Дети проводят много времени в интернете, поэтому так важно научить их безопасному поведению в Сети. Развитие базовых компетенций цифровой грамотности у школьников — одна из целей нацпроекта «Экономика данных». Ее достижению способствует проект «Цифровой ликбез». Оператор проекта — АНО «Цифровая экономика» — в 2024 году стал финалистом Национальной премии «Наш вклад» в номинации «НКО», получив статус «Партнер национальных проектов России». Это первая в России премия, которая помогает оценить вклад НКО и бизнеса в достижение национальных целей и реализацию задач нацпроектов. Объясняем, как юных пользователей Сети учат выявлять киберугрозы.
Почему необходима цифровая грамотность
По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, интернетом в России постоянно пользуются более 80% детей в возрасте от 3 до 14 лет. Так, в Сеть выходят практически все подростки. Вместе с тем растет и количество киберугроз, новых видов кибермошенничества, недостоверного и откровенно опасного контента.
Родители все чаще задаются вопросом, как обезопасить ребенка, научить его вовремя распознавать сетевых манипуляторов, чтобы пресекать общение с ними на корню. В новостях мелькают сюжеты о том, как дети, следуя инструкциям аферистов, отправляют с маминого телефона номера банковских карт и коды в обмен на бонусы в компьютерных играх. Для мамы такой «бонус» оборачивается списанием денежных средств. Не всегда удается доходчиво объяснить ребенку, как отличить виртуального приятеля от мошенника. И здесь на помощь приходят образовательные проекты, крупнейшим из которых является «Цифровой ликбез».

Всероссийский просветительский проект «Цифровой ликбез» создан для ознакомления школьников с актуальными угрозами в Сети, а также для развития навыков цифровой грамотности. Реализацией проекта занимается АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минцифры РФ, Минпросвещения РФ и компаний-партнеров, в том числе VK, «Лаборатории Касперского», Благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее», «Авито» и «Контура».
Принцип подачи информации основан на серии короткометражных мультипликационных роликов, которые на простых и понятных примерах рассказывают о том, как соблюдать цифровую гигиену.
Дмитрий Рогулин/ТАСС
Как распознать онлайн-мошенничество
В сезоне 2025 года ребят ждет новая серия мультфильмов. По сюжету журналистка рыбка Лина ведет колонку о защите от цифровых угроз в подводном мире. В ней она объясняет, с какими вызовами сталкиваются онлайн подводные жители Оушен-сити и как их избежать. В этом году героем ее заметок стал киберспортсмен-осьминожек. На его примере школьники узнают, отчего так важно быть внимательным при общении в Сети с незнакомцами, даже если те выдают себя за ровесников со схожими интересами.
Так, один из видеороликов раскрывает тему онлайн-груминга, когда в доверие к ребенку пытается втереться взрослый человек, чтобы впоследствии его шантажировать. Другой ролик разъясняет, как злоумышленники, используя популярные кликер-игры, пытаются завладеть персональными данными.
Обучающие ролики размещены на сайте цифровойликбез.рф в свободном доступе. Они рассчитаны на ребят от шести лет и рекомендованы для просмотра вместе с родителями или учителями.
«Наша задача — научить школьников распознавать попытки разного рода онлайн-мошенничества и защищать свои данные и аккаунты, — говорит руководитель направления "Лаборатории Касперского" по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко. — Видеоролики предназначены не только для учащихся, но и для их родителей».Эксперт рекомендует взрослым использовать эти материалы, чтобы научить детей выстраивать цифровые границы, защищать свою приватность и развивать критическое мышление.

Ролики верифицированы, то есть официально одобрены для показов в школах, и дополнены методическими материалами для педагогов. Это позволяет интегрировать их в учебный процесс и использовать на уроках ОБЖ, информатики, «Разговорах о важном», во внеурочной деятельности, а также на родительских собраниях.
Уроки цифровой грамотности и кибербезопасности проходят в российских школах с 2022 года, они охватывают 4,7 млн учеников. Каждое занятие проводится в формате акции на протяжении 4–5 недель. В проекте «Цифровой ликбез» уже приняли участие 150 тыс. учителей из всех регионов России.
О чем говорить со школьниками
Методички проекта посвящены таким темам, как защита от спама, кибербуллинг (анонимная травля), безопасное общение в социальных сетях, компьютерные и телефонные вирусы, дипфейки (синтез изображения или голоса, основанный на искусственном интеллекте), цифровой след.
Также в них содержатся советы относительно того, как обезопасить себя от доксинга (поиска или публикации персональной или конфиденциальной информации о человеке без его согласия), груминга, как распознавать и реагировать на звонки мошенников.
Учителя обсуждают с подростками, как делать безопасные покупки на маркетплейсах и искать подработку на каникулах, как распознавать фишинговые ссылки. Кроме того, в пособиях сделан акцент на цифровой этикет и цифровой баланс (контроль времени, потраченного на пребывание в Сети), социальную инженерию (признаки психологического манипулирования с целью подтолкнуть к противоправным действиям), безопасность «умного» дома.
Темы выбраны не случайно: кибербезопасность и цифровая грамотность населения — это важные аспекты развития экономики данных, поясняет генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко. Он убежден: знание основ безопасного поведения в интернет-пространстве пригодится ребятам и в профессии, и в жизни.