С каждым днем на улице становится теплее: пришла настоящая весна. А значит, водители начинают менять на своих автомобилях шины с зимних на летние. Когда они отслужили свой срок, многие задаются вопросом, куда сдать старые изношенные покрышки. Объясняем, как правильно утилизировать резину.
Почему нельзя выбрасывать старые шины
Резина разлагается более 100 лет. Ее неправильная утилизация может нанести вред окружающей среде. По ГОСТу автомобильные шины относятся к малоопасным отходам
четвертого класса, как и, например, строительный мусор. Однако при их нагреве выделяются токсичные вещества, в том числе бензол, стирол и другие. В течение примерно трех лет эти вещества могут попадать в грунтовые воды и загрязнять почву в радиусе нескольких десятков метров.
Во время разложения шин с них сходит резиновая пыль, которая разлетается вокруг. Она, контактируя со слизистой и кожей человека, способна вызвать аллергию вплоть до образования астмы и даже онкологическое заболевание. К тому же резина легко воспламеняется, а вот потушить ее не так-то просто. При горении выделяется черный дым, содержащий опасные газы, например цианистый сероводород и оксиды серы. Они могут стать причиной раздражения дыхательных путей и слизистой оболочки глаз.
Отметим, что сжигание шин переводит класс опасности для окружающей среды во второй или даже в первый из-за этих токсичных веществ.
Штрафы за неправильную утилизацию шин
За неправильную утилизацию шин в России существуют штрафы. Так, согласно статье 8.2 КоАП РФ, предстоит выплатить:
-
физлицам — от 2 тыс. до 3 тыс. рублей;
-
должностным лицам — от 10 тыс. до 30 тыс. рублей;
-
индивидуальным предпринимателям — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей (или приостановить деятельность на 90 суток);
-
юрлицам — от 100 тыс. до 250 тыс. рублей (или также приостановить деятельность на срок до 90 дней).
За повторное нарушение в течение года для физлиц грозят штрафы от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток, а для юрлиц — от 250 тыс. до 400 тыс. рублей или приостановка деятельности на срок до 90 дней.
Куда можно сдать старые покрышки
Есть несколько вариантов, куда можно отдать шины. Например, ряд автосервисов и шиномонтажей принимают их бесплатно. Некоторые же предлагают оставить резину у них для дальнейшей утилизации за небольшую сумму. Вы можете узнать в ближайшей автомастерской, где планируете менять зимнюю резину на летнюю, принимают ли они б/у шины. Кстати, иногда в случае сдачи на переработку старых покрышек даже не берут плату за установку новых.
Кроме того, вы можете привезти ненужную резину напрямую на завод по утилизации мусора самостоятельно. Информация о наличии таких предприятий в вашем городе есть в интернете. Например, в Московской области переработкой и утилизацией занимается Дмитровский завод. Там принимают покрышки от любого транспортного средства, даже спецтехники.
Еще один удобный способ — выставить на продажу старые шины на онлайн-площадке. Попросите небольшую плату за них или же вовсе отдайте желающему даром. Также есть возможность сдать покрышки по программе «Шина». Точки для бесплатного приема указаны на сайте. Резину впоследствии отправляют на заводы по переработке и используют вторично.
Старые покрышки бесплатно принимают и в Ассоциации производителей и импортеров «ЭкоШинСоюз». Таким образом организация развивает систему утилизации по всей стране. Сегодня организовано уже около 900 пунктов сбора.
Помимо этого, в Подмосковье осенью и весной традиционно проходит акция «Сдай старые шины на "Мегабак"». Любой человек может привезти ненужные покрышки для вторичной переработки в пункты приема. При этом среди участников разыгрывают новые комплекты шин. Даты старта в этом году пока не обозначены.
Как перерабатывают и утилизируют автошины
Сегодня существует несколько вариантов утилизации старых покрышек. Например, их могут сжечь на специальных предприятиях, где есть возможность максимально очистить продукты горения.
Шины также можно сжигать в пиролизных печах без доступа воздуха. Это позволяет получить из резины жидкое углеводородное топливо. Горючее можно затем использовать в холодном климате для котельных установок и арктических судов. Его эксплуатационные свойства сохраняются при температурах до –50 °C.
Второй способ, самый популярный, заключается в измельчении резины. В свою очередь, методов дробления тоже есть несколько. Один из них — ударно-волновой. Перед утилизацией шину замораживают в криогенной камере при температуре –80 °С. Следом ее отправляют в бронекамеру, где дробят ударной волной. В итоге из покрышки получается измельченная стружка из корда (крученой нити) и резины. Далее с помощью специального аппарата эти компоненты разделяют.
При таком методе можно дробить шины разного размера. По мнению экспертов, оборудование, измельчающее подобные отходы, простое в обслуживании и ремонте. А расход электроэнергии во время переработки минимальный.
Существует также механический способ измельчения резины, который считается одним из самых простых. Он состоит из нескольких этапов. Для начала шины сортируют по размеру и срезают с них бортовые кольца. Затем покрышки разрезают на части и с помощью магнита удаляют стальной корд.
После этого резину измельчают посредством шредера. Так получают куски размером до 10 кв. см. Потом их обрабатывают на магнитном сепараторе и измельчают снова. Полученную крошку пропускают через сита разных размеров, чтобы разделить на фракции. Этот процесс считается одним из самых быстрых и дешевых.
Что можно сделать из старых шин
После переработки резиновую крошку можно использовать для разных целей, например для производства детских и спортивных площадок, беговых дорожек. Такое покрытие травмобезопасно и прослужит около 20 лет.
Переработанные шины также применяют для асфальтирования дорог. Резина в составе асфальта позволяет предотвратить появление трещин. Кроме того, возрастает упругость покрытия во время морозов.
Резиновая крошка пригодится и на производстве ячеистых ковриков. Эти изделия предназначены для защиты помещений от попадания грязи и мусора. А еще крошку разных фракций используют при создании утеплителей, например, из модифицированного каучука, который считается основой пористой резины. В основном ее применяют на нефтепроводах и холодильных установках. Кроме того, теплоизоляция на основе вспененного синтетического каучука используется на морских нефтяных платформах.
Совсем мелкая крошка будет полезна для набивания боксерских груш и при изготовлении резиновых сапог.