Богатый улов. Как квоты на добычу рыбы помогут обновить промысловый флот

4 ноября
Петр Ковалев/ТАСС

Масштабная государственная программа развития отечественного рыболовецкого судостроения, получившая негласное название «квоты под киль», стартовала в 2018 году. К тому моменту обновление рыбодобывающего флота и береговой перерабатывающей базы уже нельзя было откладывать. По оценкам Росрыболовства, 70% рыболовных судов критически устарело, их средний возраст составлял более 30 лет, что превышало нормативные сроки эксплуатации.

Для решения проблемы был изменен принцип распределения квот на добычу рыбы, часть квот была использована в инвестиционных целях. Росрыболовство зарезервировало из общего допустимого улова 20% наиболее востребованных на рынке видов рыбы (треска, сельдь, минтай) за компаниями, которые обязались в течение пяти лет построить новые суда на российских верфях, а также рыбоперерабатывающие заводы на берегу. Причем получить инвестквоту участник программы может лишь после введения судна или завода в эксплуатацию. Отметим, что до запуска этой системы российский промысловый флот практически не обновлялся. 

Схожий принцип реализован в сфере добычи краба. Но здесь в инвестиционных целях (под строительство краболовов) зарезервировали 50% квот. Поскольку бизнес высокорентабельный и приносит высокую прибыль, инвестиционный механизм дополнили еще и денежными аукционами на приобретение квот. Средства от аукционов пополнили федеральный бюджет почти на 150 млрд рублей.

Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев отмечает, что сейчас рыбная отрасль в России накопила существенный запас прочности. За последние шесть лет ключевые финансовые показатели существенно выросли: оборот организаций увеличился почти втрое, а валовая добавочная стоимость — в 1,5 раза.

«Это позволяет отрасли не только адаптироваться к непростым экономическим условиям, но и инвестировать в обновление флота. Механизм инвестквот стал действенным стимулом. В ходе первого этапа будет построено 105 новых судов и 24 береговых завода, причем основная часть предприятий и первые десять судов уже введены в эксплуатацию. Строящиеся суда обновят мощности критически устаревшего промыслового флота — до 80% на Севере, но только до 40% на Дальнем Востоке, поэтому был запланирован второй этап инвестквот», — пояснил Осинцев.

Административный биоресурс

27 октября 2022 года депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о втором этапе распределения инвестиционных квот на добычу водных биологических ресурсов. Документ, разработанный Минсельхозом и Росрыболовством, был внесен Правительством в парламент в конце июля 2022 года.

Он предусматривает резервирование для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна еще 20% морских рыбных квот под строительство промысловых судов и заводов (20%, напомним, уже было зарезервировано и частично распределено на первом этапе). Также для распределения через аукционы с инвестобязательствами выделяется 50% квот крабов (еще 50% распределены также на первом этапе) и 100% квот добычи моллюсков и ракообразных. Их виды и районы промысла определит позднее кабинет министров.

Кроме того, чтобы при распределении на втором этапе не допустить потери инвестквот, закрепленных за участниками первого, предложена компенсация «выпадающей» части инвестиционной квоты в размере 4%.

Во время пленарного заседания председатель Госдумы Вячеслав Володин уточнил, что после принятия в первом чтении законопроект на месяц отправляют в регионы для отзывов и предложений, которые учтут при подготовке ко второму чтению. Кроме того, представители Госдумы, Совета Федерации, Правительства и субъектов РФ войдут в согласительную комиссию. Она проработает все замечания.

«Это крайне важный законопроект. Он касается регионов, людей, защиты наших национальных интересов. Есть много примеров, когда бизнес получает квоты на вылов, а сам при этом находится за пределами России, переводит деньги в офшоры, не вкладывает в развитие регионов Дальнего Востока. Эту ситуацию необходимо менять», — отметил Володин.

Доработать документ с учетом интересов развития рыбной отрасли и прибрежных регионов Дальнего Востока необходимо до 25 ноября 2022 года.

По словам спикера Госдумы, законопроект послужит развитию не только отрасли, но и регионов Дальнего Востока, обеспечит местных жителей работой, а соотечественников — доступной рыбой и морепродуктами.

Санкции — не помеха

Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев подчеркнул, что принятие закона о втором этапе инвестквот создаст условия для своевременного планового обновления флота, а также обеспечит непрерывную загрузку верфей.

Однако в условиях сложной экономической ситуации участникам программы «квоты под киль» требуется поддержка государства. Инвесторы за свой счет реализуют проекты строительства судов с привлечением кредитных средств. Из-за различных санкций эти работы замедлились, а срок обслуживания кредита вырос, что стало дополнительной нагрузкой на инвесторов.

«Санкции осложнили строительство судов, но не остановили этот процесс. Заказчики совместно с верфями преодолевают сложности, но это увеличивает сроки постройки. В такой ситуации необходима поддержка государства, в частности, распространение на рыбную отрасль льготного кредитования, которое работает для аграриев», — считает Алексей Осинцев.

По словам собеседника портала, принятие нового законопроекта обеспечит рост доходов федеральных и региональных бюджетов, в том числе за счет роста налоговых отчислений. Это станет следствием роста эффективности отрасли благодаря новому флоту и береговой переработке. Ожидается, что аукционы на моллюсков и крабов принесут в федеральный бюджет единовременно 200 млрд рублей.

Механизм инвестквот также способствует созданию дополнительных рабочих мест. Например, для работы на новых судах только первого этапа инвестквот требуется более 14 тыс. специалистов.

Рыба — народу

Положительные перемены ждут и рядовых покупателей рыбы. Дело в том, что потребители, розничная торговля и сфера общественного питания предпочитают полуфабрикаты, не требующие дополнительной разделки. Именно поэтому особым спросом пользуются фарш и филе.

«В рамках инвестквот построено уже более 20 береговых рыбоперерабатывающих заводов. Новые современные суда оборудованы рыбофабрикой полного цикла. Весь улов перерабатывается непосредственно в зоне промысла, хотя раньше около 90% продукции отправлялось на переработку за границу, в частности, в Китай», — рассказал Алексей Осинцев.

Новый механизм позволит значительную часть увеличенной добавочной стоимости и налоги с прибыли направить в региональные бюджеты. А на столы россиян благодаря морской переработке будет поступать больше качественных рыбных полуфабрикатов, ведь реализация второго этапа программы позволит обеспечить глубокую переработку до 80% всех уловов.

4 ноября 2022
Вернуться в раздел

Читайте также

Памятка: что надо знать о соцгарантиях для призывников

В армию по призыву: что надо знать о «срочной» службе

Пиши-читай: как предприятия переходят на отечественные мессенджеры

Упрощенная и автоматическая: новую систему налогообложения тестируют в четырех регионах

Памятка: как пройдет осенний призыв в Вооруженные Силы РФ

Призывная кампания — 2022. Что надо знать об осеннем призыве?

Адвокат для золотой рыбки: нормы содержания животных в магазинах закреплены законом

Опора России: как в стране развивается научный и технологический потенциал

В турне — с комфортом: как нацпроект помогает развивать туризм в стране

Готовность к действию: как российская промышленность преодолевает санкции

СВО ждет добровольцев. Как принять участие в специальной военной операции по собственному желанию

Дорогие и редкие. Как государство помогает покупать за границей лекарства для больных детей