Все мы хотим ездить на новых автобусах, покупать лекарства в аптеках с широким ассортиментом, отдавать технику в ремонт с гарантированным результатом. Эти и другие повседневные блага нам предоставляют компании, которые работают с разной степенью эффективности — как по качеству услуг, так и по отчислениям налогов в бюджет. Чтобы помочь развитию честной конкуренции, необходимо совершенствовать антимонопольное законодательство и выстраивать с бизнесом обратную связь. Об этом шла речь на заседании рабочей группы «Конкуренция и развитие конкурентных процедур в экономике» комиссии Государственного Совета РФ. Рассказываем, какие решения предложили в поддержку «деловой» конкуренции.
Убытку не быть
Задача государства — создать условия для того, чтобы конкуренция на социально значимых рынках была добросовестной. Одним из знаковых решений стала реформа унитарных предприятий (УП).
Большинство таких предприятий работает в неконкурентных сферах, таких как теплоснабжение, водоснабжение, управление жилым фондом, торговля, строительство и предоставление услуг, и имеет преимущества по сравнению с частниками, получая субсидии из бюджета. Теперь же предстоит сократить расходы региональных бюджетов на содержание убыточных организаций.
«Реформа начиналась из-за неравных условий деятельности на конкурентных рынках УП и других хозяйствующих субъектов, — отметил статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Сергей Пузыревский. — Мы боремся за конкуренцию: в этом отношении реформа состоялась».
Поправки в закон № 485-ФЗ предписывают завершить ее не позднее 31 декабря 2025 года — это касается тех ГУП и МУП, в отношении которых учредителем до 1 января этого года приняты, но не исполнены решения о ликвидации или реорганизации. Такие УП имеют соответствующую запись в ЕРГЮЛ. Если записи нет, то УП подлежат ликвидации в судебном порядке по иску ФАС.
Соответственно, в прошлом году все регионы, в том числе и новые, утвердили планы-графики реорганизации УП. Ход их исполнения как раз и обсуждался на заседании Госсовета.
Исключительный Север
По оценке замглавы ФАС, из 14 064 (по состоянию на 1 января 2020 года) унитарных предприятий реформировано 8600 предприятий, еще 3729 заявлены к сохранению, поскольку там конкуренция вовсе отсутствует: из них большинство — естественные монополии (например, предприятия ЖКХ) и более 15% обеспечивают жизнедеятельность в районах Крайнего Севера.
Предстоит ликвидировать либо преобразовать еще 713 унитарных предприятий, а по 81 решение будет принято через суд, поскольку они попали в категорию «нарушителей» — кто-то оказался недействующим, кто-то объявил себя банкротом.
«Некоторые УП в банкротстве находятся десятилетиями, и всех это устраивает: с этим надо разбираться, потому что подобные процедуры должны завершаться в течение года», — подчеркнул Сергей Пузыревский.
Без учета «банкротов» свои планы-графики на 100% уже исполнили 19 регионов, среди которых — республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Мордовия, Ненецкий АО, Белгородская, Кировская, Магаданская области, Пермский край.
«Напряженная ситуация была с транспортным обслуживанием, многие ставили вопрос о переводе УП в АО», — добавил замглавы ФАС. Поэтому Постановлением Правительства № 177 было утверждено право предприятий, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров автобусами в городах и пригородах, продолжать деятельность до 1 января 2027 года.
Чего хочет житель
Также рабочая группа обсудила возможность введения единых критериев мониторинга конкурентной среды для регионов. В этом заинтересован не только малый и средний бизнес, но и органы государственной власти. Необходимо выявлять неудовлетворенный спрос: где нужен магазин, где транспорт. Тогда главам регионов будет понятнее, в каком направлении двигаться, развивая конкуренцию.
«Важно еще и увидеть удовлетворенность потребителя, потому что конкуренция ради конкуренции — это, наверное, хорошо, но не является самоцелью», — заявил глава рабочей группы, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.
Он обратил внимание на то, что механизмы оценки конкурентной среды сегодня разрабатываются индивидуально в каждом регионе. К примеру, в Пермском крае был создан инвестиционный профиль, основанный на опыте муниципалитетов региона.
«Когда мы готовили этот профиль, мы спрашивали у жителей, что бы им хотелось в том или ином муниципальном образовании иметь, — пояснил губернатор. — Ответы легли в основу того, что мы сказали предпринимателям и разместили на инвестиционном портале региона, потому что мы понимаем, что это означает уровень социального развития территории, удовлетворенность населения товарами, работой и услугами, которые они получают».
Подобные механизмы, убежден Дмитрий Махонин, позволяют самому региону ответить на вопрос, как необходимо развивать конкуренцию органам государственной власти, каким инвестиционным проектам нужна приоритетная поддержка.

Голосуй рублем
Опытом создания «измерителя» конкуренции также поделился заместитель руководителя Комитета по конкурентной политике Московской области Вахтанг Кордзахия. При проведении мониторинга комитет использует соцопросы. Цель — улучшение условий ведения бизнеса за счет выявления проблем предпринимателей и быстрого реагирования органами власти.
«Мы создали платформу для онлайн-голосования на Едином портале торгов Московской области ЕАСУЗ, где размещаем анкеты, проводим электронные опросы, голосования для всех желающих без регистрации, — рассказал Вахтанг Кордзахия. — Обработка данных автоматизирована и не занимает много времени, мы можем позволить себе многофакторный анализ. В опросах уже приняли участие более 100 тыс. человек».
Через платформу предприниматели могут направить свое мнение или предложения, что позволяет конкретизировать потребность бизнеса в мерах поддержки, убежден Вахтанг Кордзахия.
Благодаря полученным данным можно прогнозировать развитие рынков, формировать доверительную обратную связь с бизнес-сообществом, выявлять и устранять административные барьеры.
Практика Московской области «Оперативный мониторинг удовлетворенности предпринимателей конкурентной средой» внедрена в пяти регионах.
«Недавно сделали опрос: какие барьеры вы видите при участии в государственных и муниципальных закупках, — сообщил Вахтанг Кордзахия. — Сейчас ведется аналитика, и скоро будем готовы поделиться результатами с ФАС». В ответ замглавы ФАС Сергей Пузыревский заявил, что эту наработку будет правильно поднять на федеральный уровень.
В свою очередь Дмитрий Махонин отметил, что для создания единой системы оценки нужно координировать работу и с институтами развития, например Агентством стратегических инициатив (АСИ) или корпорацией МСП. «Во многих регионах подобные практики есть, давайте их соберем, обобщим и подумаем, как нам эту работу довести до логического конца, чтобы она была полезна и для регуляторов, и для регионов, и отвечала на вопросы, куда двигаться», — предложил губернатор Пермского края.
Вернуть права
Также предстоит законодательно урегулировать доступ к информации для обслуживания и ремонта технически сложных товаров. Это даст дополнительные стимулы для развития малого и среднего бизнеса. Участники заседания отметили, что у сервисных компаний вследствие санкций зачастую ограничен доступ к ПО, запчастям, базам производителей с чертежами, схемами, инструкциями.
Поступило предложение на законодательном уровне обеспечить доступ к технической документации сложной техники, что обеспечит поддержку независимых сервисных станций. Производителей высокотехнологичной техники — обязать размещать информацию о способах ремонта в открытом доступе. И это тоже будет способствовать развитию добросовестной конкуренции.
