Заправка автомобиля некачественным бензином или соляркой может иметь крайне неприятные последствия, вплоть до выхода двигателя из строя и его дорогостоящего ремонта. Чтобы избежать этого, эксперты советуют, во-первых, отдавать предпочтение АЗС известных брендов и избегать заправок с незнакомыми или малоизвестными названиями, а во-вторых, перед заливкой топлива полезно ознакомиться с паспортом качества продукта. Объясняем, где найти этот документ и как в нем разобраться.
Памятка поможет
Паспорт качества сопровождает каждую партию автомобильного бензина или дизельного топлива. Он должен быть выставлен на всеобщее обозрение в уголке покупателя. Отсутствие этого документа в открытом доступе должно насторожить. В таком случае следует попросить оператора заправочной станции показать его. Отказ сделать это является нарушением закона.
В помощь автомобилистам эксперты Росстандарта при участии специалистов одной из крупных федеральных сетей АЗС составили памятку по чтению паспорта качества топлива. Чтобы потребителям было легче вникнуть в суть, основные параметры топлива в паспорте приведены в виде таблицы. В ней указана информация о продукте по итогам лабораторных исследований конкретной партии и рядом — нормативы, которым они должны соответствовать, в том числе по Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС).
Параметры и нормативы
Итак, при чтении паспорта качества топлива нужно обратить внимание на следующие моменты:
-
Паспорт должен иметь синюю печать поставщика — нефтебазы или завода, никакой черно-белой копии вместо нее быть не может.
-
В самом верху находятся название поставщика и его адрес. Обычно это нефтебаза или завод, расположенные неподалеку.
-
Далее следует информация о виде топлива и его маркировке. Для бензина используют обозначение АИ-**-К5: на месте звездочек обозначают октановое число — 92, 95, 98, 100 (оно определяет детонационную стойкость топлива при сгорании), а К5 — экологический класс топлива (в России горючее классом ниже К5 запрещено, это аналог «Евро-5»). Для дизельного топлива применяют пометку Дт-*-К5, в этом случае буква на месте звездочки обозначает сезонность: «Л» — летнее, «Е» — межсезонное, «З» — зимнее, «А» — арктическое.
-
В графе «Нормативный документ» указывается один из стандартов, которому соответствует качество топлива: ГОСТ, технические условия (ТУ) или стандарты организации-производителя (СТО). Более подробная расшифровка параметров этого нормативного документа есть в паспорте в столбце «Норма по НД».
-
Номер партии, ее объем и дата изготовления служат еще одним доказательством того, что топливо поступило на АЗС с соблюдением установленных правил.
-
Октановое число обязано соответствовать маркировке продукта.
-
Пристальное внимание следует уделить сведениям о массовой доле серы, которая не должна превышать 10 мг/л (или 10 ppm). Чем ее меньше, тем лучше для автомобиля и окружающей среды.
-
Последним пунктом таблицы является температура фильтруемости. Она касается дизтоплива и сообщает, при какой минимальной температуре воздуха оно продолжает свободно проходить через топливный фильтр двигателя. Знание этого показателя становится особенно актуально с приближением зимы.
Паспорт качества должен быть датирован днем поступления топлива на АЗС. Как правило, в крупных городах партия горючего полностью реализуется на заправке в течение двух-трех дней, в регионах этот срок может быть немного больше, но тоже обычно не более семи дней. Соответственно, если в бумаге, которую показывает оператор АЗС, указана дата двухнедельной давности и более, то документ, скорее всего, недействительный.
Можно и пожаловаться
Избежать неприятных историй на АЗС поможет соблюдение еще нескольких правил:
-
Не стоит заправляться там, где цена на топливо значительно ниже его средней стоимости по рынку, это должно сразу насторожить.
-
Помимо этого, опытные автомобилисты рекомендуют обратить внимание на то, целы ли пломбы на топливозаправочной колонке.
-
В случае каких-либо сомнений, нужно сохранить кассовый чек, чтобы можно было предъявить претензии при возникновении спорной ситуации.
Портал Роскачества советует при появлении сомнений отстаивать свои права потребителя и требовать отбора контрольной пробы топлива. Администратор АЗС в присутствии водителя и двух свидетелей должен осуществить эту процедуру с использованием специальной мерной емкости. По этому поводу оформляется акт, проба опечатывается. В соответствии с инструкцией одна ее часть отправляется на анализ в аккредитованную лабораторию, а вторая хранится на АЗС на случай разногласий в оценке качества продукта.
Можно также обратиться на горячую линию сети АЗС или в Росстандарт. Кстати, его специалисты практикуют проверки с участием «тайных покупателей».
Подать жалобу на работу АЗС можно также на портале «Госуслуги» при помощи электронного помощника.