Оформление документов,
банковские услуги и
юридическая помощь

Основная информация

Для получения полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) нужно лично или через своего представителя подать заявление в страховую медицинскую организацию того региона, где будете проживать.

Полис ОМС выдается постоянно или временно проживающим в России иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, имеющим право на медпомощь по закону «О беженцах».

При подаче заявления на полис ОМС иностранные граждане, в том числе и дети, должны предоставить один из документов*:

  • вид на жительство,
  • разрешение на временное проживание,
  • удостоверение беженца,
  • свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем,
  • свидетельство о предоставлении временного убежища.

* Оформить эти документы можно в территориальном органе управления по вопросам миграции МВД России.

Экстренную медпомощь при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывают иностранным гражданам бесплатно.

Подать документы на получение страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) можно лично посетив отделение Пенсионного фонда России

Для оформления необходим паспорт или другой документ, удостоверяющий личность:

  • вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства,
  • удостоверение беженца,
  • свидетельство о рождении ребенка (для детей до 14 лет).

СНИЛС выдается в день обращения. Оформить СНИЛС можно также при личном обращении в МФЦ.

Для получения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) нужно встать на учет в налоговом органе. Граждане Украины, ДНР, ЛНР могут обратиться с заявлением в любое отделение ФНС или МФЦ. Подать заявление в электронной форме можно через сайт ФНС, пройдя регистрацию, однако для получения бумажного документа все-таки придется лично посетить налоговую инспекцию (записаться на прием можно онлайн).

Постановка на учет физического лица с присвоением ИНН и выдача свидетельства происходит в течение пяти дней со дня подачи заявления.

Необходимые документы:

  • документ, удостоверяющий личность (в том числе внутренний паспорт гражданина РФ для тех, кто получил гражданство РФ в упрощенном порядке (по указу Президента РФ №183),
  • документы, подтверждающие право пребывания в России (вид на жительство, разрешение на временное проживание) или пребывания иностранных граждан в России (отрывная часть бланка уведомления о прибытии с отметкой органа миграционного учета: МФЦ, почтового отделения, администрации гостиницы).

Документы нужно предоставить на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке*. 

Заявление может подать уполномоченный представитель с предъявлением доверенности (полученной в соответствии с гражданским законодательством РФ).

При невозможности личного посещения отделения ФНС или МФЦ, заявление и заверенные копии* необходимых для постановки на учет документов могут быть направлены в налоговый орган по почте заказным письмом. Узнать адрес выбранного для обращения с заявлением налогового органа можно на сайте ФНС России в разделе «Контакты».

* Верность копий документов, необходимых для постановки на учет (в случае направления их с заявлением по почте), а также верность перевода документа с иностранного языка на русский может быть удостоверена нотариусом в РФ, а на территории иностранного государства – должностным лицом консульского учреждения Российской Федерации.

Жители Украины, ДНР и ЛНР могут заменить свои национальные водительские удостоверения на российские права в упрощенном порядке – без сдачи экзаменов и уплаты госпошлины.

Такая возможность есть у граждан ДНР и ЛНР, а также у приехавших в Россию из ДНР, ЛНР и Украины после 21 февраля 2022 года граждан Украины или лиц без гражданства, имеющих один из документов:

  • разрешение на временное проживание в РФ,
  • вид на жительство в РФ,
  • удостоверение беженца,
  • свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ,
  • свидетельство участника госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.

Обменять права в особом порядке также могут граждане РФ, получившие российское гражданство в упрощенном порядке и постоянно проживающие на территориях ДНР и ЛНР или переехавшие в Россию.

Обратиться с заявлением можно в любое экзаменационное подразделение Госавтоинспекции (на сайте можно выбрать регион и экзаменационное подразделение). При этом необходимо предоставить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность,
  • водительское удостоверение, выданное компетентными органами Украины, ДНР, ЛНР,
  • медицинское заключение о наличии/отсутствии у водителей транспортных средств медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению транспортными средствами.

Особый порядок будет действовать до 1 марта 2023 года.

Кроме того, прибывшим из пострадавших территорий Украины, ДНР и ЛНР можно не оформлять полисы ОСАГО в течение 90 дней со дня въезда в Россию.

Регистрация на портале Госуслуги дает возможность пользоваться государственными услугами и сервисами онлайн.

1. Если у вас нет паспорта РФ, то вы можете создать упрощенную учетную запись.

Для регистрации вам потребуются: 
  • данные вашего иностранного паспорта или вида на жительство (переведенные на русский язык и нотариально заверенные),
  • СНИЛС,
  • электронная почта,
  • российский номер телефона (при наличии).
Подробная инструкция по ссылке.

2. Если у вас есть российский паспорт, то вы можете создать подтвержденную учетную запись. Зарегистрироваться можно тремя способами: онлайн через банк, лично в центре обслуживания, а также при помощи заказного письма или электронной подписи.

Для регистрации вам потребуются:
  • паспорт РФ,
  • СНИЛС,
  • электронная почта,
  • российский номер телефона.
Подробная инструкция по ссылке.

Открыть банковский счет можно практически в любом российском банке. Для этого нужно обратиться в отделение банка и предоставить документ, удостоверяющий личность (выданный в ДНР и ЛНР). Миграционную карту предъявлять не нужно.

Если удостоверение личности просрочено, вы все равно сможете воспользоваться финансовыми услугами. Но после получения нового паспорта необходимо предоставить в банк актуальные данные.

СберБанк

Универсальную карту платежной системы «Мир» можно оформить в любом отделении банка при наличии одного из документов:

  • свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ,
  • удостоверения беженца,
  • свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ.
Бесплатное обслуживание карты возможно при соблюдении одного из условий:
  • остаток не менее 20 тыс. руб. каждый день месяца,
  • покупки от 5 тыс. руб. в месяц,
  • получение зарплаты, пособия либо пенсии на данную карту.
Срок оформления:
  • выпуск карты в мобильном приложении «СберБанк Онлайн» – через 5 минут после оформления,
  • выпуск пластиковой карты в городах – через 2-4 рабочих дня, в областях – от 3 до 10 рабочих дней (в удаленных населенных пунктах – до 15 рабочих дней).
Сроки в конкретном регионе.

ВТБ

Для открытия счета и выпуска карты нужно обратиться в обслуживающий офис банка с одним из документов:
  • документ, удостоверяющий личность гражданина РФ,
  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства,
  • вид на жительство в РФ,
  • свидетельство о регистрации беженцем или удостоверение беженца,
  • документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином РФ или о приеме в гражданство РФ,
  • документ, удостоверяющий личность гражданина Украины или лица без гражданства, постоянно проживающего на территории ЛНР и ДНР.
Горячая линии банка: 8 800 100 24 24.

Обменять наличные украинские гривны на российские рубли могут граждане, которые экстренно прибыли в Россию и получили единовременную выплату. При обмене понадобится документ, удостоверяющий личность. Полученные при обмене деньги зачислят на рублевый счет, открытый в банке.

Лимит обмена: не более 8 тыс. гривен на одного человека по курсу 2 рубля за 1 гривну, без комиссии.

Обменять гривны на рубли можно в уполномоченных банках:

  • Сбербанк
  • РНКБ (в Крыму)

Нотариальные услуги

Вы можете получить социально значимые нотариальные услуги бесплатно. Например, вам могут помочь с освидетельствованием достоверности копий документов, подлинности подписи переводчика, удостоверением доверенностей. Кроме того, вы можете получить консультации по вопросам оформления вида на жительство и гражданства, предоставления статуса беженца, трудоустройства, условий предоставления пенсионных и социальных выплат. 

Горячая линия правовой помощи по вопросам компетенции нотариата: 8 800 234 34 17

Юридические консультации 

Бесплатные юридические консультации предоставляет «Ассоциации юристов России» по телефону: 8 800 300 80 86 (круглосуточно). Также можете заполнить форму на сайте ассоциации в разделе «Помощь беженцам» или обратиться в региональные отделения.

Распечатать
Подписаться