Смыслы вечные — формы новые: как культурное наследие трансформируется в креативные бренды

10 октября 2025
Время чтения: 10 минут
Сергей Пятаков/РИА Новости

На форуме «Креативный код. Россия» в Санкт-Петербурге прошла кейс-сессия «Поводы для гордости как основа создания добавленной стоимости продукта». На ней своим опытом поделились отечественные предприниматели — создатели креативных брендов, в основе которых идеи сохранения и популяризации национального наследия. Они рассказали, как можно успешно вести бизнес, укрепляя культурную идентичность и вызывая у потенциальных клиентов гордость за Россию. Модератором дискуссии выступила генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.

Объясняем, как культурный код становится вдохновением для российских брендов.

Форум креатива

Сегодня креативная индустрия — одна из самых динамично растущих отраслей в экономике России. Ее доля в ВВП — 4,1%, в этой сфере занято около 5,4 млн человек, то есть каждый 16-й работающий россиянин.

По поручению Владимира Путина, к 2030 году вклад креативной экономики должен вырасти до 6% ВВП, а экспорт — до $12 млрд в год.

Помочь в достижении этих показателей призваны отечественные предприятия и бренды, активно развивающиеся в этой отрасли. Некоторые из них рассказали о своей продукции на форуме «Креативный код. Россия».

 Экономика предложений: как креативная индустрия формирует будущее России Читайте по теме Экономика предложений: как креативная индустрия формирует будущее России 08 октября 2025

Мультимедиа как мост между прошлым и будущим

Режиссер, продюсер, руководитель Международного фестиваля балета Dance Open Екатерина Галанова рассказала о трех проектах, объединяющих искусство и цифровые технологии.

Первый из них — это конкурс современного медиаискусства «Страна Света», который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Ежегодно в нем участвуют сотни молодых художников со всей страны, которые представляют свои работы на тему Малой Родины.

Финалисты получают возможность превратить фасады зданий Дворцовой площади в настоящее мультимедийное полотно.

«Для молодых художников это такой социальный лифт, отличная возможность продемонстрировать свои умения широкой аудитории. Зритель же получает шанс запечатлеть с помощью современных технологий историю и традиции», — пояснила она.

Еще один проект — «Классика на Дворцовой» — объединяет мультимедиа с классическим искусством. Каждый год миллионы зрителей онлайн и сотни тысяч человек вживую смотрят гала-концерт в мультимедийных декорациях с участием мировых оперных звезд, симфонического оркестра и хора.

Наконец, Екатерина Галанова рассказала о проекте «Великолепный Эрмитаж», разработанном при поддержке всемирно известного музея. Он знакомит людей с сокровищами российской и мировой культуры через голограммы и цифровые декорации.

539530.jpg

Игорь Руссак/РИА Новости

«Все эти мультимедиа-проекты — это не просто красивые картинки. Они — реальные витамины для глаз и универсальный язык, понятный каждому. Это настоящий инструмент, который позволяет объединить классику и современность, делая искусство доступным для молодежи. Он открывает легкий и плавный путь к классическому искусству», — отметила Екатерина Галанова.

Символ сохранения жизни

Основатель компании «Уральские самоцветы» Ирина Будкина представила проект «Их осталось 129». Он посвящен дальневосточному леопарду — одному из самых редких животных планеты.

«Наша уникальная страна является огромной кладовой практически всех минералов мира и обладает огромной популяцией животных. Я соединила в своем новом глобальном проекте „Их осталось 129“ и животных, и наши прекрасные минеральные камни», — рассказала предприниматель.

Компания создает уникальные сувениры ручной работы. Статуэтки леопардов украшены драгоценными камнями.

 Дорогою бобра: чем интересны и полезны природоохранные территории Читайте по теме Дорогою бобра: чем интересны и полезны природоохранные территории 19 января 2024

«Каждый купивший их становится сопричастным и абсолютно точно знает, что добавленная стоимость является источником для спасения и роста популяризации прекрасного хищника — дальневосточного леопарда», — заметила Ирина Будкина.

Кроме того, предприниматель планирует запустить анимационный проект о дальневосточных леопардах, ориентированный на международный прокат.

Материал вечности

Лада Быстрицкая представила свой одноименный бренд фарфора. В основе ее коллекций — безграничная любовь к этому виду керамики как к символу вечности, рассказала художник.

Для развития собственного дела Лада Быстрицкая обращалась за консультацией и прошла обучение в центре поддержки малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес». Эти организации предоставляют комплексную помощь бизнесменам, помогая им в создании и развитии своего бизнеса в режиме одного окна.

«Многие знают, что в создании фарфора участвуют четыре стихии: земля, вода, огонь и воздух. Однако важнейшая из них, пятая, — это человеческий талант, который превращает этот материал в произведения искусства, способные существовать вне времени. Фарфор — единственный из декоративных материалов, который не подвержен влиянию времени», — сказала участница сессии.

Ее мастерская известна своими историческими коллекциями — от сервиза к 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года до монументальных ваз с изображениями отечественных государственных деятелей. Эти произведения стали символами преемственности власти и величия российской традиции.

«Наша добавленная стоимость, если мы говорим о ней, заключается в том, что художественная мастерская создает предметы искусства, которые содержат наш культурный код, который нацелен на будущее. Это трансляция к будущим поколениям и передача мастерства, естественно», — подчеркнула художница.

Ожившие сказки

О том, как русский культурный код находит отражение в фарфоре, также рассказала основатель фарфоровой мануфактуры Art Via Лилиана Фатерина. Ее предприятие создает изделия любого масштаба — от крошечных чашечек до полноценных интерьеров.

При этом они оживают с помощью технологий дополненной реальности: жар-птица машет крыльями, золотое яблочко катится по блюдечку, а Иван-Царевич скачет на сером волке.

«Все эти истории являются частью нашего культурного кода. Они глубоко укоренились в наших умах и сердцах с самого детства. Конечно, каждый из нас втайне мечтал, чтобы однажды это стало реальностью. И действительно, современные технологии позволяют нам не только создавать произведения искусства, что само по себе ценно, но и добавлять к ним элементы XXI века. Мы можем оживить те самые рисунки, которые были созданы с большой любовью и душой», — объяснила мастер.

 Шедевр ручной сборки: как растят мастеров для народных промыслов Читайте по теме Шедевр ручной сборки: как растят мастеров для народных промыслов 16 сентября 2025

Отметим, что коллекция мануфактуры Art Via под названием «Сказки Пушкина в Санкт-Петербурге» стала победителем конкурса «Новая культура сувениров», организованного правительством города под эгидой ЮНЕСКО. Номинация — «Креативный сувенир».

В процессе развития собственного бренда Лилиана Фатерина получила консультацию и прошла обучение в центре «Мой бизнес».

0948.HR.jpg

Кирилл Каллиников/РИА Новости

Шелковая живопись

Сделать искусство доступным, сохранив его эстетическую ценность, — это задача бренда Maestri D’Arte, созданного Валерием Петряевым.

Проект переносит картины молодых российских художников на шелковые платки.

«Покупая наш платок, вы не просто приобретаете красивую вещь. Вы поддерживаете начинающего художника на его творческом пути. Для нас важно, чтобы наша аудитория чувствовала себя настоящими меценатами, вкладывая в развитие искусства. Каждый владелец платка становится частью этой истории, а процент от продаж возвращается автору, создавая пассивный доход», — отметил Валерий Петряев.

Он отметил, что ценность продукта определяется его эксклюзивностью. Тираж ограничен — всего 300 экземпляров. Каждый экземпляр изготавливают вручную, а затем его подписывает автор.

Искусство высшего уровня

Еще один российский бренд, который объединяет высокое искусство и дизайн, создал художник, дизайнер и член Союза художников России Кирилл Овчинников. Уже 16 лет продукция KIRILL OVCHINNIKOV продвигает русское искусство.

«Я хотел создать самую популярную историю, которая была бы продолжением Дягилевских сезонов во Франции. Хотел показать и свое искусство, и российское, связав его с дизайном», — отметил художник.

 Капитал вдохновения: как в России формируется креативный код Читайте по теме Капитал вдохновения: как в России формируется креативный код 09 октября 2025

Все изделия бренда — ручной работы. Начиналось все с платков из шелка и кашемира. Один из них вошел в коллекцию Русского музея и представлял XXI век на выставке «История российского платка».

Сегодня KIRILL OVCHINNIKOV сотрудничает с Императорским фарфоровым заводом, создает капсульные коллекции для музея Фаберже и развивает собственные линии одежды, кожаных сумок, мебели, ковров, обоев и аксессуаров для дома.

«Когда мы представляли свои коллекции в Монте-Карло, в Милане, никто не верил, что все это придумано и произведено в России. У нас идеальные рисунки и идеальное качество у всех предметов. Мы хотим показать, что российский люкс может быть мирового уровня», — подчеркнул Кирилл Овчинников.

Предприниматель также отметил, что до сих пор является единственным инвестором своего проекта. Помощь в развитии дела ему оказывает центр «Мой бизнес», где он трижды получал льготные кредиты.

Креативный скачок

Креативная экономика уже проникает во все отрасли, начиная от туризма и заканчивая промышленным дизайном. Она не только формирует имидж России за рубежом, но и улучшает качество жизни внутри страны: помогает людям самореализовываться, создает комфортную среду и сохраняет культурный код.

Генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина подчеркнула, что развитие креативной индустрии в России идет рекордными темпами и оказывает влияние на другие сферы.

«У нас предприятия креативных индустрий растут в 2–3 раза быстрее, чем остальные. Они помогают другим отраслям создавать новые продукты», — заключила она.