Один магнитик — из поездки, второй — в подарок, третий — случайная находка. Так постепенно собралась коллекция, которая перестала помещаться дома у Валерия Светлова. Тогда он открыл музей, где каждая вещь — не просто сувенир, а часть большой истории.
Основатель Музея магнитиков и исторического крымоведения «ФортУна» рассказал порталу Объясняем.рф, как простое хобби может превратиться в дело всей жизни.
— Расскажите, с чего началось ваше увлечение магнитиками.
— Все началось с зарубежной командировки 2003 года, где я неожиданно для себя решил приобрести магнитики стран и городов, где побывал. Всем подарки, как обычно, себе — магнитики. С тех пор и повелось: отовсюду, где я бывал, всегда привозил всем подарки, себе — кучу магнитиков, как домашние шутили, «моя прелесть!».
Однажды, увидев целую коллекцию магнитиков-миниатюр Ван Гога из Нидерландов в моем чемодане, таможенники в Вене вызвали подкрепление, но быстро разобрались в ситуации.
— В какой момент вы поняли, что личная коллекция переросла рамки хобби?
— Очень смешно получилось! Место на холодильнике закончилось, и супруга сказала: «Жаль, очень жаль, но пора прощаться!» И я перевез коллекцию на работу.
— Ваш музей — единственный в России, посвященный собранию сувенирных магнитиков. Сколько всего экземпляров в вашей коллекции? Это много по сравнению с другими аналогичными собраниями в мире?
— Как только мы назвались Музеем магнитиков, первым делом взялись за учет и систематизацию экземпляров. Каждый экспонат имеет свой номер, сфотографирован и включен в архив. Он насчитывает около 60 тысяч неодинаковых оригинальных образцов. Нам удалось сделать стартовый рекорд в Книге рекордов России в 2016 году. Тогда коллекция составляла всего 10 тысяч штук.
К слову, мировой рекорд принадлежит покойной ныне Луизе Гринфарб из американского штата Невада. Ее коллекция в 2004 году составляла 35 тысяч штук.
Таким образом, сейчас мы значительно опережаем мировой рекорд. С нетерпением ждем потепления международных отношений и прямого общения с офисом Книги рекордов Гиннесса.
— Как вы пополняете коллекцию, чтобы избежать повторений? Неужели вы помните каждый магнитик?
Коллекция пополняется удивительно быстро! Каждая поездка, где нужно что-то купить, приносит такие подарки. К тому же друзья и коллекционеры зачастую дарят новые экземпляры.
Также есть удивительные товарищи, которые смекнули, как найти на свалке холодильников почти новые разнообразные «сокровища» и принести их за малую цену. Был юмористический случай. Написал нам как-то в музей мужчина из Зеленограда: «Привет, узнал про ваш музей, дарю вам свою коллекцию». Пишем: «А сколько у вас экземпляров?» Отвечает: «Где-то 10–12 кг!» Послали ему в ответ крымского шампанского!
По поводу повторений: ведется фотоучет. Иногда бывают очень красивые дубли из разных городов, им присваиваются разные номера. Конечно, трудно все запомнить, особенно похожие, однотипные. Здесь выручает архив!
— Какие магнитики можно назвать самыми редкими и уникальными в вашей коллекции? Какой из них самый необычный по форме, материалу или истории появления?
— Самый уникальный магнитик привезен с Чукотки — это фигурка мамонтенка, вырезанная из бивня мамонта.
Когда летом под солнцем подтаивают берега ледяной речки в далекой тундре, иногда среди грунта вечной мерзлоты выглядывают кости древних мохнатых пешеходов. Тогда подъезжает вездеход и берет на прицеп найденный бивень мамонта. Его привозят в поселок, и остатки разрешают использовать костерезам — мастерам резьбы по кости.
— Какая часть коллекции ближе всего вам лично и почему?
— Вся коллекция, ранняя и последние экспонаты одинаково дороги и прекрасны. Они разделены на 300 категорий, в каждой из них собраны магнитики по смыслу и названию, например: матрешки, рыцари, корабли, танки, мудрые изречения, города, флаги стран, гербы государств, магнитные карты. Вот недавно привезли в подарок воина из терракотовой армии императора Цинь Шихуанди.
Все магнитики у нас размещены на специальных магнитных досках одной зарубежной фирмы. Как только она пропала, мы нашли поразительного умельца в Ялте, который сделал нам точно такие же.
Напомню, что климат у нас субтропический, случаются перепады влажности и температуры. Как-то нашел я в столице талантливых ребят, которые делали красочные упаковки для конфет. Предложил им сотрудничать, и они придумали уникальный прозрачный чехол на магнитную доску, который защищает экспонаты от выгорания и падения. Благодаря этому вся коллекция в чехлах выглядит как новенькая.
— В музее есть карта России, собранная из магнитиков с гербами городов. Как появилась эта идея?
— Стараюсь всегда знакомиться с одаренными мастерами, как правило влюбленными в свое дело. Так мы познакомились с Александром Георгиевичем Авакимовым. Он рассказал нам, что собирает гербы городов на протяжении нескольких лет. В его коллекции тогда было около 1500 единиц.
Он создал для нашего музея несколько категорий магнитиков. Например, республики СССР, штаты США, а самое главное — города и гербы нашей Родины. Они не поместились на одной карте, мы сделали две.
Но жизнь меняется. Прибавляются новые города на исторических территориях. Видимо, потребуется одна очень большая карта!
— Многие экземпляры вы покупали или находили лично. Есть в вашей коллекции магнитики, которые попали к вам необычным способом или напоминают о каком-то курьезном случае?
— Я много путешествовал по странам по работе и никогда не забывал про приобретение экземпляров в будущий музей. Например, в Кении раздобыть их оказалось очень сложно. Водитель отвез меня на местный рынок-базар и торжественно объявил окружающим: «Люди, этот белый господин ищет магнето!»
И тут началось! Со всех сторон ко мне рванул галдящий народ. Все несли упряжь, ведра, коромысла, кастрюли и скалки. Они кричали: «Ты же хотел магнето? Вот!» После долгих объяснений их удалось успокоить, а ко мне привели испуганного и заспанного старика, который показал мне маленькие дощечки с нарисованными флагами Кении и Уганды. Я спросил, сколько он хочет за них. И тут вновь началась суета. Вся толпа начала подсказывать ему. Он тужился, озирался и наконец выдавил из себя: «Два доллара». Для него эта сумма была настоящим счастьем! Окружающие еще долго обсуждали, как же повезло деду, что можно так крупно заработать.
Однажды в Швеции я встретился с иранцем, который открыл свой маленький магазинчик, а в витрине выложил сумасшедшей красоты магнитики античного Персеполя и Мавераннахра. Мы немного поговорили, и он сказал, что это память о его родине, что он зороастриец и им можно иметь сувенирные изображения. Прошло несколько лет, и недавно друзья принесли мне роскошный экспонат — тот самый Персеполь.
А в Лондоне один индус, владелец маркета, где я покупал несколько магнитиков, спросил, зачем я их покупаю. Я ему объяснил, оказалось, он тоже коллекционер, но собирает банкноты — фунты стерлингов с разными номерами, а я — магнитики. Они у них называются «холодильниковые магнитики». Мы с ним хорошо поговорили, а на прощание он подарил мне еще один магнитик от себя на память.
— Бывает, что вашу коллекцию пополняют сами посетители музея?
— Как-то к нам пришла элегантная женщина и сказала: «Я учительница, и мы всем классом собрали вам в подарок целую коробку сувениров». Мы ее горячо поблагодарили и сделали ответный подарок. А в ее коробке были по-настоящему прекрасные экземпляры, и среди них редкий по красоте магнитик из далекой страны Гайаны.
Вспомнился еще один случай. Мама с дочкой из Белоруссии подарили нам магнитик с изображением аиста и этнической вышивкой.
А однажды летом к нам зашла красивая девушка и сказала, что давно мечтала побывать у нас. Оказалось, что она приехала из Африки. А уже следующей зимой снова приехала к нам, чтобы подарить потрясающие африканские этнические магнитики.
Многие наши гости от всей души дарят нам частичку тепла из своих родных уголков. На нашем сайте мы с радостью их показываем и благодарим.
— Бывало, что вы искали какой-то магнитик специально и его удалось достать лишь спустя много лет?
— Я долго искал изумительную керамическую ящерицу, символ Барселоны. Увидел ее в гостях и с тех пор мечтал заполучить. Спустя два года три разные ящерицы наконец-то появились в моем музее. Мечты сбываются!
— Приходилось ли вам когда-нибудь дарить магнитики из своей коллекции? Или все экземпляры остаются только в музее?
— Магнитики из коллекции не дарятся! Это правило! Но у нас всегда есть запас качественных дубликатов, которые мы можем подарить или обменять. Для детей у нас есть целая коробка сувениров на выбор.
— С каким экспонатом чаще всего фотографируются гости музея?
— У нас есть уголок, где две стены сплошных магнитных досок создают ощущение отдельного мира, там любят фотографироваться дети и семьи.
— Какая категория коллекции больше всего интересует детей, а какая — взрослых?
— Всем интересно, что висит на стенах, но, конечно, более понятные экспонаты — самолеты, танки, родные города — интересны детям. А банкноты других стран, достопримечательности, иконы, надписи на других языках интересны больше взрослым.
— Доводилось ли вам общаться с другими крупными коллекционерами магнитиков в России или за рубежом? Вы обмениваетесь с ними экспонатами?
— Один раз приехала к нам в гости на крутом мотоцикле элегантная пара, одетая в кожу. Брутальный мужчина рассказал нам, что они много ездили в круизы и у них в подвале висят доски с коллекцией в 10 тысяч единиц. Позднее мы узнали, что эту коллекцию родители подарили взрослому сыну.
У нас есть замечательные коллеги! Например, мы хорошо знакомы с очаровательной коллекционеркой Ириной Бочковой, которая собирает фигурки коровок. Это удивительно душевный человек! Ирина благородно подарила нам несколько магнитиков для нашей коллекции.
— В чем, на ваш взгляд, главная сила магнитиков? Почему почти каждый человек мечтает привезти домой маленький сувенир после отдыха?
Магнитики — это не просто сувениры, а настоящие носители истории и культуры. Большинство из них, около 80%, производятся в одной известной стране, но оставшиеся 20% — это память и гордость национальных талантов.
В 1970-х годах очень ценились значки, марки, пластинки, фотографии. Помню, мы в детстве пытались делать трафареты любимых рок-групп из фотографий и переносили их на футболки.
Магнитики же вошли в обиход не так давно. Вначале они были держателями записок, чеков и фото, а затем постепенно перешли в разряд украшений и символов ушедших ярких событий.
Сейчас для большинства туристов магнитик — это символ события, в котором побывал его владелец. Например, к нам очень часто приезжают люди, только чтобы приобрести магнитик именно этого места или города.
— А есть ли у вас магнитик, посвященный Гурзуфу, где находится музей?
— Мы вместе с мастером из Донецка создали логотип Гурзуфа, сочетающий историю и современность. Этот логотип стал основой для памятника, который станет настоящим украшением поселка.
И также мастер сделал шесть видов магнитиков с этим логотипом Гурзуфа. Он отразил шесть видов поселка — от раннего утра до поздней ночи. Интересно, что дети чаще выбирают утро, а взрослые — ночь.
— Проводите ли вы праздник «День магнитика»? Возможно ли, чтобы такой праздник стал официальным?
— Искренне вас благодарю, это блестящая идея — создать праздник «День магнитика».
Мы делали презентацию нашего музея 29 февраля 2016 года. Считаю, это отличная дата для праздника и, как сказали мои коллеги, прекрасный повод праздновать раз в четыре года.
— Сегодня музей развивается в сторону исторического крымоведения. Почему для вас было важно соединить магнитики и историю полуострова?
— Наш музей начинался с двух коллекций: магнитиков и артефактов античного Крыма. Он назывался «Музей магнитиков и античного крымоведения».
Каждый год мы создаем исторические стенды, посвященные разным эпохам, опираясь на официальные источники.
Наш музей гордится уникальной экспозицией — шеренгой из 30 воинов различных эпох, которые сражались в Крыму. Эти герои, одетые в костюмы, соответствующие их времени, с оружием и снаряжением, создают впечатляющую и неповторимую картину. Среди них — гунн, скиф, военлет ВВФ Красной армии, преображенец, генуэзский арбалетчик. Под каждым бойцом табличка с описью одежды и вооружения. Создатели отечественных исторических кинофильмов подарили нам актерскую одежду и снаряжение, на основе которых мы создали их образы.
Мы стараемся рассказывать отдельно про магнитики, а затем про историю Крыма. Мы «не отбираем хлеб» у местных краеведов, потому что наш исторический контент особенный, углубленно детализированный по эпохам.
Особое место в этом году у нас занимает рубрика, посвященная 80-летию Великой Победы. Это два тщательно собранных по крупицам замечательных стенда про Великую Отечественную войну.
Весной в наш музей приезжали школьники из разных школ Ялты. Мы им продемонстрировали специально отобранную кинохронику о войне, а затем попросили заполнить боевые листки, как на фронте. Также с ребятами обсуждали, какую помощь они оказывают или хотели бы оказать участникам специальной военной операции.
Кроме того, до пандемии COVID-19 мы участвовали в специальных образовательных модулях Международного детского центра «Артек». У нас проводились занятия по физике, истории, литературе, географии и английскому языку, а основой дополнительных образовательных программ были наши тематические коллекции.
Наша коллекция магнитиков и история крымоведения объединены жаждой познания, интересом к приключениям и коллекционированию.
— Каким вы видите будущее музея?
— Хотелось бы, чтобы музей приносил радость. Детям — радость, познание нового и ожидание подарка. Взрослым — получение знаний и удивление увиденной красотой. Возможно, даже небольшое путешествие в детство.
Мое искреннее желание, чтобы в музей «не зарастала народная тропа»! Чтобы по-прежнему приезжали семьи, дети, школьные классы, а также искренние фанаты магнитиков!
Так, недавно к нам из Краснодара приехали девушки, коллеги по собирательству. С интересом смотрели коллекцию и делились впечатлениями. Значит, все не зря!
— Ваша коллекция перебралась с дверцы холодильника в собственный музей. Что бы вы сказали детям и подросткам, которые сегодня только начинают собирать свои коллекции, как сохранить интерес и превратить хобби в настоящее дело жизни?
— Дорогие ребята и просто коллеги по увлечению! Каждый экспонат вашей коллекции — это кусочек памяти о важном событии. Собирайте то, что вам дорого, ведь это уникальный архив вашего детства, юности или жизни.