Мамы и папы с нетерпением ждут первых слов малыша и вполне ожидаемо волнуются: когда же он заговорит? Все ли соответствует норме? Произношение звуков окончательно формируется к 5–6 годам, но родители зачастую обращаются к специалистам гораздо раньше.
Объясняем, как понять, что маленькому ребенку нужен логопед, сколько времени занимает коррекция речи и почему ранняя диагностика — залог успеха.
На что обратить внимание в раннем возрасте
Каждый ребенок начинает говорить в свое время. Сроки прямо связаны с физиологией: готовностью речевого аппарата к произношению сложных звуков, развитием центральной нервной системы. Если отклонения на физиологическом уровне нет, то рано или поздно малыш заговорит.
«Светочка имеет речь в полтора года абсолютно такую же, как у мамы, а Паша приобрел такую же речь к четырем годам, — приводит пример заведующая кафедрой дефектологии Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) Наталия Медова. — Норма это или патология? Это абсолютная возрастная норма — у каждого ребенка различные темпы становления речи. Хотя есть мнение, что в пять лет ребенок должен иметь речь как у взрослого человека, он должен оперировать сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями».
Но если физиологическая проблема все же есть, то выявить ее следует как можно раньше: тогда будет больше шансов все исправить. Поэтому специалисты рекомендуют родителям присматриваться к моторике ребенка и прислушиваться к нему, начиная с самого рождения.
«Нужно быть особенно внимательным, если была осложненная беременность и тяжелые роды, патологические, генетические проблемы развития плода, перенесенный стресс», — перечисляет доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра «Логомед» Ольга Азова.
По словам эксперта, отсутствие гуления и лепета — повод для визита к неврологу, поскольку позднее гукание может быть признаком ДЦП. Так же, как и умение переворачиваться, сидеть и ходить в срок.
В возрасте 1,5 года у ребенка появляются первые слова. «Эти слова — протозвуки, квазизвуки — не похожи на те, которыми пользуются взрослые, но малыш таким образом обозначает свое отношение к окружающему миру, — поясняет Наталия Медова. — Так что первый признак — звукоподражание и воспроизведение. Если этого нет, значит, есть определенные проблемы».
В 1,5–2 года в лексиконе ребенка должно быть хотя бы 20–30 активных слов, отмечает эксперт «Актион Образование» (входит в группу «Актион») Мария Яготинцева. И к двум годам у детей уже начинает формироваться фразовая речь.

«Фраза у двухлетки — это не обязательно идеальное предложение, — говорит эксперт Городского психолого-педагогического центра (ГППЦ) департамента образования и науки Москвы Екатерина Котова. — Абсолютно нормально, если слова в фразе сильно искажены, но понятны в контексте. Это могут быть комбинации, например, из двух слов: "мама, дай", "папа бах", "ляля ам"».
Если двухлетний ребенок не пытается объединять слова в простейшие фразы, а его речь ограничивается только отдельными словами и их не более 5–10 или он вообще не пользуется речью для коммуникации, предпочитая жесты, мычание или крик, то Екатерина Котова рекомендует обратиться к специалисту.
«До двух лет оцениваются понимание и говорение, но хорошо бы, чтобы логопед обращал внимание и на моторику ребенка, игровую деятельность, сенсорное развитие, а также на правильное введение консистенций в еде сообразно возрасту», — полагает Ольга Азова.
Наталия Медова уточняет: если ребенок не активно сосал, часто срыгивал, а к полутора годам плохо ест твердую пищу, долго пережевывает, поперхивается, это тоже может свидетельствовать о физиологических причинах проблем с речью.

Понимание и внимание
Еще один тревожный признак — стойкое отсутствие реакции на простые просьбы, то есть нарушение понимания речи, или сенсорная афазия.
«В полтора года ребенок уверенно понимает множество бытовых обращений без жестов и подсказок, — поясняет Екатерина Котова. — Например, на просьбу "принеси мишку", "покажи, где мячик", "иди к папе" он выполняет действие или смотрит на названный предмет либо человека».
Но бывает, что малыш игнорирует вербальные просьбы, если взрослый при этом не смотрит на предмет и не показывает на него рукой. «Это может указывать на проблемы с фонематическим слухом, то есть на то, что ребенок не различает звуки речи, или на более серьезные нарушения», — отмечают в ГППЦ.
Екатерина Котова рекомендует провести простой тест. Не жестикулируя, проверьте, реагирует ли ребенок только на звучащую речь: «дай мне кубик» (не глядя на него), «закрой дверь». Реакция нулевая? Значит, ребенка стоит показать специалисту.
Ольга Азова советует посетить логопеда еще раньше — после одного года, если малыш не реагирует на просьбы и замечания взрослых. А для начала надо будет сделать аудиограмму, чтобы исключить тугоухость.
Итак, следует насторожиться, если у ребенка к двум годам:
-
наблюдается регресс речевых навыков: кроха внезапно замолчал после того, как появилась активная речь;
-
сохраняется детский лепет;
-
появилось стойкое и выраженное заикание, повторение начальных слогов, звуков, видимое усилие при произнесении слов, запинки в начале фразы;
-
речь полностью неразборчива для окружающих и понятна только членам семьи, постоянно находящимся рядом;
-
ребенок не знает простых слов: мама, папа, баба, дай, мне, нельзя;
- есть физиологические трудности: постоянное слюнотечение, привычка держать рот приоткрытым, проблемы с пережевыванием пищи и глотанием, недостаточная подвижность губ и языка или, наоборот, слишком напряженная артикуляция.
Подобная симптоматика может быть предвестником серьезных нарушений, таких как общее недоразвитие речи (ОНР), дизартрия (ограниченная подвижность органов речи), задержка речевого развития (ЗРР) или снижение слуха. В этих случаях промедление лишь усугубит ситуацию.
Почему важна ранняя диагностика
«Чем раньше специалист начнет заниматься с ребенком в целях профилактики, коррекции или компенсации, тем результат будет лучше, — полагает Наталия Медова из ТГПУ. — Дело в том, что организм ребенка как росток, который тянется к свету несмотря на любые преграды. С годами он начинает сам бороться со своими недостатками и компенсирует их всевозможными путями. Вопрос, какими именно».
Если с коррекцией со стороны, например, звукопроизношения запоздать, то у ребенка может появиться больше так называемых субститутов, замен в речи, которые сложно преодолеть.
«Допустим, ребенок не выговаривает звук [ш] и с двухлетнего возраста заменяет его на звук [с], — рассуждает Наталия Медова. — К шести годам это становится привычкой. И когда специалисты начинают работать с ребенком, тот очень удивляется, потому что для него это норма, он этот звук перекодирует в себе и стороннюю речь воспринимает уже так, как привык его слышать и для себя исправлять».

Распространенное заблуждение, что речевые проблемы уйдут с возрастом. В редких случаях так и происходит, но чаще — нет. Бездействие может иметь серьезные последствия.
-
Трудности в школе. Неисправленные логопедические проблемы — прямая предпосылка к неуспеваемости. Нарушенный фонематический слух ведет к стойким ошибкам на письме, а ограниченный словарный запас — к проблемам с пониманием прочитанного и решением задач.
-
Проблемы с социализацией. Нечеткая дикция или заикание нередко становятся поводом для насмешек со стороны сверстников, что формирует комплексы и ведет к замкнутости.
- Вторичное отставание интеллектуального развития. Речь и мышление неразрывно связаны. Невозможность ясно выразить мысль сдерживает общее познавательное развитие ребенка.

Сколько времени занимает коррекция речи
К пяти годам речевой аппарат ребенка становится достаточно развит, что дает тот самый эффект внезапного освоения «коварных» звуков, на который уповают многие семьи.
Но если у ребенка есть проблемы со стороны нервной системы, то звуки сами после пяти лет не встанут, предупреждает Наталия Медова. А таких детей сегодня становится все больше. Им требуется «логопедическая рука», которая поможет ребенку механически, четко, правильно автоматизировать эти звуки.
Первая задача — поставить точный диагноз. Его ставит врач-невролог. Логопед направляет к неврологу, если подозревает, что нарушения речи у ребенка связаны с неврологическими проблемами или требуют медицинского вмешательства. Невролог же проводит комплексную диагностику, устанавливает точную причину нарушения и назначает соответствующее лечение.
Проблемы проводящих путей (это пучки нервных волокон, расположенные в спинном и головном мозге, отвечающие за проведение нервных импульсов) проявляются в виде дизартрии, которая возникает из-за повреждения или недоразвития нервов. Это затрудняет проведение нервных импульсов от ЦНС к мышцам, отвечающим за речь. Признаки — нарушение звукопроизношения, нечеткость артикуляции, изменение силы и высоты голоса, а также трудности с координацией речевых движений.
Чтобы отличить дизартрию от дислалии, надо понимать, что дислалия — это нарушение звукопроизношения из-за проблем с артикуляцией при нормальном слухе и иннервации, тогда как дизартрия — это нарушение всей произносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы, которое вызывает «смазанную» речь, изменение голоса и темпа.
Но без специальных знаний два этих нарушения можно спутать, поэтому при возникновении сомнений рекомендуется консультация специалиста, проведение комплексного обследования. Ведь и коррекция будет разной.
«Дислалия и дизартрия — разные нарушения, — поясняет специалист ГППЦ Екатерина Котова. — При дислалии речевой аппарат функционирует нормально, а при дизартрии нарушение звукопроизношения связано с недостаточной подвижностью органов речевого аппарата, и здесь уже требуется комплексная помощь. Соответственно, сроки коррекции тоже разнятся».
Скорость прогресса зависит от количества нарушенных звуков, индивидуальных особенностей и возраста ребенка и от профессионализма логопеда, конечно, отмечает доцент кафедры логопедии МПСУ Ольга Азова. По ее оценке, типичным считается учебный год, то есть девять месяцев работы логопеда с ребенком с 4 до 6 лет при условии, что родители закрепляют навык дома.
Должен ли логопед прогнозировать результат
«Логопед должен называть не сроки коррекции нарушения, а последовательность коррекции тех дефицитов в развитии речи, которые выявлены на диагностике, — убеждена Екатерина Котова. — Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от того, как четко родители выполняют рекомендации логопеда. Просто поставить звук можно и за одно-два занятия. Но вопрос в том, сколько времени ребенок будет вводить этот звук в речь, как скоро звук будет автоматизирован».
При этом хороший логопед может и должен прогнозировать результат.
«Мы же составляем план лечения и протезирования зубов вместе со стоматологом, — говорит Ольга Азова. — Свой план озвучивает и логопед. Речь не о том, что чудо произойдет буквально на первой консультации, но спустя несколько занятий прогресс должен быть заметен».
Поэтому, если на консультации логопед туманно заявляет «посмотрим, как дело пойдет, пока судить рано», то лучше поискать другого специалиста или как минимум получить второе мнение.
«Каждое речевое нарушение прогнозируемо, — убеждена Наталия Медова. — Чем больше опыта у логопеда — но именно у практикующего логопеда, который занимается с разными патологиями, с речевыми нарушениями, — тем обстоятельнее он может объяснить родителям, как будет проходить процесс коррекции. Существуют апробированные системы работы, которые используются специалистами, и мы знаем, какие этапы сколько времени в среднем занимают».
Преодоление легких речевых нарушений, например той же дислалии, занимает от трех месяцев до года, если нарушено много звуков. В случае с тяжелыми нарушениями, такими как дизартрия, может потребоваться два года. А на борьбу с алалией (недоразвитием или полным отсутствием речи, вызванным органическим поражением речевых центров коры головного мозга) уходит около трех лет. И об этом, конечно, логопед обязан предупредить родителей, чтобы они могли запастись терпением и настроиться пусть не на скорую, но победу.