Ставим речь на место: как выбрать хорошего логопеда

10 октября 2025
Время чтения: 10 минут
Варвара Гертье/РИА Новости

Если ребенок заикается, не выговаривает звуки, коверкает фразы, ему может понадобиться логопед. Каждый случай требует индивидуального подхода, и только грамотный специалист способен понять, как действовать для достижения наилучшего результата. 

Объясняем, как найти грамотного логопеда, почему родители должны стать его союзниками и можно ли заниматься коррекцией речи онлайн.

Каким должен быть логопед

Задача логопеда — как можно раньше помочь сформировать правильную речь и произношение, чтобы малыш мог свободно общаться, учиться и расти как личность. Но у каждого ребенка свои особенности развития, и специалист должен их учитывать, составляя план занятий и прогнозируя динамику прогресса. При этом залог успеха — доверительные отношения с подопечным, выход на контакт. И универсального совета для родителей нет.

«Даже рекомендации знакомых — не стопроцентная гарантия того, что этот специалист подойдет именно вашему ребенку», — отмечает эксперт Городского психолого-педагогического центра (ГППЦ) департамента образования и науки Москвы Екатерина Котова.

Чтобы отыскать «своего» логопеда, обращайте внимание на его диплом, опыт практической работы с аналогичными проблемами, методики коррекции речи, отзывы других клиентов, наличие материальной базы независимо от того, где специалист ведет прием — в поликлинике, реабилитационном центре, детском саду или частном медцентре. Профессиональные логопеды также знакомы с основами нейродефектологии, психофизиологии и клинической психологии.

 Рыба, а не йыба: когда ребенку требуется помощь логопеда Читайте по теме Рыба, а не йыба: когда ребенку требуется помощь логопеда 04 сентября 2025

«Речь самого логопеда должна быть грамотной, — убеждена Екатерина Котова. — Следует обратить внимание на то, как он проводит диагностику: оценивает ли всестороннее развитие ребенка или только просит повторить набор слов и сразу "вычисляет" проблему. Как доносит суть проблемы до родителей, доступно ли рассказывает, над чем надо поработать сначала, над чем — потом. Если дает домашнее задание, объясняет ли, как его выполнять».

Но главное, по словам эксперта, — как логопед взаимодействует с детьми: ребенок выходит довольный, хочет прийти еще, или каждый поход к специалисту вызывает негативные эмоции.

Поэтому не стесняйтесь поменять нескольких специалистов, если есть сомнения, что малышу на занятиях комфортно.

29005.HR.jpg
Александр Кряжев/РИА Новости

Чего ждать от занятий с логопедом

Уже при первом посещении логопеда родители могут составить мнение о его квалификации. Доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра «Логомед» Ольга Азова советует:

  • Попросите провести диагностику ребенка. Специалист обязан это сделать, чтобы выявить причину нарушения речи.

  • Спросите, по какой методической системе он собирается работать. Или запишите название, а потом попытайтесь оценить ее эффективность на основе информации из интернета. Обычно логопеды выбирают определенные методики работы и адаптируют их под себя и свои навыки, а перед началом занятий на этой базе составляют план сопровождения ребенка с учетом характера его проблемы и особенностей развития.

  • Уточните сроки коррекции и то, куда «приведет» логопед. Так, звуки должны быть не только поставлены, но и автоматизированы; ребенок должен уметь не только склонять слово по падежам, но и употреблять его в речи с применением грамматических правил.

  • Не стесняйтесь спросить, какое у специалиста образование, где он получал диплом. Есть вузы «на слуху», известные. Было бы неплохо, чтобы специалист окончил именно его, причем в очной форме: это предполагает большее количество часов практики.

  • Обращайте внимание на внешние факторы: как организован кабинет, есть ли дезинфицирующие средства, как располагаются книги и пособия, есть ли кушетка для массажа, если человек заявляет, что он умеет делать его, дезинфицируются ли инструменты для работы с ротовой полостью.

  • Учитывайте и опыт специалиста, и свои ощущения от занятий. 

  • Не забывайте про «второе мнение». Два-три специалиста должны совпадать в оценке навыков ребенка.

По словам Ольги Азовой, у логопедов есть особые приемы, которые помогают в работе с детьми. Например, одновременная постановка звуков из разных фонетических групп. Главный принцип автоматизации звуков — темп и сложность речевой нагрузки на занятии должны соответствовать темпу и сложности говорения в жизни.

Роль родителей в коррекции речи ребенка

Успех коррекции во многом зависит от родителей, они главные помощники логопеда. Домашние задания, упражнения, рекомендованные специалистом, надо неукоснительно выполнять, чтобы закрепить достижения. Но современный темп жизни не всегда этому способствует.

58107.HR.jpg
Варвара Гертье/РИА Новости

«За многие годы работы я редко встречала родителей, которые добросовестно выполняли бы с детьми задания, — говорит заведующая кафедрой дефектологии Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) Наталия Медова. — Некоторые сразу говорят: "Не буду заниматься дома. Вот сколько вам надо в неделю сеансов, столько и назначайте". То есть они готовы водить ребенка на занятия хоть каждый день и платить за это, но дома у них нет возможности с ним заниматься».

Развитие детей должно быть всесторонним, и здесь роль семьи — главенствующая. 

«Речь ребенка формируется в первую очередь не на занятии у логопеда, а в повседневности, — напоминает эксперт «Актион Образование» Мария Яготинцева. — Родители задают стиль общения: разговаривают с ребенком, объясняют смысл бытовых действий, читают книги, играют в речевые игры. Если дома мало речевых стимулов, даже лучший логопед не вытянет ситуацию».

Прежде всего, именно родители способны создать доброжелательную и мотивирующую атмосферу: хвалить ребенка, выполнять с ним упражнения в игровой форме, подчеркивает Мария Яготинцева. Без этого ребенок может быстро потерять интерес к занятиям, а логопедическая работа превратится в формальность. «Логопед — это наставник и организатор процесса, а родители — главные исполнители», — убеждена эксперт.

 Пойми меня правильно: зачем корректировать речь детей в раннем возрасте Читайте по теме Пойми меня правильно: зачем корректировать речь детей в раннем возрасте 23 сентября 2025

К сожалению, бывает и так, что семья до последнего отказывается принять сложный диагноз. «Самые тяжелые речевые диагнозы, связанные с поражениями ЦНС и иннервационных путей (структуры нервной системы. — Прим. «Объясняем.рф»), требуют длительного сопровождения ребенка как со стороны семьи, так и со стороны логопеда, — поясняет Наталия Медова. — И родителей это пугает, ведь это огромный труд».

Можно ли заниматься с логопедом онлайн

Онлайн-занятия удобны тем, что не нужно тратить время на дорогу. Ребенок находится дома, в привычной обстановке, а значит, расслаблен и не волнуется. Вместе с тем ему придется полчаса-час не отрываться от экрана.

«Детям это не всегда удается, особенно тем, у которых есть проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания, — поясняет Екатерина Котова. — Кроме того, следует помнить о специфике логопедических занятий: логопед должен хорошо видеть артикуляцию ребенка, иметь возможность тактильно взаимодействовать с ним при постановке звуков, например, четко слышать, что и как ребенок произносит».

523.HR.jpg
Александр Гальперин/РИА Новости

Детям до четырех лет наша собеседница в принципе не рекомендует занятия онлайн, поскольку им необходим контакт, живое общение и игра с реальными предметами. Ребенок постарше может совмещать занятия онлайн и офлайн.

«Диагностику я бы рекомендовала проводить в оффлайн-режиме, — говорит Екатерина Котова. — Затем можно выстроить работу следующим образом: при очном посещении логопеда вводится речевой навык, а на онлайн-занятиях он автоматизируется».

Начальные этапы взаимодействия работы с ребенком, особенно по постановке звуков, по активизации речи, у детей раннего возраста должны проходить в тесном взаимодействии со специалистом, подтверждает Наталия Медова.

 Оптимальная нагрузка: сколько кружков может посещать ребенок Читайте по теме Оптимальная нагрузка: сколько кружков может посещать ребенок 27 сентября 2023

«Мы работаем не с экраном, а с ребенком, — напоминает Ольга Азова из медцентра «Логомед». — Очень часто при дислалии, дизартрии, ринолалии место исполнения — рот. Как логопед туда попадет? Через экран? Как определит тонус, расслышит близкие по звучанию призвуки? Экран искажает и звук, и возможность видеть место исполнения. Так, при постановке [р] язык должен быть строго у альвеол, иначе звук не получится или будет звучать не нормативно».

С другой стороны, в логопедии существует коррекция письменной речи, подготовка к школе детей с речевыми нарушениями, работа по формированию грамматического строя речи. «В данном случае формат онлайн очень удобен, — полагает Наталия Медова. — В некоторых регионах не хватает хороших специалистов, зато их можно отыскать дистанционно».