется с тобой.
— Как удается совмещать работу с волонтерством?
— Сложнее всего отпрашиваться в командировки: в основном приходится ездить за счет отпусков. Кроме того, после тяжелой смены или дня физического труда в качестве волонтера особенно тяжело возвращаться и проводить занятия со студентами, как будто ничего не произошло. Ребята не виноваты в твоей усталости или подавленном настроении. Пришлось учиться скрывать это.
— С чего начинался ваш путь в волонтерской деятельности?
— В первые полгода мы проходили обучение на волонтера по безопасности с акцентом на спасательные операции. Первая помощь, промышленный альпинизм, гидравлический и бензоинструмент, пожарная безопасность, работа на воде и многое другое. Из нас готовили полноценных специалистов в области спасения.

— Помните свой первый опыт волонтерства?
— Первые шаги были связаны с обеспечением безопасности на массовых мероприятиях. Мы отрабатывали действия в случае, если кому-то из толпы станет плохо или, например, потеряется ребенок.
С точки зрения первых опытов работы в зоне ЧС — это было начало марта 2022 года, работа в объединенном гуманитарном штабе «МЫВМЕСТЕ». Было морально сложно, непонятно и физически тяжело, но этот опыт помог сильно вырасти в профессиональном плане как волонтеру.
— Что труднее всего в поездках?
— Часто бывает, что в зонах бедствия проблемы со связью. Из-за этого родные беспокоятся. Это довольно тяжело.
— Как происходит отправка волонтеров? Кто решает, когда и куда вы едете?
— Это в основном добровольное занятие, потому что для большинства людей оно не основное: кто-то работает, кто-то учится.
Когда возникает потребность в помощи, об этом узнают участники добровольческих отрядов. Каждый сам решает, готов ли он поехать в определенное место на определенный срок.

— Что входит в ваш личный комплект снаряжения?
— После командировок жизнь приучила всегда иметь под рукой аптечку. Если возможности взять ее нет, в карманах обязательно перчатки, бинт и жгут.
— Бывают ли моменты, когда хочется бросить участие в волонтерских миссиях?
— У каждого бывают ситуации, когда все складывается как-то не так, происходит что-то, с чем не согласен, либо вовсе не хватает физических или моральных сил. В таких случаях очень поддерживает команда. Именно люди, имеющие те же цели и ориентиры, помогают вспомнить, ради чего ты здесь. И пережить любые трудности.
— Есть ли место одиночеству, когда оказываешься в зоне ЧС?
— Я убеждена: отправляясь в подобное место, человек никогда не остается один. Это просто исключено. Даже если путь кажется одиноким, вскоре найдутся те, кто идет той же дорогой. Не важно, кто ты и чем увлекаешься, — в момент нужды все равны. В такие моменты люди становятся по-настоящему родными.
— Что бы вы сказали человеку, который сомневается, но все же хочет попробовать себя в качестве волонтера?
— Не слушать голос в голове, кричащий «их много, там и без меня справятся» — это ошибка. Чем больше людей в мире, тем более тех, кому необходима помощь. Количество волонтеров никогда не сможет превысить потребность в них. Кстати, точно такая же ситуация с донорством: чем больше людей с определенной группой крови, тем больше тех, кто в ней нуждается.
Помимо этого, обучение на добровольца ЧС позволяет лучше справляться с бытовыми и даже экстренными ситуациями, с которыми может столкнуться абсолютно каждый. Именно обучение позволяет действовать правильно: помогать, а не вредить. Быть уверенным в своих действиях, уметь справляться со стрессом и знать, как помочь себе и своим близким.

— Как волонтерство изменило вашу жизнь? И почему этим стоит заниматься?
— Увидев воочию ситуации, когда людям необходима помощь, начинаешь иначе ощущать мир. Появляется внимание к деталям и людям.
Возможность помочь — это на самом деле привилегия, подразумевающая также огромную ответственность. Если человек избрал этот путь, значит, в его сердце горит любовь. Он готов преодолевать трудности и ежедневно трудиться над собой. Эта сила и стремление к росту особенно характеризуют дух нашего общества. Именно это сближает нас.
К сожалению, плохое может случиться абсолютно в любую секунду и с любым. По моему мнению, помогая другим, мы помогаем и себе.
Чтобы стать волонтером в зоне ЧС, нужны базовые знания. Вы можете пройти бесплатный курс «Основы волонтерства в ЧС» образовательной платформы «Нетология» и крупнейшей волонтерской некоммерческой площадкой «Добро.рф».