Использовать или потерять: зачем нужны когнитивные способности и как их развивать

25 сентября 2025
Время чтения: 10 минут
Станислав Красильников/РИА Новости

Помнить важное, уметь сосредоточиться на главном, строить планы и мечтать — за все это отвечают когнитивные функции. Они помогают справляться нам с повседневными задачами и задумываться о будущем. Рассказываем, как сохранить ясность ума, улучшить память и развить когнитивные способности мозга.

Что такое когнитивные способности?

Когнитивные способности — это возможности нашего мозга принимать, обрабатывать, хранить и использовать информацию. Само слово «когнитивный» происходит от латинского cognoscere — «познавать».

Под этим термином понимается весь комплекс процессов, благодаря которым человек ориентируется в мире, учится, общается, принимает решения и приспосабливается к изменениям.

Ученые выделяют несколько основных функций:

  • Память — способность сохранять и воспроизводить информацию. Благодаря ей мы узнаем людей, помним дорогу домой, вспоминаем события прошлого и учимся новому.

  • Внимание — умение сосредотачиваться на нужной информации и отсеивать лишнее. Например, когда вы ведете автомобиль, именно внимание помогает следить за дорогой, игнорируя ненужные звуки и детали.

  • Речь — возможность выражать мысли словами и понимать других людей. Это не только разговор, но и чтение, письмо, умение воспринимать и интерпретировать тексты.

  • Мышление и интеллект — способность рассуждать, находить логические связи, делать выводы, выполнять задачи.

  • Воображение и когнитивная гибкость — умение представлять новые варианты решений, адаптироваться к изменениям.

  • Гнозис — узнавание предметов, лиц, звуков, запахов благодаря органам чувств.

  • Праксис — способность осваивать и выполнять целенаправленные действия: от завязывания шнурков до вождения автомобиля.

Потеря не просто той или иной функции, а даже ее части приводит к нарушению адаптации или даже полной социальной дезадаптации человека. Об этом заявила Объясняем.рф доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета, заведующий кафедрой клинической психологии ИКПСР Вера Никишина.

Она подчеркнула, что ни один повседневный процесс не обходится без системной работы множества когнитивных функций.

«Например, у вас стоит задача сварить борщ, в эту задачу активно подключаются процессы памяти. Вам нужно определить существующий опыт, те ингредиенты, которые вкладываются в борщ, ту этапность, которую надо пройти, варя этот борщ. Вам нужно использовать мыслительные процессы, анализы, синтезы для того, чтобы это реальное действие сложилось в определенных условиях. И это самая простая повседневная история», — отметила профессор.


Почему они важны?

Когнитивные способности начинают формироваться с первых месяцев жизни ребенка и активно развиваются в детстве и юности. На пике они обычно находятся в 20–25 лет. А после 30–35 лет некоторые процессы, например, скорость реакции, постепенно замедляются.

Принято считать, что в поздний период жизни, в старости, умственные способности снижаются. Однако исследователи фиксируют эти тенденции и в подростковых, и в юношеских, и других возрастных группах.

«Причин этому — огромное количество. Наши когнитивные функции существуют по принципу „используй или потеряешь“. Если их не использовать, они постепенно ослабевают, а затем и вовсе перестают работать. Так что, по большому счету, любой возраст может нести в себе риски когнитивных снижений. Внимание к своему когнитивному статусу — это не риторическая, а совершенно конкретная задача. Культура гигиены и профилактики в работе когнитивных функций должна сложиться так же, как, например, сложилась культура гигиены и профилактики в стоматологии», — добавила Вера Никишина.

Когнитивные функции незаметны для любого человека, когда работают нормально. Но стоит одной из них дать сбой, как даже простые повседневные дела становятся сложными.

К примеру, при потере способности узнавать лица будет невозможно отличить знакомого от незнакомца. А если нарушится распознавание символов, человек не сможет читать текст.

«Любые нарушения когнитивных функций существенно снижают качество жизни и мешают адаптации в обществе», — подчеркнула Вера Никишина.

RIA_8406049.HR.jpg

Сергей Пятаков/РИА Новости

Нейропластичность: можно ли развить мозг во взрослом возрасте?

Нейропластичность — это способность мозга создавать новые связи и адаптироваться к новым условиям. Она играет ключевую роль в восстановлении после травм и в уменьшении последствий различных заболеваний, включая болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, когнитивные расстройства и бессонницу.

Способность мозга адаптироваться снижается с возрастом. Например, дети обладают высокой пластичностью за счет постоянного освоения новых навыков. С возрастом уровень пластичности снижается, так как мозг оптимизирует свои функции для более эффективной работы. Однако исследования показывают, что у взрослых нейропластичность может усиливаться через:

  • нестандартные действия — чистить зубы другой рукой, использовать непривычные маршруты, менять привычки: новые задачи и вызовы заставляют мозг активизировать различные нейронные сети, что способствует формированию новых связей;

  • упражнения для мозга — учить стихи, осваивать новые навыки, участвовать в конкурсах, это помогает поддерживать активность мозга;

  • здоровый сон и правильное питание;

  • физическую активность и медитацию.

Специалисты выделяют два вида нейропластичности:

  • Структурная — способность мозга менять свою физическую структуру, то есть образовывать новые нейроны и связи между ними. Она активируется, когда мы пробуем что-то новое или получаем новый опыт.

  • Функциональная — способность мозга перераспределять функции между различными областями. Если одна область повреждена, другая может взять на себя ее задачи.

Факторы, влияющие на наши когнитивные способности

Исследования показывают: качество когнитивных функций определяется целым комплексом факторов. Некоторые из них способны усиливать работу мозга, другие — наоборот, замедлять ее.

Воздействие различных факторов зависит от сочетания, силы и времени появления — особенно уязвим мозг детей и подростков, пояснила Вера Никишина.

«Чем раньше начинается внешнее воздействие, тем сильнее оно влияет на человека. Чем сильнее негативное влияние, тем больше выражены нарушения. Токсины, инфекции и сильные переживания могут запустить процесс деградации когнитивных функций», — указала она.

Сон

Недостаток сна снижает концентрацию и скорость реакции, ухудшает память. Важна как продолжительность сна, так и его качество. «Залипание» в смартфонах перед сном нарушает естественные процессы и мешает мозгу отдохнуть.

 Советы для уставших: как справиться с бессонницей Читайте по теме Советы для уставших: как справиться с бессонницей 14 мая 2025

Стресс

Хронический стресс приводит к повышенному уровню кортизола — гормона, который негативно влияет на формирование и хранение воспоминаний. Кроме того, стресс ухудшает сон, а через это косвенно снижает внимание и память.

Питание

Этот процесс естественным образом влияет на мозг. Стоит отказаться от фастфуда и алкоголя. Важно питаться продуктами, богатыми витаминами группы B, магнием, цинком и омега-3 жирными кислотами. Эти вещества поддерживают работу нейронов и защищают мозг от повреждений. Включите в рацион рыбу, орехи, ягоды, зеленый чай и овощи.

RIA_8542661.HR.jpg

Максим Блинов/РИА Новости

Образ жизни

Работа мозга во многом определяется тем, как человек проводит свободное время. Пассивный отдых, например, длительное лежание на диване и бесконечный просмотр сериалов, мало способствуют развитию когнитивных функций. Напротив, путешествия, освоение нового и занятия любимым хобби стимулируют мозг и поддерживают его активность.

Важную роль играет и социальное взаимодействие: общение с друзьями укрепляет внимание, память, речь и эмоциональный интеллект.

Проблемы со здоровьем

Профилактика и ранняя диагностика инсульта и болезни Альцгеймера крайне важны для поддержания работы мозга. Эти заболевания могут серьезно ослабить когнитивные способности. Инсульт нарушает кровоснабжение мозга, что приводит к ухудшению памяти, речи и внимания. Болезнь Альцгеймера, в свою очередь, постепенно разрушает нейронные связи, вызывая утрату мыслительных функций.

Как развить когнитивные способности в любом возрасте

Чтобы улучшить умственные способности, важно заниматься разнообразными делами, которые станут естественной частью вашей повседневной жизни. Рутинные упражнения, выполняемые «на автомате», здесь не помогут — нужна регулярная интеллектуальная активность, связанная с работой, творчеством и увлечениями. Именно она будет держать ваш мозг в тонусе.

«Когнитивные способности должны работать на интерес и приносить удовольствие человеку от факта включенности в решение когнитивных задач как в обыденной жизни, так и в профессиональной», — пояснила Вера Никишина.
При этом поддержка когнитивных функций невозможна без правильного баланса. И в интеллектуальной, и в физической активности перегрузка так же опасна, как и недостаток.

«К каждому возрастному периоду должна быть подобрана определенная когнитивная нагрузка. Ее дефицит будет снижать уровень когнитивных способностей, при этом избыток нагрузки тоже приводит к когнитивным нарушениям», — пояснила эксперт.

 Как справиться со стрессом? Советы психолога Читайте по теме Как справиться со стрессом? Советы психолога 21 марта 2022

Мифы о развитии когнитивных способностей

С когнитивными функциями связано множество заблуждений. Одно из самых распространенных — что их можно «натренировать» так же, как мышцы. Однако это совсем не так.

«Когда мне говорят о тренировках мозга, я все время хочу сказать, что мозг — это не трицепс и не бицепс. Ту же логику воздействия к тренировкам мозга приложить невозможно», — заявила Вера Никишина.

Еще один миф — вера в эффективность механических упражнений. Например, решение примеров в уме или запоминание длинных числовых последовательностей. Такие техники действительно могут развить отдельный навык, но не приведут к комплексному улучшению когнитивных способностей.

«Тренировка какой-то части функций, скорее всего, приведет к усилению этой части функций, но не обеспечит развитие когнитивных способностей. Поэтому мы поддерживаем многозадачность в профессиональной деятельности. То есть переход от одного типа задачи к другому, очевидно, приводит к активации всей системы когнитивных способностей. Каждый элемент, каждая когнитивная способность поддерживает другую», — добавила Вера Никишина.

Также важно разрушить миф о «нормальной возрастной забывчивости». По словам эксперта, возрастная забывчивость — это не норма. Снижение памяти любого вида — тревожный симптом.

«Он может быть эпизодическим, ситуативным, может быть устойчивым, то есть закрепляться и проявляться в нарушении. И тогда мы симптом встречаем этот в каком-то, например, нейродегенеративном синдроме», — указала профессор.

RIA_8446393.HR.jpg

Евгений Биятов/РИА Новости

Когда стоит обратиться к специалисту

Проблема в том, что человек редко объективно оценивает собственные когнитивные трудности, подчеркивает специалист.

«Поскольку любому человеку категорически трудно признать свои когнитивные дефициты, то и самостоятельный контроль в этом смысле будет достаточно субъективным», — говорит директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского университета.

Стоит задуматься о визите к специалисту, если:

  • привычные задачи становятся труднее, чем раньше;

  • появляются трудности в общении и поддержании социальных контактов;

  • снижается способность к обучению;

  • забывчивость становится регулярной и мешает повседневной жизни.

Даже без очевидных симптомов полезны регулярные профилактические проверки. Специалисты могут заметить начальные изменения и помочь предотвратить их развитие.

«Я за то, чтобы внимание к состоянию когнитивных способностей попадало в поле зрения не в момент, когда уже возникли очевидные утраты, а когда человек еще способен к тому, чтобы мотивировать себя на профилактику своего состояния», — указала Вера Никишина.

Часто задаваемые вопросы

Что такое когнитивные способности и какие из них самые важные?

Когнитивные способности — это процессы мозга, позволяющие нам воспринимать, запоминать, обрабатывать и использовать информацию. Ключевыми считаются память, внимание, речь, мышление и воображение. Именно их согласованная работа обеспечивает обучение, принятие решений и адаптацию в повседневной жизни.

Правда ли, что когнитивные способности можно развивать во взрослом возрасте?

Да, это возможно благодаря нейропластичности — способности мозга формировать новые нейронные связи. Даже во взрослом возрасте развитие поддерживается через обучение, смену привычек, физическую активность, сон и правильное питание. Важно постоянно давать мозгу новые задачи, чтобы сохранять его гибкость.

Как питание влияет на когнитивные функции? Какие продукты самые полезные для мозга?

Питание напрямую влияет на работу нейронов. Продукты, богатые омега-3 жирными кислотами, витаминами группы B, цинком и магнием укрепляют память и защищают мозг от старения. Неправильный рацион, наоборот, ускоряет когнитивный спад и снижает концентрацию.

Как отличить нормальную возрастную забывчивость от серьезных проблем с памятью?

Врачи подчеркивают, что «нормальной забывчивости» не существует: регулярные сбои памяти в любом возрасте — это тревожный сигнал. Если привычные задачи стало выполнять труднее, способность к обучению снизилась, а забывчивость наоборот возросла, то стоит обратиться к специалисту для диагностики.

Влияет ли физическая активность на работу мозга?

Да, физическая активность стимулирует кровообращение, улучшает снабжение мозга кислородом и питательными веществами. Регулярные упражнения помогают снизить уровень стресса и укрепляют нейропластичность мозга.