Креатив на миллион: как государство поддерживает студенческие стартапы

19 августа 2024
Владимир Смирнов/ТАСС

Стратосферный водородный беспилотник, бумага из опавших листьев, устройство для переработки пластмассы в 3D-нить, светодиодные вывески из гибкого неона, регенерация кожи стволовыми клетками винограда — эти и другие изобретения принесли своим авторам по миллиону рублей. Это размер гранта, который получают победители конкурса «Студенческий стартап».

В 2024 году число заявок на участие заметно выросло, а призерами стали 2 тыс. человек. И это лишь один из способов вовлечения молодежи в бизнес. По федеральному проекту «Платформа университетского технологического предпринимательства» проводятся акселераторы и тренинги, работают стартап-студии и инвестиционные меры поддержки. Благодаря этим мерам путь к собственной компании становится простым и непрерывным — от проверки гипотезы до запуска серийного производства прототипа.

Объясняем, как студентам помогают реализовать свой деловой потенциал.

Ставка на молодость


Технологическое предпринимательство отличается от социального или индивидуального тем, что создание продуктов или услуг прямо связано с применением новейших научных знаний или технологий. Поэтому для массового запуска стартапов выбрали университеты, где есть наукоемкая среда, современные лаборатории, а еще — возможность работать над проектами вместе с опытными учеными. Все это создает условия для коммерческого успеха самых смелых начинаний.

«Молодежное предпринимательство играет важную роль в обеспечении технологического суверенитета, — заявил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. — Уже сейчас мы видим, что порядка 70% поддержанных в рамках "Студенческого стартапа" заявок нацелены на поиск решений по приоритетным для России направлениям».

Этому способствует федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», по которому уже создано 23 тыс. стартапов. А к 2030 году университеты выпустят 30 тыс. технологических предпринимателей, которые внесут вклад в развитие экономики.

Курирует проект Минобрнауки России, операторами выступают Московский физико-технический институт (МФТИ), Платформа НТИ, Фонд содействия инновациям (ФСИ), Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) и фонд «Сколково». Благодаря такому составу участников стартапы получают поддержку на всех этапах — от поиска идеи до привлечения инвесторов.

На начальном этапе студенты участвуют в тренингах предпринимательских компетенций, которые проводит МФТИ. Там они получают возможность примерить на себя все позиции, которые доступны технологическому предпринимателю от руководителя стартапа до инженера-разработчика.

«Это возможность за короткий срок, около шести часов, в рамках одного дня в игровой форме попробовать себя в роли технологического предпринимателя и понять, насколько это интересно, — отмечает руководитель офиса студенческого предпринимательства МФТИ Никита Гулин. — В некоторых случаях команды даже успевают за это время придумать и описать идею стартап-проекта, с которой потом приходят в акселерационные программы. У нас есть несколько примеров команд, которые сформировались на тренингах, прошли акселератор, выиграли грант и сейчас активно развиваются».

Студенты с сильными идеями могут «прокачать» их на акселерационных программах Платформы НТИ и разработать план дальнейших действий вместе с экспертами в «Предпринимательских Точках кипения». Ежегодно по всей стране проходит порядка 150 акселераторов, в которых участвуют почти 200 тысяч человек. А победители конкурса «Студенческий стартап» получают грант на развитие проекта.

В 2022 году Фонд содействия инновациям отобрал 1 тыс. призеров, в 2023-м — 1,5 тыс., а по итогам этого года заветный миллион получат сразу 2 тыс. человек при том, что заявок в этот раз было 7,7 тыс. — это абсолютный рекорд.

Денежный вопрос


«Когда появляется реальная возможность привлечь финансирование без потери доли в стартапе, никто не готов ее упускать», — убеждена заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе факультета компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ Ирина Плисецкая.

Грант на 1 млн рублей открывает перед студентами вполне конкретные возможности.

«Де-юре грант дается на создание бизнес-плана или, в самом оптимистичном случае, минимально жизнеспособного продукта (MVP), — поясняет Никита Гулин. — Предполагается, что за эту сумму фаундер, то есть организатор стартапа, создаст юрлицо, сайт-визитку, макет или прототип, а главное — потренируется на реальных деньгах. В этом смысле грант очень полезен для начинающих предпринимателей».

По словам нашего собеседника, многие участники проекта вполне рационально расходуют ресурсы и успешно развивают свои проекты. На полученные деньги можно докупить необходимое оборудование, провести эксперимент или сертификацию, а также временно нанять нужного специалиста.

«Все зависит от выбранного направления, — полагает Ирина Плисецкая. — Если говорить об ИТ-проектах, то найм специалистов стоит дорого, плюс налоги, расходы на техническое оснащение, маркетинг, юридические услуги. Поэтому миллион рублей позволяет команде закрыть потребности в дополнительных компетенциях и ресурсах, но не покрывает расходы полностью. При этом такая финансовая поддержка, безусловно, дает стимул для развития стартапа».

К тому же Фонд содействия инновациям проводит и другие конкурсы.

«Запустив свою компанию, студент может снова обратиться в Фонд и попробовать получить грант по программе "Старт": здесь более сложный отбор, а на третьем этапе программы требуется внебюджетное софинансирование, — поясняет генеральный директор Фонда содействия инновациям Сергей Поляков. — Так, Александр Колмачевский из Новосибирска благодаря гранту в миллион рублей сумел запустить систему "Агроспектр" для точного земледелия, а затем выиграл уже четыре миллиона рублей финансирования по конкурсу Фонда "Старт-ЦТ": благодаря этому он вместе с командой начал создание полноценной цифровой базы данных для растениеводства».

Выгодное вложение


Стартапы с реальным коммерческим потенциалом привлекают и сторонних инвесторов.

«Как правило, это небольшие инвестиции от 300 тысяч до 2 миллионов рублей на короткий срок, проверить гипотезу, — поясняет руководитель стартап-студии Университета Иннополис Артем Усов. — В основном, частные инвесторы вкладываются в проекты в области ИИ, робототехники и медицинских технологий. Но сейчас наблюдается тенденция к росту чека: весной стартап наших студентов "НейроХудожник" привлек 10 миллонов рублей от фонда Daily Challenge».

По программе «Возмещение инвестиций в университетские стартапы» государство возвращает инвесторам до 50% вложенных средств. К примеру, частичное возмещение получил человек, вложившийся в проект студента РЭУ им. Плеханова Матвея Чигирина. Юноша разработал приложение для ориентирования в закрытых пространствах.

Аналогичную поддержку получила и команда из Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева. Ребята разработали методику обучения роботов на основе игрового движка Unity и смогли привлечь 6 млн рублей от двух частных инвесторов, один из которых уже получил кешбек в размере 50%. Для так называемых бизнес-ангелов это снижает финансовые риски и делает студенческие проекты более привлекательными.

За возврат вложенных средств отвечает один из операторов Платформы — Фонд «Сколково».

«Размер возмещения зависит от объема инвестиций: чем больше вложено в стартап, тем больше будет сумма возмещения, — поясняет заместитель председателя правления по экспертизе и финансовой поддержке, главный управляющий директор Фонда "Сколково" Павел Гудков. — Инвестору достаточно подать запрос в "Сколково" и заключить договор, а после инвестирования предоставить подтверждающие документы. Однако есть определенные лимиты: минимальная сумма инвестиций — 0,5 миллиона рублей, максимальная сумма к возмещению — 20 миллионов рублей».

При этом сумма кешбека не должна быть больше, чем сумма уплаченного инвестором подоходного налога за последние три года.

«По программе возмещения инвестиций в университетские стартапы государство выделит 13 миллиардов рублей до 2030 года, — поясняют в проектном офисе популяризации Платформы университетского технологического предпринимательства. — На сегодняшний день через данную программу привлечено уже более 120 миллионов частных инвестиций, при этом общий объем внебюджетных инвестиций, привлеченных стартапами Платформы, составил 1,2968 миллиарда рублей».

Энергия роста


Бизнес-ангелы оценивают потенциал стартапов по разным критериям. «Частных инвесторов привлекают новые перспективные идеи, продукты, которые могут принести прибыль, но также важен лидер команды, владелец стартапа, — уверена Ирина Плисецкая. — От его умения четко рассказать о проекте, реалистично оценить рынок, конкурентов, ожидаемые доходы зависит окончательное решение инвестора».

На начальном этапе создания стартапа инвесторы оценивают команду и актуальность проблемы, утверждает Никита Гулин из МФТИ. Если проект уже развит, то учитываются и другие факторы: выручка, емкость рынка, конкуренция.

«Университетские команды выглядят выгодным вложением по нескольким причинам, — поясняют в проектном офисе популяризации Платформы университетского технологического предпринимательства. — Студенческий проект чаще всего подкреплен компетенциями научных руководителей из числа кадров вуза, что усиливает команду проекта с научно-исследовательской и технологической точек зрения. При этом зачастую лидер студенческого проекта — это не первокурсник, а аспирант, поэтому его компетенции в научно-исследовательской деятельности также весьма высоки. К тому же, команда студенческого стартапа усилена доступом к инфраструктуре университета, а это передовые лаборатории, испытательные полигоны».

Важную роль играет и возраст. Молодые лидеры проектов энергичнее, амбициознее и, как правило, быстрее могут заинтересовать клиентов и инвесторов.

К тому же студенты могут предложить свежие и нестандартные решения, считает Павел Гудков. По его словам, люди с деньгами предпочитают вкладываться в стартапы с хорошо проработанной бизнес-моделью, четким видением развития и роста, а также способность к масштабированию.

Часто это проекты, которые решают актуальные проблемы в таких областях, как ИТ, экология, здоровье, образование, а также deeptech — это компании, которые решают фундаментальные проблемы общества и экономики и при этом отличаются большой научной новизной. Эти сферы обладают значительным потенциалом роста и востребованы на рынке.

Замещаем с умом


Деньги на гранты выделяет государство, и у него могут быть дополнительные критерии отбора. Например, в приоритете могут быть проекты, связанные с импортозамещением.

«Ребята начинают искать "боли", связанные с уходом компаний/технологий, и предлагать соответствующие решения, — отмечает Никита Гулин. — Например, в прошлом году мы делали акселератор для проектов в области авиатехнологий "Физтех.Аэро", в который пришло большое количество команд, предлагающих решения для импортозамещения авиационного оборудования и технологий, новые типы БПЛА и так далее. В прошедшем сезоне также было много ИТ-решений, направленных на замену ушедшим. А еще в нашем акселераторе есть возможность взять задачу от индустриального партнера, к примеру, компании "Газпром нефть", и создать стартап на ее основе».

Студенты активно предлагают разработки в ключевых сферах экономики. Около 70% поддержанных проектов посвящены искусственному интеллекту, БПЛА, микроэлектронике, станкостроению, медицине или агробиотехнологиям.

Сергей Поляков рассказал, что с момента запуска программы «Студенческий стартап» в 2022 году многие участники стремились создавать проекты в тех областях, которые освободились после ухода иностранных компаний. Один из примеров таких разработок — проект Эльдара Рагимова из Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. Он создал 3D-принтер для производства многослойных печатных плат, которые широко используются в электронике.

«Продукты B2B все же появляются реже, чем хотелось бы, — отмечает Ирина Плисецкая. — Здесь необходимо вести отдельную работу, погружая студентов в специфику и задачи разных производств через знакомство с предприятиями на экскурсиях, общение с экспертами и выполнение курсовых проектов под их руководством. Также погружению в специфику помогает создание специализированных образовательных программ, например, по анализу данных в девелопменте, маркетинге, HR, в биологии и медицине. Именно такую работу мы ведем. Активную позицию в сотрудничестве с вузами сейчас проявляют финансовые и ИТ компании, но важно вовлечение и производственных предприятий. Тогда мы увидим совершенно новые студенческие стартапы».

Многие вузы целенаправленно работают по модели «предпринимательского университета», чтобы решить задачи импортозамещения.

«Наши студенты, победители конкурса "Студенческий стартап", участвуют в создании экологически чистых технологий (например, экологически чистой упаковки на основе воска для пищевых продуктов), материалов с уникальными свойствами для промышленного производства, инновационных ИТ-решений, — говорит куратор Студенческого научного общества МГУТУ имени К. Г. Разумовского Сергей Беликов. — Так, разрабатывается приложение дополненной реальности, которое позволит наглядно представить, как определенные типы отделочного камня будут выглядеть на фасаде здания. Оно сэкономит покупателю деньги и при этом станет помощником для всех участников рынка: строителей, дизайнеров, архитекторов, продавцов мебели».

По оценке Сергея Беликова, «Платформа университетского технологического предпринимательства» положительно влияет на развитие и интеграцию студенческой науки в реальный сектор экономики.

В этом году отобрали 830 проектов, связанных с искусственным интеллектом и цифровыми технологиями. Большинство их прорывные: VR-приложение для терапии аутичных детей с гиперчувствительностью; сервис для создания корпоративных GPT-моделей; система распознавания мышечных сигналов для бионической руки; имплантанты и экзоскелеты для восстановления мелкой моторики; умный шлем для пожарных с применением технологии ИИ; дроны-разведчики с машинным зрением; система детектирования космического мусора; подвижная солнечная электростанция; симулятор по разборке/сборке оружия и обучение стрельбе в VR.

«Разработка различных цифровых решений, программного обеспечения, систем и сервисов на сегодняшний день востребована как со стороны рынка, так и государства, — подтверждает Сергей Поляков. — Цифровая трансформация — это одна из пяти национальных целей развития страны до 2030 года. Реализация проекта в области цифровых технологий не требует дорогостоящего оборудования и комплектующих, аренды крупных помещений или сложных практических экспериментов. Для студента, которому необходимо объединять работу над стартапом с учебой, трудно заниматься реализацией высокотехнологичных решений, требующих опоры в виде материально-технической базы. Тем не менее среди победителей конкурса встречаются и такие проекты».

Например, студент МГТУ «Станкин» Владимир Купцов победил в конкурсе и получил грант на разработку уникального прецизионного станка. Устройство позволяет изготавливать тончайшие изделия с минимальными отклонениями в форме. А финансирование, которое Владимир получил по конкурсу ФСИ «Бизнес-Старт», поможет его проекту запустить в производство собственный токарный станок.

Набивают шишки


Нередко студенческие стартапы оказываются не очень жизнеспособны. Но это нормально: для ребят их проекты — лишь первая проба пера в бизнесе.

«Зачастую это скорее учебный проект, нежели коммерческий, — напоминает Никита Гулин. — Студенты получают важные навыки, "набивают шишки", учатся делать максимум возможного при минимальных ресурсах. Такие стартапы в среднем живут недолго в своем изначальном виде: часто ребята несколько раз корректируют направление развития своего проекта еще на ранних стадиях, иногда вообще отказываются от изначального плана и начинают работать совсем над другой идеей. Есть немалая доля студенческих стартап-проектов, которые эволюционируют в настоящий бизнес в ходе работы над ним».

Наш собеседник отметил еще одну особенность таких стартапов: многие из них создаются на основе научных работ. Это позволяет, с одной стороны, получать финансирование для научных исследований, а с другой — создавать действительно инновационные проекты. Многие студенты на последнем курсе выбирают защиту дипломной работы в виде стартапа.

«Одна из ключевых проблем, которую мы наблюдаем, это несоответствие идеи стартап-проекта рыночным реалиям и запросам потребителей, — рассуждает Никита Гулин. — Бывает, что студенты придумывают идею, которая кажется им востребованной, и сразу начинают создавать под нее решение. Потом оказывается, что гипотеза о существовании проблемы, которую начали решать, изначально неверна, и стартап умирает. В этом плане как раз в акселераторе мы даем соответствующие методологии, которые позволяют не делать такую ошибку. Но еще лучше, если стартап изначально развивается в режиме "рыночной тяги", то есть, например, создается на основе задачи от индустриальной компании».

При работе над первым проектом студенту нужно разбираться в различных областях знаний и приобретать новые компетенции. Это требует значительных усилий и времени.

«Ситуацию можно исправить за счет создания инструментов внутри вуза по финансовому, юридическому и другому сопровождению студенческих стартапов на первых этапах с вовлечением студентов и преподавателей соответствующих направлений. Также важно обучать будущих предпринимателей навыкам руководства командой, публичным выступлениям, ведению переговоров», — считает Ирина Плисецкая из НИУ ВШЭ.

В то же время, по мнению Павла Гудкова, студентам нужно предоставлять возможность участвовать в программе обучения предпринимательству, учить основам управления бизнесом и разработке бизнес-планов, а также помогать им привлекать инвестиции.

Студийное качество


В офисе популяризации Платформы отмечают, что студенты, помимо грантовой поддержки, могут стать резидентами одной из 22 университетских стартап-студий — так называемых «фабрик стартапов». Их оператором является Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП), где студенты могут работать за зарплату в одной команде с экспертами.

«Сейчас это эксперимент, но уже есть успешные истории: создаются новые форматы работы со студентами, когда им не обязательно сразу создавать компанию, а можно получить возможность найти проект и команду среди единомышленников», — отмечает Артем Усов.

Стартап-студия работает проактивно — создает компании сама. Ее цель — быстрая проверка бизнес-идей, массовое создание и продажа компаний. Выручка идет на новые проекты. Таким образом студия совмещает в себе функции предпринимателя и инвестора. Если существует готовая технология, то стартап-студия покупает ее, а не изобретает заново. Главное — не уникальность, а потенциал роста и реализуемость.

«Студенты приходят в стартап-студию лидерами проектов и их генеральными директорами, — поясняют в офисе популяризации Платформы. — Здесь сохраняется идеология и дух университетского предпринимательства. Именно студенты ведут бизнес-проект от начала и до конца, пишут бизнес-план, курируют все технологические процессы проекта, выходят на питч (на презентацию идеи. — Прим. Объясняем.РФ) к инвесторам и совершают первые продажи своих продуктов. В этом плане лидеры проектов не лишаются свободы, зато получают гораздо больше возможностей и ресурсов».

Каждый инноватор сам определяет, какой путь ему ближе: участвовать в конкурсе на грант или присоединиться к стартап-студии.

«Это два разных инструмента, и, прежде чем ими воспользоваться, стоит разобраться в деталях, — убеждена Ирина Плисецкая. — Если основатели стартапа не готовы отдавать долю в бизнесе, то гранты от Фонда содействия инновациям подходят им в полной мере. Здесь государство ожидает возвращение вложенных средств в виде будущих налогов, а не долю в компании. Оттого конкурс "Студенческий стартап" так популярен. Если же студент не видит себя в качестве предпринимателя, но хотел бы заняться развитием своей идеи или получить опыт работы в команде над предпринимательским проектом, или готов поделиться долей в будущей компании за предлагаемые ресурсы, то "фабрика стартапов" для него. Под руководством экспертов можно быстро проверить все гипотезы и либо отказаться от идеи, либо продолжить работу над ней».

При этом резидентура в стартап-студии никак не мешает ребятам пользоваться другими инструментами поддержки. Команда может получить грант, а затем прийти в стартап-студию, чтобы продолжать работу над проектом.

«Главное — знать, куда именно обратиться за помощью, а ресурсы на поддержку хороших стартапов всегда найдутся», — заключают специалисты Платформы.

19 августа 2024
Вернуться в раздел

Читайте также

Не углем единым: как развивается зеленая энергетика на Чукотке

На хорошем счету: как инвестировать в облигации федерального займа

Новые отечественные технологии: как компания «Лидкор» развивает производство медицинского оборудования

С заботой о каждом: какие проекты победили в Национальной премии «Наш вклад»

Чистой воды приключение: чем привлекает туристов Байкал

Пенсионный портфель: как работает программа долгосрочных сбережений

Профессиональный отбор: как в России оценивают квалификацию трудовых мигрантов

Слабые звенья преступной цепи: как мошенники вовлекают в аферы студентов

Подстраховаться на дорогу: что изменится в оформлении полисов ОСАГО

Дорога длиной в полвека: как растет и развивается БАМ

Независимая оценка квалификации: что это такое и зачем она нужна

Летим на Остров свободы: как провести отпуск на Кубе