С 1 сентября вступят в силу обновленные правила оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Действовать они будут в ближайшие шесть лет — до сентября 2031 года. Объясняем, что изменится в этом процессе, зачем нужно проходить техобслуживание и как часто это следует делать.
Что такое техобслуживание автомобиля?
Техобслуживание представляет собой комплексную проверку работы различных систем автомобиля и замену расходных материалов для его поддержания в исправном состоянии.
В его рамках осуществляется:
-
замена моторного масла и масляного фильтра;
-
замена воздушного, топливного и салонного фильтров;
-
проверка уровня всех технических жидкостей;
-
проверка состояния шин и давления в них;
-
проверка подвески, рулевого управления, тормозной системы;
-
диагностика электросистемы;
-
смазка элементов конструкции (подшипников, рычагов подвески, амортизаторов).
Также проводится проверка и при необходимости замена:
-
тормозной жидкости;
-
охлаждающей жидкости (антифриза);
-
тормозных колодок и дисков;
-
свечей зажигания;
-
ремней или цепей ГРМ.

Куда обратиться?
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков в разговоре с порталом Объясняем.рф считает, что при техобслуживании (ТО) у автовладельца есть три варианта действий:
-
провести ТО самостоятельно (при наличии навыков и знаний);
-
обратиться в неавторизованный автосервис;
-
проверить автомобиль в официальном дилерском центре.
«Техобслуживание нужно проходить в те сроки, которые предписаны заводом-производителем. Все написано в сервисной книжке, это самый главный документ для водителя, и ничего здесь придумывать не надо. Причем производители дают еще и возможные варианты. Например, если машину эксплуатируют в тяжелых условиях, то интервал замены масла сокращается, как правило, в два раза», — пояснил эксперт.
Такие разные ТО
Зачастую начинающие автомобилисты путают техническое обслуживание с техническим осмотром автомобиля.
Техосмотр проводится на соответствие обязательным требованиям безопасности. Всего установлено 55 пунктов, в том числе предусматривающие проверку работы двигателя, тормозов, осветительных приборов.
Проверку транспортных средств (ТС) осуществляют организации, аккредитованные Российским союзом автостраховщиков (РСА). После прохождения этой процедуры автовладелец получает диагностическую карту.

В 2025 году техосмотр необходимо проходить в следующих случаях:
-
при постановке на учет автомобиля старше 4 лет, то есть выпущенного в 2021 году или ранее;
-
при использовании транспортного средства (легковой автомобиль, грузовик, автобус, спецтехника) в коммерческих целях;
- при внесении изменений в конструкцию транспортного средства.
Без книги жалоб
Обновленный свод правил, описывающих взаимодействие автосервисов и автомобилистов при проведении техобслуживания, сократился почти вдвое, но в целом повторяет закрепленные ранее права и обязанности сторон при оказании услуг по сервису и ремонту автомототранспортных средств.
Теперь в документе прописан перечень ТС, подпадающих под регулирование правил оказания услуг по техобслуживанию и ремонту:
-
автомобиль;
-
мотоцикл;
-
мотороллер;
-
прицепы и полуприцепы к ним, а также их составные части.
При заключении договора между автосервисом и автовладельцем исчезла необходимость в обязательном указании цены автомобиля. Кроме того, договор можно будет заключать через интернет-сайт или приложение.
Наряду с этим изменилось описание процесса возмещения возможного ущерба. В прежней редакции говорилось: «при утрате/повреждении автомобиля или запчастей автосервис обязан в течение трех дней безвозмездно предоставить клиенту аналогичное имущество или возместить его стоимость в двойном размере».
В новом документе это не прописано, однако остались положения о том, что:
-
вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие недостатков оказанных услуг, подлежит возмещению в полном объеме в порядке, установленном законодательством РФ;
-
убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки (пеней), установленной законом «О защите прав потребителей» или договором.
Вместе с тем начиная с этой осени автосервис будет не обязан иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее клиенту по требованию.
Урегулирование споров
Как и прежде, автосервисы, помимо предусмотренных законом «О защите прав потребителей» сведений, обязаны информировать о:
-
перечне и сроках оказываемых услуг;
-
стоимости работ и используемых запчастей;
-
действии гарантии на ТО;
-
сотруднике, который будет выполнять работу, если это важно с учетом характера оказываемых услуг;
-
текущих правилах проведения ТО;
-
телефоне и адресе территориального органа Роспотребнадзора;
-
перечне льготных категорий граждан и льготах (такое право сохраняется даже в случае использования автомобиля по доверенности);
-
правилах и сроках безопасного использования автомобиля после ТО.
Качество работ должно соответствовать условиям договора или общепринятым стандартам.
Автовладелец также не сможет предъявлять жалобу на очевидные дефекты, если не выявил их при приемке.
«Когда забираете автомобиль из сервиса, внимательно осмотрите его, в том числе снаружи. Проверьте, что все необходимые работы выполнены и вам действительно установили новые детали: старые должны быть сложены в багажник. Вы можете их выбросить или оставить, но главное — убедитесь, что работа сделана, после чего можете оплатить счет и уехать», — рассказал автоэксперт, член Общественного совета Федерального дорожного агентства Минтранса РФ Игорь Моржаретто.
Если не проверить все это на месте, в автосервисе, подчеркивает наш собеседник, то через два дня или через неделю бессмысленно будет жаловаться, что вам чего-то не доделали или поцарапали машину.
При возникновении разногласий по качеству выполненных работ автосервис должен самостоятельно или по требованию клиента отправить машину на экспертизу. Если нарушения не подтвердятся, расходы оплачивает ее инициатор.
«Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие нарушений исполнителем условий договора или причинной связи между действиями исполнителя и обнаруженными недостатками, расходы на экспертизу несет сторона, по инициативе (требованию) которой она проводилась, а в случае назначения экспертизы по соглашению сторон — исполнитель и потребитель поровну», — указывается в обновленных правилах.
Кроме того, автосервисы обязаны сообщать клиентам, если предоставленные ими детали или материалы оказались некачественными. Это важно, потому что может повлиять на результат или сделать выполнение услуги невозможным в срок.
«Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны исполнителя, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные запасные части и материалы, не изменит способ оказания услуг либо не устранит иные обстоятельства, которые могут снизить качество оказываемых услуг, исполнитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков», — подчеркивается в постановлении Правительства РФ.

Стоимость техобслуживания
Стоимость проведения техобслуживания различается в зависимости от марки и модели машины, ее возраста, места проведения ТО. В качестве примера возьмем автомобиль Lada Granta с двигателем 1,6 л и автоматической коробкой передач.
Согласно официальному сайту компании «АвтоВАЗ», на первое ТО владелец машины должен привезти ее после достижения пробега в 15 тыс. км или же через один год после начала эксплуатации, если указанный километраж не пройден. В дальнейшем по регламенту техобслуживание будет проводиться каждые 15 тыс. км или через год.
Стоимость услуги у официальных дилеров сейчас варьируется в диапазоне 10–15 тыс. рублей. Осуществляется диагностика тормозной, ходовой и других систем, проверка уровня технических жидкостей, проведение регулировочных работ, замена расходников (масла, масляного и воздушного фильтров).
Раз в 30 тыс. км проводят углубленное техобслуживание, которое предусматривает все перечисленное выше. При этом проводится расширенная диагностика, меняются детали с ограниченным ресурсом (свечи зажигания, ремни ГРМ и приводные ремни), предотвращаются дорогие поломки, касающиеся работы двигателя, коробки передач, ходовой части.
В примере с автомобилем Lada Granta самым дорогостоящим станет шестое ТО — на 90 тыс. км пробега. За него владельцу придется отдать около 28 тыс. рублей. После преодоления автомобилем 100 тыс. км цену на ТО придется уточнять в сервисе.
Важно: техобслуживание у официального дилера сохраняет гарантию на автомобиль и его компоненты. А накладные и квитанции о проведенных работах могут пригодиться в будущем при продаже ТС.