Без статуса «белой вороны»: как помочь ребенку освоиться в новой школе

22 декабря 2025
Время чтения: 9 минут
Алексей Никольский/РИА Новости

Переход в новую школу — серьезное испытание для всей семьи. Если родители заняты организационными вопросами, то дети страдают от потери привычного окружения. Первые дни в новой школе особенно важны для ребенка. Ему нужна поддержка для успешной адаптации в новой обстановке, что существенным образом влияет не только на успеваемость, но и на психологическое состояние. В рубрике «Родительский чат» объясняем, почему детям бывает непросто в новой школе и как родители могут помочь.

Почему смена школы — это стресс для ребенка

Когда дети переходят в новую школу, они сталкиваются со множеством перемен. Для родителей это вполне рядовая ситуация, но для ребенка она может быть гораздо более значимой и болезненной. Ему приходится адаптироваться к новым требованиям учителей, их правилам и, самое важное, заводить новых друзей.

Глава психолого-педагогической службы «Школы в Некрасовке», научный руководитель проекта по противодействию детскому одиночеству «Ты не один» АНО «Время нового поколения» Наталья Смирнова в интервью Объясняем.рф подчеркивает, что смена школы — это не просто переход на новое место учебы. Это сложный кризис идентичности и безопасности. Он всегда сопровождается стрессом, и ребенку нужно время, чтобы адаптироваться.

С точки зрения психологии, переход в новую школу — это утрата сразу нескольких важных опор. Ребенок лишается знакомого и безопасного пространства, теряет свое место в социальной иерархии класса и вынужден заново подстраиваться под правила и требования учителей.

«Для психики это состояние высокой неопределенности. Мозг ребенка вынужден работать в режиме повышенной готовности, непрерывно сканируя среду на предмет угроз: „Как на меня посмотрели?“, „Где здесь туалет?“, „Не слишком ли я глупый для этого класса?“. Это требует колоссальных затрат энергии, что физиологически проявляется как стресс-реакция, приводящая к быстрой утомляемости и эмоциональной нестабильности даже у спокойных детей», — отмечает эксперт.

Как справиться с тоской по старой школе

Тоска — это естественное чувство. Помогайте ребенку поддерживать контакт с прежними друзьями из старой школы и постепенно помогайте ему освоиться в новой среде. Аккуратно акцентируйте внимание на положительных сторонах нового окружения, избегая противопоставления старому месту. Новый опыт должен восприниматься как дополнение, а не замена: «там был отличный парк, а здесь, например, есть бассейн».

«Панацея в любой психологически нестабильной ситуации — ваша поддержка и включенность. Когда пропадают все маяки и опоры старой жизни, семья остается единственным местом стабильности. Ребенок должен это видеть и чувствовать», — отмечает Наталья Смирнова.

57046.HR.jpg Александр Кряжев/РИА Новости

Как подготовить ребенка к переходу в новую школу?

Задача родителей — снизить число ситуаций, которые могут вызвать у ребенка непонимание и страх, поэтому важно разговаривать с ним. Вести диалог следует мягко, без давления и наставлений.

«Честно скажите: „Первые две недели может быть странно, сложно и, возможно, одиноко. Это нормально, это не значит, что школа плохая или ты какой-то не такой. Это просто период привыкания, и мы пройдем его вместе“. Это легализует негативные чувства и снижает страх неудачи», — подчеркнула специалист.

Не стоит игнорировать страхи ребенка и делать вид, что все в порядке. Нельзя не замечать его чувства и переживания. Не нужно обещать того, что невозможно, например, что все обязательно подружатся с ним.

Важно задать простые вопросы, например: «Чего ты больше всего боишься?». Так вы сможете понять, что именно его тревожит.

Найдите время для того, чтобы ребенок мог заранее познакомиться с новым учебным заведением. Прогуляйтесь до школы, чтобы точно знать маршрут, по которому он будет ходить. При возможности зайдите здание и найдите будущего классного руководителя или представителя администрации, чтобы вам провели экскурсию. Во время нее ребенок увидит расположение классов, туалетов, столовой и других помещений.

 Классная адаптация: как помочь ребенку завести друзей в школе Читайте по теме Классная адаптация: как помочь ребенку завести друзей в школе 11 декабря 2025

Если пройти внутрь не позволят, обойдите здание, изучив входы, расположение спортивных площадок и других объектов на территории школы.

Также изучите сайт и страницы школы в соцсетях, посмотрите фотографии учителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя в новом учебном заведении безопасно и раскрепощенно.

«Заранее сформированная "когнитивная карта" помещения снижает стресс в первый день на 30–50%. Если ребенок знает, где вход и где его класс, его мозг не тратит ресурс на ориентацию в пространстве и может сосредоточиться на коммуникации и учебе. Чем больше "известных переменных", тем ниже тревога», — рассказывает эксперт.

Отдельный вопрос — учеба. Иногда при переходе в новую школу требуется подтянуть знания. Но пытаться «выучить все» не стоит. Это создаст дополнительное давление.

«Найдите два-три критических отличия и проработайте только их. Договоритесь, что цель первой четверти — не „пятерки“, а „разобраться в требованиях“. Если разрыв большой, лучше нанять репетитора для спокойного объяснения непонятных тем, чтобы ребенок пришел с чувством „я в теме“, а не „я отстающий“», — пояснила Наталья Смирнова.

Первые дни и недели: как поддержать ребенка в этот период

Период начала обучения в новой школе, как правило, самый напряженный. Здесь поддержка родителей особенно важна. Вы должны стать «контейнером» для эмоций ребенка.

По мнению эксперта, вместо вопросов об оценках следует спросить: «Что было самым смешным сегодня?», «С кем ты сидел за партой?» или «Что показалось тебе самым трудным?».

Затем выслушайте жалобы без критики или поучительных советов. Просто скажите: «Я понимаю, это неприятно». Также не стесняйтесь обнимать ребенка, дом должен быть местом, где можно отдохнуть, а не еще больше напрячься.

Кроме того, важно освободить ребенка от сложных бытовых обязанностей и дополнительных кружков — сейчас все его силы уходят на адаптацию. Обеспечьте ему достаточно сна и качественное питание.

65136.HR.jpg Виталий Тимкив/РИА Новости

Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе

На каждом возрастном этапе у ребенка свои страхи, потребности и способы справляться со стрессом. Ваш подход как родителя будет зависеть от его возраста.

Начальная школа (1–4-й классы)

В центре внимания — безопасность и повседневные навыки. Учитель становится ключевой фигурой. Он ведет сразу несколько предметов и помогает детям ориентироваться в школьном пространстве, как физическом, так и в мире новых правил и привычек. Важно, чтобы ребенок знал, к кому обратиться, если потерялся, захотел в туалет или забыл сменную обувь. Также важно отработать с ребенком путь до школы и навыки самообслуживания (одеваться, завязывать шнурки и так далее), чтобы это не вызывало стресса.

Средняя школа (5–9-й классы)

На первый план выходит социализация и взаимодействие с новыми одноклассниками. Мнение сверстников становится важнее, чем мнение учителя. Старайтесь не обесценивать эмоции ребенка. То, что вам кажется незначительным, для вашего ребенка может быть очень важно. Вспомните себя в школьные годы и старайтесь найти общий язык с сыном или дочерью.

Разговаривайте с ребенком о его внешнем виде. Постарайтесь понять, почему он выбирает тот или иной стиль в одежде. Возможно, он не хочет чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников.

Обязательно наблюдайте за тем, что происходит, чтобы не допустить травлю (буллинг) со стороны новых одноклассников.

Старшая школа (10–11-й классы)

В этом возрасте акцент смещается на учебную нагрузку и планы на будущее. Переход старшеклассника в новую школу часто связан с профильным обучением. Поэтому важно помочь ребенку снизить тревогу из-за экзаменов и последующего поступления в вуз.

Научите подростка эффективно управлять временем. Покажите, как планировать, распределять задачи, разбивать их на части и расставлять приоритеты. Эти навыки будут полезны ему в будущем.

Не забывайте, что подросткам важно высыпаться.

 Звонок тревоги: как распознать травлю ребенка в школе Читайте по теме Звонок тревоги: как распознать травлю ребенка в школе 29 октября 2025

Сколько длится период адаптации в школе

Хороший знак, если ребенок хорошо ест и спит, спокойно идет в школу без капризов и истерик, рассказывает об одноклассниках и понимает требования учителей. Временное ухудшение успеваемости допустимо, но не должно быть критичным.

Как правило, адаптация к новой школе проходит в три этапа:

  1. Острая фаза — 2–4 недели. Это время максимального напряжения. Возможны срывы и болезни.

  2. Неустойчивое приспособление — в период 2–3 месяцев. В этот период ребенок находит друзей, привыкает к новому ритму, но еще сильно устает. Изменения в поведении в этот период — это норма.

  3. Устойчивая адаптация — примерно через полгода. Обычно после преодоления этого срока ребенок полностью вливается в новую жизнь, и вы почти не замечаете разницы с предыдущим этапом.

«Сроки зависят от многих факторов: темперамента — флегматикам и меланхоликам, например, сложнее; возраста — подросткам труднее, поскольку их адаптация больше зависит от социальных факторов и атмосферы в новом классе», — отметила психолог Наталья Смирнова.​

Когда процесс налаживания взаимодействий в новой школе не задается, это становится очевидным. Обращайте внимание на явные признаки. Среди них:

  • «Школьный невроз». Утренние боли в животе, тошнота, головокружения, которые волшебным образом проходят к обеду или в выходные. Это реальные физические ощущения, вызванные спазмом на фоне тревоги, а не симуляция.​

  • «Эффект пружины». В школе ребенок держит себя в руках и ведет себя идеально, а дома случаются истерики, агрессия или слезы из-за мелочей. Это разрядка из-за накопленного напряжения.

  • «Регресс поведения». В жизнь неожиданно возвращаются «детские привычки» — сосание пальца, сюсюканье, нарушение сна, просьбы покормить с ложки — так психика ищет безопасного убежища в детстве, когда все было просто, понятно и надежно, не нужно было решать сложных вопросов и можно было передать ответственность родителям.   

21688.HR.jpg Илья Питалев/РИА Новости

Когда стоит задуматься о повторной смене школы?

Обязательно нужно обсудить решение о переводе с ребенком, взвесив все «за» и «против». Если и после разговора есть сомнения, найдите квалифицированного психолога, с которым можно проконсультироваться.

Главное, помните: повторная смена школы — это не катастрофа, а способ позаботиться о состоянии и комфорте ребенка. 

Наталья Смирнова подчеркивает, что важно внимательно наблюдать за поведением ребенка, чтобы не пропустить тревожные сигналы. По ее мнению, среди таких индикаторов могут быть:

  • случаи травли, которые невозможно остановить или изолировать;

  • конфликт ценностей между школой и ребенком, что может подорвать его самооценку: к примеру, в школе может быть слишком конкурентная атмосфера, которая ребенку не подходит или просто не нужна — не все должны стремиться к «успеху любой ценой»;

  • хронический стресс (депрессия, нервные тики, потеря веса) в течение полугода после зачисления в школу; если все три фазы адаптации завершились, а ситуация не улучшилась, то на первый план должно выходить психологическое здоровье — в таком случае ребенка следует перевести в другую школу.

Подписывайтесь на наш канал в MAX

Часто задаваемые вопросы

Сколько в среднем длится адаптация к новой школе?

Адаптация к новой школе обычно занимает от нескольких недель до полугода. Первые 2–4 недели — самая острая фаза, когда ребенок испытывает максимальное напряжение. Затем в течение 2–3 месяцев происходит неустойчивое приспособление: появляются первые друзья, но напряжение сохраняется. Устойчивой адаптацией считается период примерно через 6 месяцев, когда школа перестает быть источником постоянного стресса.

Что делать, если ребенка травят в новой школе?

Травлю нельзя игнорировать. Важно спокойно выслушать ребенка, зафиксировать факты и подключить взрослых: классного руководителя, школьного психолога, администрацию. Если ситуацию не удается изменить и сын или дочь продолжает жить в хроническом стрессе, повторная смена школы должна рассматриваться как забота о психологическом здоровье ребенка.

Как помочь подростку адаптироваться в новом классе?

Для подростка ключевым становится принятие сверстниками. Родителям важно не обесценивать переживания, связанные с внешностью, стилем и статусом в новом окружении. Поддержите разговоры об имидже, помогите обсудить сложные ситуации без давления и советов о том, как правильно.

Стоит ли знакомиться с родителями одноклассников заранее?

Знакомство с родителями одноклассников не обязательно, но может быть полезным. Оно помогает быстрее ориентироваться в неформальных правилах класса и выстраивать коммуникацию между семьями. Главное — не превращать это в инструмент контроля над ребенком. Для него важнее, чтобы родители создавали ощущение опоры и спокойствия, а не усиливали тревогу.

Как мотивировать ребенка на учебу в новой школе, если он отстает по программе?

В начале важно снизить давление и сместить фокус с оценок на понимание требований. Не стоит пытаться добиться сиюминутных успехов. Лучше определить несколько ключевых отличий программы и проработать только их. Цель стартового этапа в новой школе — разобраться и почувствовать уверенность. При необходимости можно подключить репетитора.

Нужно ли вмешиваться в конфликты с одноклассниками?

Вмешательство зависит от масштаба ситуации. Если речь о разовых конфликтах, важно помочь ребенку проговорить чувства и найти способы реагирования. Но при систематическом напряжении, в частности, травле, взрослые обязаны подключаться. Ребенок не должен оставаться один на один с проблемой — это усиливает тревогу и ощущение небезопасности.

Какие фразы нельзя говорить ребенку при переходе в новую школу?

Нельзя обесценивать чувства ребенка фразами вроде «ничего страшного», «привыкнешь», «у всех так». Но опасно и обещать невозможное. Все это может привести к усилению чувства вины и одиночества. Гораздо важнее признать, что может быть сложно, и дать понять: любые эмоции нормальны, а вы рядом.

Когда адаптация прошла неудачно и стоит задуматься о повторном переходе?

Повод задуматься появляется, если спустя полгода у ребенка сохраняется хронический стресс. Если все три фазы адаптации пройдены, а улучшений нет, приоритетом становится психологическое здоровье. В таком случае смена школы не должна рассматриваться как неудача. В первую очередь, это ответственное решение с заботой о ребенке.