Классная адаптация: как помочь ребенку завести друзей в школе

11 декабря 2025
Время чтения: 13 минут
Сергей Красноухов/РИА Новости

Школьные годы — один из важнейших периодов в жизни каждого человека. В это время дети не только учатся, но и осваивают основы общения и поведения в обществе. Зачастую этот период сопровождается сложностями, в том числе из-за неумения наладить контакт со сверстниками или адаптироваться в коллективе. В рубрике «Родительский чат» рассказываем, как родители могут помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками.

Первые знакомства

Школьный коллектив — это первая большая социальная среда, в которой ребенок осознанно учится взаимодействовать с людьми вне семьи. Здесь формируется самооценка, развивается уверенность в себе у ребенка, появляются первые навыки сотрудничества, решения конфликтов. А друзья помогают почувствовать себя частью группы, дают ощущение поддержки, учат дружить, делиться, договариваться.

Как подчеркнула в комментарии Объясняем.рф руководитель психолого-педагогической службы «Школы в Некрасовке», научный руководитель проекта по противодействию детскому одиночеству «Ты не один» АНО «Время нового поколения» Наталья Смирнова, социальное окружение влияет на самооценку и уверенность в себе. По ее словам, принятие сверстниками дает ребенку эмоциональную поддержку, важную для его психологического благополучия.

«Друзья помогают развивать эмпатию, учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, мириться. Вместо живого общения и развития этих навыков дети, проводящие много времени с гаджетами, остаются один на один со всем спектром эмоций, которые они переживают», — добавила эксперт.

 Проект «Семейный очаг»: как получить помощь психолога в трудной ситуации бесплатно Читайте по теме Проект «Семейный очаг»: как получить помощь психолога в трудной ситуации бесплатно 31 октября 2024

Кроме того, друзья сильно влияют на мотивацию и поведение детей и подростков. Ребята стремятся соответствовать ожиданиям сверстников. Это может побудить их к усердной учебе или, наоборот, к бунтарскому поведению. Они хотят быть такими же, как их окружение.

Между тем в большинстве случаев общительные дети обычно учатся лучше, чем замкнутые одноклассники. Чем разнообразнее их интересы и шире круг общения, тем активнее они проявляют инициативу в разных сферах жизни. Иногда это важнее, чем объем знаний.

RIA_8988954.HR.jpg Максим Блинов/РИА Новости

Когда дружба не складывается

Есть много причин, почему детям сложно подружиться с одноклассниками. Однако каждая ситуация уникальна, и важно разобраться в ней подробно.

Зачастую детям трудно заводить друзей из-за стеснительности и низкой самооценки. Застенчивым или замкнутым детям нужно больше времени, чтобы привыкнуть к окружению и своему ощущению в этом пространстве. Характер и отсутствие общих интересов с ровесниками тоже играют роль.

«Робким детям сложно выступать инициаторами общения, особенно с новыми людьми. Часто это следствие неуверенности в себе, которая формируется при авторитарном стиле воспитания, когда мнение ребенка игнорируется. То есть, на самом деле, даже если пока у вашего ребенка таких проблем нет, но вы предпочитаете выстраивать ему жесткие рамки существования, стоит задуматься, к каким последствиям это может привести», – отметила Наталья Смирнова.​

Еще одной из причин проблемы может быть недостаток базовых навыков общения.

Например, ребенок не умеет слушать, часто перебивает, не реагирует на слова других и закатывает истерику, когда его пытаются остановить. Он может не воспринимать невербальные сигналы, не понимать, как присоединиться к игре, не замечать, когда другому ребенку грустно, больно или обидно.

Кроме того, чрезмерная опека со стороны родителей может приводить к тому, что ребенок не учится самостоятельно выбирать друзей и оценивать людей. Когда родители слишком контролируют жизнь своих детей, запрещая им общаться с некоторыми людьми, ребенок может замкнуться или, наоборот, начать дружить назло, что иногда приводит к попаданию в «плохую компанию».

Влияние гаджетов

В последние годы на способность детей заводить друзей серьезное влияние оказывает цифровизация, в частности, наличие гаджетов. Школьники слишком много времени проводят в виртуальном мире, где действуют другие правила и нормы.

«Длительная онлайн-активность может привести к социальной изоляции. Дети начинают избегать общения в реальной жизни. Виртуальная реальность предоставляет мгновенные, но поверхностные связи, что мешает развитию полноценного общения», — заметила руководитель психолого-педагогической службы «Школы в Некрасовке».

Вместо развития навыков договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, ребенок проводит время один на один с мобильными устройствами и компьютерами. В результате этого многие школьники, активные в чатах и онлайн-играх, теряются при личном взаимодействии со сверстниками.​

Психолог также подчеркнула, что современные смартфоны и планшеты создают непрерывный поток информации, стимулируя выработку дофамина — так называемого гормона радости. Длительное залипание в соцсетях или при просмотре коротких видео приносит временное чувство удовольствия и формирует цикл зависимости, когда мозг начинает требовать постоянной новизны и стимуляции.

Это, в свою очередь, приводит к зависимости от новых уведомлений, лайков и сообщений, ухудшая способность сосредотачиваться на длительных задачах. Поэтому дети теряют способность к глубокому анализу и интерес к занятиям, которые не дают немедленного удовлетворения.​

Раннее знакомство с гаджетами и их чрезмерное использование могут замедлить психическое развитие детей. У ребят постарше это может привести к социальной дезадаптации.

«У детей, проводящих много времени в социальных сетях, возрастает уровень тревожности и депрессии. Стремление соответствовать идеализированным образам в интернете, страх пропустить что-то важное приводят к эмоциональному истощению», – констатировала эксперт.

Признаки наличия проблем со сверстниками

По словам психолога, особенно важно видеть первые, едва заметные сигналы того, что ребенку непросто выстраивать отношения с одноклассниками. Чем раньше родители обратят внимание на такие признаки, тем легче будет помочь и поддержать его. Основными из них можно назвать:

  • Избегание школы: ищет любые предлоги, чтобы пропустить занятия;

  • Эмоциональные изменения: возвращается грустным, подавленным, плачет без причины;

  • Молчание об одноклассниках: избегает упоминаний о них, не созванивается даже при необходимости, не делится информацией о событиях в школе;

  • Социальная изоляция: никого не зовет на день рождения и не получает приглашения на праздники, держится в стороне;

  • Изменения в физическом состоянии: приходит со сломанными личными вещами, раздраженный, усталый;

  • Потеря интересов: больше не увлекается привычными делами и хобби.

«Важно различать временное нежелание общаться и устойчивую модель избегания социальных контактов», – пояснила Наталья Смирнова.​

 Как справиться со стрессом? Советы психолога Читайте по теме Как справиться со стрессом? Советы психолога 21 марта 2022

Если негативная ситуация существует продолжительное время — более 2–3 месяцев — или со временем усугубляется, а на нее также обращают внимание воспитатели, учителя, близкие родственники или родители других детей, то это сигнал к действию.

RIA_6240722.HR.jpg Владимир Трефилов/РИА Новости

Что могут сделать родители

Умение ладить со сверстниками формируется постепенно, и роль родителей в этом процессе очень велика. Задача взрослого — создать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя уверенно, не стесняться выражать себя, но при этом слышать и уважать мнение других.

Чтобы достичь этого, начните с себя. Проанализируйте свое поведение: дети лучше всего учатся на примере. Поэтому если хотите, чтобы ваш ребенок был общительным, то и сами демонстрируйте свою приветливость к окружающим.

Не забывайте, что вам нужно слышать и уважать его мнение для выстраивания у него здоровой самооценки. Внимательно относитесь к тому, что он говорит, чего хочет. Это показывает, что его мысли и желания ценны.​

Предоставьте право выбора и возможность говорить «нет». В дальнейшем это поможет ему защищать свои интересы в общении со сверстниками.

Оставляйте пространство для самостоятельности. Позволяйте ребенку «набивать свои шишки» и делать выводы, если это не угрожает безопасности.​

Дайте право на ошибки. Обучите конструктивному восприятию ошибок, поиску решений. Демонстрируйте примеры, как через поражения люди учатся достигать успеха.​

Избегайте запугивания, телесных наказаний, словесных оскорблений. Это подрывает самооценку.​

Предлагайте реалистичные задачи. Не требуйте слишком много и не завышайте планку.​

Улучшайте социальные навыки через ролевые игры. Практикуйте ситуации общения: как познакомиться, как попросить игрушку, как ответить на приветствие. Поиграйте в магазин, где ребенок выступает покупателем и сам платит за покупку.​

Если ребенок не хочет рассказывать о школе, не настаивайте. Выберите подходящий момент. Заводите разговор, когда вам действительно нужен ответ, а не из любопытства. Уделите этому время, не отвлекайтесь на гаджеты.

Не спрашивайте прямо о школе. Узнайте, как прошел день, что было самым интересным или скучным. Задавайте открытые вопросы вместо тех, на которые можно ответить «да» или «нет». Попробуйте понять, что его беспокоит или радует.

Как обсудить проблемы с классным руководителем

Стали замечать, что ваш ребенок приходит из школы расстроенным и не говорит о проблемах? Значит, пришло время обратиться за помощью к классному руководителю или учителям.

Начните беседу, избегая обвинений. Скажите: «Я заметил, что в последнее время ребенок приходит домой расстроенным после школы. Можете ли вы помочь понять, что происходит в классе?». Это поможет установить доверительные отношения и покажет вашу готовность к сотрудничеству.

Подготовьтесь к разговору, описав конкретные наблюдения и примеры изменений в поведении вашего ребенка. Это даст учителю более полное представление о проблеме.

 Опасный интернет: как помочь ребенку справиться с травлей в Сети Читайте по теме Опасный интернет: как помочь ребенку справиться с травлей в Сети 09 октября 2024

Обсудите возможные действия. Спросите, что педагог может сделать в школе, например, пересадить ребенка к дружелюбному однокласснику. Также уточните, какие меры вы можете предпринять дома.

Договоритесь о регулярных встречах для обсуждения прогресса и корректировки плана действий. Это поможет отслеживать изменения и вовремя вносить необходимые изменения. 

В каких случаях стоит обратиться за помощью к психологу

Необходимо пристально наблюдать за любыми тревожными переменами в поведении ребенка. Если предпринятые родителями шаги не приводят к улучшению ситуации — ребенок остается замкнутым, избегает школы и общения с одноклассниками, — следует обратиться за помощью к психологу.

Также важно прислушаться к ребенку, если он сам просит вас обратиться к психологу. Это явный сигнал, на который нельзя не реагировать.

«Вы удивитесь, но сегодня так бывает нередко. Отчасти это связано с популяризацией психологии, нормализацией общения с психологом. Мы в "Школе в Некрасовке" много работаем в этом направлении — выстраиваем атмосферу доверия учеников с психологами», – подчеркнула Наталья Смирнова.

RIA_8507591.HR.jpg Павел Быркин/РИА Новости

Когда перевод ребенка в другую школу оправдан

Иногда, несмотря на все усилия семьи и школы, условия для комфортного обучения ребенка так и не складываются. Перевод в другую школу станет одним из возможных способов защитить эмоциональное состояние и поддержать развитие ребенка. Но прибегать к этому шагу стоит только тогда, когда другие меры не работают.

Такое решение может быть разумным в нескольких ситуациях:

  • Если ваш ребенок подвергается постоянной травле, не сумев стать частью коллектива, даже после вмешательства учителей. Иногда лучше перевести его в другое учреждение, где он будет чувствовать себя в спокойствии и безопасности.

  • Если ребенок плохо учится не потому, что ленится, а потому, что образовательная программа слишком сложная для него, стоит подумать о переводе в другую школу с более подходящим уровнем обучения.

  • После начальных классов некоторые родители решают перевести ребенка в учреждение со специализированной направленностью, где углубленно изучают тот или иной предмет, например, математику или иностранный язык.

Психолог советует планировать перевод на начало учебного года или во время каникул, чтобы уменьшить стресс для ребенка. Это поможет ему быстрее адаптироваться в новом коллективе и наладить отношения с одноклассниками.​

Перевод посреди учебного года оправдан только в экстренных ситуациях: при угрозе безопасности ребенка, острых конфликтах, переезде семьи.​

«После перевода важно обеспечить психологическую поддержку и помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе. Посвятите его в свои планы заранее, дайте возможность выбрать вещи, которые он хочет взять с собой, сделайте новую среду похожей на привычную», — заключила Наталья Смирнова.​


Часто задаваемые вопросы

Как понять, что у ребенка проблемы с одноклассниками?

Обратите внимание на изменения в поведении: ребенок избегает школы, возвращается грустным или подавленным, молчит о событиях в классе, не приглашает друзей на дни рождения и сам не получает приглашений, теряет интерес к хобби. Также сигналом могут быть физические признаки усталости, раздражительность или поврежденные вещи.

Что делать, если ребенка игнорируют в классе?

Сначала поддерживайте эмоционально, покажите, что вы рядом. Не критикуйте ребенка и не обвиняйте других. Старайтесь выяснить детали через ненавязчивые разговоры. Развивайте навыки общения через игры и ролевые ситуации, позволяйте ребенку постепенно выстраивать взаимодействие со сверстниками.

Как правильно разговаривать с ребенком о его школьных отношениях?

Сначала поддерживайте эмоционально, покажите, что вы рядом. Не критикуйте ребенка и не обвиняйте других. Старайтесь выяснить детали через ненавязчивые разговоры. Развивайте навыки общения через игры и ролевые ситуации, позволяйте ребенку постепенно выстраивать взаимодействие со сверстниками.

Как правильно разговаривать с ребенком о его школьных отношениях?

Выбирайте спокойное время и место, когда вы оба не отвлечены. Задавайте открытые вопросы: «Что было самым интересным/сложным сегодня?» Вместо прямого «Ты дружишь?» сосредоточьтесь на чувствах и впечатлениях ребенка. Слушайте внимательно, подтверждайте его эмоции и не перебивайте, показывая, что мнение ценится.

Как отличить обычный конфликт от систематической травли?

Обычный конфликт возникает эпизодично и разрешается после обсуждения или вмешательства взрослого. Травля повторяется регулярно, направлена на изоляцию или унижение, сопровождается страхом, стрессом и ухудшением состояния ребенка. Если проблема повторяется более 2–3 месяцев или усиливается, это сигнал к действию.

Когда необходимо обратиться за помощью к школьному психологу?

Если предпринимаемые меры дома и беседы с учителем не помогают, ребенок по-прежнему замкнут, избегает общения и школы, выражает тревогу или стресс, стоит обратиться к психологу. Также важен сигнал от самого ребенка, если он просит поддержки специалиста — это указывает на необходимость профессиональной помощи.