Индексация утильсбора: перекупщиков ждет полная ставка

7 июля 2023 (обновлено 22 ноября 2023)
Время чтения: 4 минуты
Андрей Стенин/РИА Новости

Минпромторг инициировал индексацию автомобильного утильсбора с 1 августа. Благодаря этому бюджет сможет получить дополнительные средства, отечественные производители — лучше продавать свою продукцию, а иностранные компании — возможность эффективнее инвестировать в локализацию автопроизводства. При этом обычных автолюбителей индексация утильсбора фактически не коснется. Рассказываем, что изменится для собственников транспортных средств.

Идея индексации утильсбора назрела довольно давно. Дело в том, что нынешняя мера направлена прежде всего на перекупщиков, ввозящих из-за границы множество автомобилей для дальнейшей перепродажи. Для них утильсбор теперь будет приравнен к полной ставке юридических лиц. Перекупщики фактически мешали развитию честного автомобильного рынка в России и создавали недобросовестную конкуренцию. Теперь эта проблема будет устранена. 

«Значительная часть рынка импортируемых автомобилей уходит в серую зону, и мы не можем игнорировать негативные последствия сложившейся ситуации. Перекупщики, которые ввозят автомобили и перепродают их в России, не обеспечивают конечных потребителей дальнейшим гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими. От этого страдают и покупатель, и дилерское сообщество, с которым мы также находимся в постоянном контакте», — пояснил вице-премьер — глава Минпромторга России Денис Мантуров. 

Таким образом, платить больше, чем раньше, будут спекулянты, в течение года перепродавшие или подарившие автомобиль, а также лица, которые приобрели за границей дорогую машину с двигателем от трех литров.

«Ставка утильсбора скажется прежде всего на перекупщиках, на тех людях, которые перегоняют машины в Россию для последующей перепродажи. Перекупщики, ввозящие транспорт для его реализации в стране, будут приравнены к юридическим лицам. Но если человек ввозит автомобиль для себя, то он будет платить льготные ставки», — рассказал Объясняем.рф главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Следует понимать, что если вы ввозите более одного автомобиля в год и при этом не являетесь перекупщиком, то вам также необходимо уплатить полную ставку утильсбора на второй и последующие автомобили.

Если говорить о юридических лицах, то индексация утильсбора для них коснется фактически всего спектра ввозимых в Россию машин — легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей и автобусов.

Кого индексация не коснется?


При приобретении автомобиля с объемом двигателя до трех литров для себя, а не для перепродажи, уплачивать повышенный утильсбор не нужно. Для таких собственников транспортных средств продолжит действовать льготный тариф уплаты утильсбора (от 3,4 тыс. рублей за новые автомобили до трех лет до 5,2 тыс. рублей за автомобили старше трех лет). Кроме того, при принятии решения об индексации утильсбора учитывались интересы жителей Дальнего Востока — ставка для них останется прежней, если они не собираются перепродавать ввозимый автомобиль в течение года.

Важно, что индексация утильсбора не касается и собственников автомобилей, которые ранее их приобрели. Меры рассчитаны только для тех, кто приобретает за границей новый автомобиль. 

Также не стоит забывать, что индексация утильсбора не распространяется на квадроциклы, мотоциклы, моторные лодки, лодочные моторы.

Что произойдет с рынком автомобилей?


Отечественные автомобили не подорожают из-за проводимой индексации, к тому же на большинство из них продолжает действовать государственная программа льготного автокредитования. Сервисное обслуживание российских машин и в последующем будет обходиться значительно дешевле сервиса зарубежных.

И без того дорогие импортные автомобили после индексации утильсбора подорожают незначительно. Как показывает практика, в процентном соотношении большее влияние на рост цен на иномарки оказывает не индексация утильсбора, а другие макроэкономические факторы, в особенности курсы валют и уровень мировой инфляции. Серьезного влияния не будет и на цены китайских автомобилей, собранных в России, так как таким компаниям важно наращивать объемы производства и рынка.

Экономический рост


Индексация утильсбора создаст дополнительный источник дохода для бюджета, средства из которого идут в том числе на финансирование программ поддержки отрасли (программы перезапуска простаивающих площадок, развития автокомпонентной базы, меры стимулирования спроса). 

Также эти меры положительным образом скажутся на настроениях инвесторов, готовых локализовать автомобильное производство у нас в стране.

«Утильсбор вместе с другими мерами Правительства в лице Минпромторга даст возможность партнерам с большим интересом и внимательностью думать о том, чтобы делать шаги по локализации производств в России», — отметил Максим Кадаков.