Формула и коэффициенты: как рассчитывают утилизационный сбор за автомобили в 2025 году

23 декабря 2024
Время чтения: 9 минут
Елена Комарова
Сергей Булкин/NEWS.ru/TACC

Во многих дворах и на обочинах дорог можно увидеть старые ржавые машины со спущенными шинами. Это автомобили, которые хозяева бросили, когда ремонт стал невыгоден. Однако отслужившие свой срок транспортные средства необходимо утилизировать в соответствии с правилами обращения с отходами производства. Именно поэтому государство взимает утилизационный сбор за импортные автомобили, ввезенные в Россию. Платят его и российские производители автомобилей.

Правительство утвердило долгосрочную прогрессивную шкалу индексации утильсбора для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, а также спецтехники — она рассчитана до 2030 года. Утильсбор был проиндексирован с 1 октября 2024 года: ставка выросла в среднем на 70-85%, и она будет индексироваться на 10-20% с 1 января каждого последующего года.

При этом для людей, которые ввозят в страну машину для личного пользования, сумма к уплате осталась прежней — 3,4 тыс. и 5,3 тыс. рублей за автомобили до трех лет и старше соответственно. Такие правила действуют в том случае, если вы ввозите машину с объемом двигателя до 3 л, заплатили все таможенные пошлины и налоги и не будете продавать авто в течение года.

Рассказываем, кто платит утильсбор и по какой формуле он рассчитывается.

Здоровая конкуренция


По подсчетам независимого эксперта транспортной отрасли Алексея Тузова, ежегодно в России около 20 тысяч автомобилей отправляются на утилизацию или разбираются на запчасти. Утильсбор за импортные автомобили, которые ввозятся в нашу страну, оплачивается только один раз при оформлении таможенных документов. Иначе автомобиль не получится зарегистрировать в ГИБДД.

Отметку об уплате ставят в паспорте транспортного средства (ПТС). Чтобы проверить, есть ли метка в электронном ПТС, надо зарегистрироваться на портале СЭП (системы электронных паспортов транспортных средств) и ввести номер ЭПТС либо VIN машины. Вам поступит выписка на авто или отчет по нему — при покупке транспортного средства это лучше узнавать заранее.

«Утилизационный сбор был введен как механизм поддержки российских производителей на фоне падения их доли на рынке, произошедшего после вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО)», — поясняет председатель совета ассоциации «Машиностроительный кластер Чувашской Республики» Григорий Болотин. Тогда открылись новые рынки, а ввозные пошлины заметно снизились. Без заградительного утильсбора отечественному автопрому было бы сложно развиваться в условиях конкуренции с потоком подержанных иномарок, хлынувшим из-за рубежа.

Сегодня утильсбор оплачивают и сами российские производители автомобилей, и дилеры — физические и юридические лица, которые везут иномарки в Россию для перепродажи. Стоимость сбора закладывается в цену машины.

Если же автомобиль ввозится не на продажу, а для личного пользования, то утильсбор подпадает под льготную ставку. Но есть условия: объем двигателя не должен превышать 3 литра; в первые 12 месяцев после растаможки машина остается в собственности одного владельца; он перегоняет из-за границы не больше одной машины в течение года (сбор за вторую придется платить полный) и заполняет на таможне пассажирскую декларацию.

Федеральная таможенная служба строго следит за соблюдением всех условий. Если, например, окажется, что владелец продал автомобиль раньше, чем через год после покупки, ему предпишут полностью оплатить утилизационный сбор.

Не взимается утильсбор за «винтажные» автомобили старше 30 лет, отреставрированные до оригинального состояния. Также сбор не платят беженцы, вынужденные переселенцы и участники госпрограммы добровольного переселения соотечественников.

Сбор не взимается и с автомобилей, которые были ввезены и используются в Калининградской области; с транспортных средств, которые временно ввезены в Россию на срок до одного года; а также с автомобилей, ПТС на которые был выдан до 1 сентября 2012 года.

Для тех, кто ввозит автомобиль «для себя», сборы не изменятся: они составят 3,4 тыс. и 5,3 тыс. рублей за машины до трех лет и старше соответственно.

TASS_71531761.jpg

Юрий Смитюк/ТАСС

Считаем деньги


Сумма утильсбора складывается из базовой ставки, умноженной на коэффициент.

Базовая ставка не менялась и составляет:

* для легковых автомобилей — 20 тысяч рублей;

* для грузовых автомобилей, автобусов и других транспортных средств — 150 тысяч рублей;

* для самоходных машин, таких как тракторы, экскаваторы и другая спецтехника — 172,5 тысячи рублей.

А коэффициент повысился 1 октября 2024 года. Он зависит от категории транспортного средства, объема двигателя, возраста и технически допустимой массы. Также повышение произойдет 1 января 2025 года.

Приведем пример изменения коэффициента для легковых автомобилей не старше трех лет, которые ввозятся для продажи в России:

Объем  двигателя (л)

Прежний коэффициент

Действующий коэффициент

Утильсбор до 01.10.24 (рублей)

Утильсбор с 01.10.24 (рублей)

Утильсбор с 01.01.2025 (рублей)

 <1

4,06

7,51

81 200

150 200

180 200

 1–2

15,3

27,81

300 600

556 200

667 400

 2–3

42,24

78,14

844 800

1 562 800

1 875 400

 3-3,5

48,5

89,73

970 000

1 794 600

2 153 400

 >3,5

61,76

114,26

1 235 200

2 285 200

2 742 200

Полный перечень новых коэффициентов содержится в постановлении Правительства № 1255.

Для легкового автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2 литров, ввезенного для перепродажи, коэффициент равен 27,81. Следовательно, умножаем базовую ставку в 20 тыс. рублей на 27,81 и получаем утильсбор в размере 556,2 тыс. рублей.

А за легковушку с объемом двигателя 2,5 литра — к примеру, за Toyota Camry 2023 года выпуска — надо будет заплатить утильсбор в размере 1,562 млн рублей.

При этом коэффициенты для авто, купленных для личного пользования, значительно ниже: 0,17 — для машин моложе трех лет и 0,26 — для более старых. Объем двигателя роли не играет. То есть за ту же Toyota Camry достаточно заплатить 3,4 тыс. рублей, а будь она старше трех лет — 5,2 тыс. рублей.

Особая категория авто, для которых коэффициент в 2024 году остался минимальным, — электрокары. Для автомобилей с электродвигателем младше трех лет он составляет 1,63, старше — 6,1. Но в 2025 году этот коэффициент вырастет — до 33,37 и 58,7 соответственно.

До 2030 года базовую ставку менять не планируют. Но коэффициент будет ежегодно повышаться на 10–20% в зависимости от категории автомобиля. Так, в 2027 году для новой легковой машины с двигателем 2,5 литра, ввезенной для перепродажи, коэффициент составит 123,78, а утильсбор — 2,4 млн рублей.

С 1 января 2026 года и далее коэффициенты будут такими:

 Рабочий  объем  двигателя:  

 2026 год  

 2027 год  

 2028 год  

 2029 год  

 2030 год  

 Не более 1 л

 216 400

 238 000

 261 800

 288 000

 316 800

 От 1 до 2 л

 800 800

 880 800

 969 000

 1 065 800

 1 172 400

 От 2 до 3 л

 2 250 600

 2 475 600

 2 723 200

 2 995 400

 3 295 000

 От 3 до 3,5 л

 2 584 000

 2 842 400

 3 126 800

 3 439 400

 3 783 400

 Более 3,5 л

 3 290 600

 3 619 600

 3 981 600

 4 379 800

 4 817 800


Льгот хватит


В Минпромторге отмечают, что индексация утилизационного сбора не окажет влияния на стоимость отечественных автомобилей, так как локализованным в России производителям доступен ряд программ господдержки, которые финансируются в том числе из поступлений в бюджет от утильсбора. Это субсидирование НИОКР, субсидирование затрат на реинжиниринг, льготные займы Фонда развития промышленности, кластерная инвестиционная платформа и программы стимулирования спроса.

«Отечественные заводы по производству и сборке машин должны получить субсидии на утильсбор от государства, поэтому заметного подъема цен на автомобили „Москвич“, LADA, УАЗ и другие российские машины не ожидается, — подтверждают аналитики Группы „АльфаСтрахование“. — Также не должна существенно вырасти стоимость „китайцев“ Haval, Chery, JAC и Changan, так как эти авто собираются в РФ».

Кроме того, повышение утильсбора подтолкнет иностранных автопроизводителей перенести производство на территорию России и использовать локальные комплектующие. Так бюджет страны получит дополнительный доход, а россияне — новые рабочие места.

А для автолюбителей действует государственная программа льготного автокредитования, по которой можно приобрести новый автомобиль отечественного производства со скидкой. Благодаря высокому спросу программу решили продлить до 2026 года и дополнительно выделили на нее 6,5 млрд рублей (ранее — 17,3 млрд рублей).

По оценкам аналитиков, на цену ОСАГО повышение утильсбора тоже никак не повлияет. Однако цена КАСКО (добровольной страховки автомобиля) может увеличиться, поскольку при оформлении этого полиса страхуется полная стоимость автомобиля. Это касается только машин, ввезенных из-за рубежа после 1 октября 2024 года. Если же автомобиль был ввезен раньше, то стоимость КАСКО останется прежней.


Читайте также

Расти и развиваться: Владимир Путин подвел итоги года и обозначил планы на будущее

Доживем до дивидендов: как будет работать долевое страхование жизни

Цена новоселья: как взять семейную ипотеку

Баллы, стаж и возраст: как рассчитывается страховая пенсия по старости

Праздничное настроение: как сделать новогодние игрушки своими руками

Интеллект вне конкуренции: как школьные олимпиады помогают поступить в вуз

Трудные трудовые вопросы: что делать, если не платят зарплату или не дают отпуск

Я б в ученые пошел: исследователи выяснили, как молодежь относится к научной карьере

Помощь в пути: что должно быть в автомобильной аптечке

«‎Детские деревни SOS»‎: как финалист премии «Наш вклад‎» помогает сиротам

Не только пенсии: какие льготы получают люди с инвалидностью

Ближе к природе: как воспользоваться сельской ипотекой