Курортная должность: каких специалистов по туризму ждет работодатель

8 июля
Илья Наймушин/РИА Новости

Чем активнее развивается в России внутренний туризм, тем выше спрос на молодых специалистов. Турагенты, отельеры, экскурсоводы — в этой индустрии ценится практический опыт, поэтому для старта нередко достаточно среднего образования. Однако университетский диплом заметно повышает шансы на карьерный рост. Объясняем, какие профессии в области туризма сегодня востребованы и где их можно освоить.

Нейросеть не конкурент


Древние греки — заядлые путешественники — утверждали, что в заморских краях водятся люди с собачьими головами и одноглазые великаны. В России тоже много удивительного, но в наши дни подобрать маршрут с достопримечательностями помогают туроператоры. Подобных направлений становится все больше. Только за прошлый год вояжи по стране совершили более 60 млн человек, и, согласно Стратегии развития туристической инфраструктуры, к 2035 году количество внутренних турпоездок на одного жителя увеличится более чем в два раза. Значит, понадобятся кадры.

«По сравнению с июнем предыдущего года в июне 2023-го сегмент туриндустрии демонстрирует прирост вакансий почти вдвое, на 90%, — подтверждает директор по развитию платформы „Авито Работа” Дмитрий Пучков. — Самыми востребованными являются такие специалисты, как агент по туризму — прирост в 300%, гид (+104%) и администратор гостиницы (+75%). Наибольший рост средних заработных плат был замечен у агентов по туризму — 85%. В среднем эти специалисты могут претендовать на месячную зарплату в 59,3 тыс. рублей. Сумма может колебаться в зависимости от рыночных предложений, региона, сезона, но пиковые значения достигают 300 тыс. рублей в месяц». 

Чем же занимается агент по туризму? Он ведет клиентскую базу, информирует о горящих путевках, оформляет страховки, консультирует по визам, договаривается с контрагентами, «разруливает» накладки с трансферами, рассчитывает рентабельность маршрута. Здесь ценятся эрудированность и красноречие, ведь помимо оклада менеджер получает процент от суммы, вырученной на сделках.

Также преимуществом будет владение иностранными языками. Для администраторов отелей и гидов-переводчиков это требование обязательное. К экскурсоводам, работающим с русскоязычными туристами, оно не применяется, зато приветствуется знание сурдоперевода. 

В помощь переводчикам уже приходят нейросети. Появляются смежные профессии в IT, к примеру разработчик туристических навигаторов (взамен бумажных карт и справочников) или приложений для планирования логистики в турне. Дизайнер дополненной реальности тоже перспективное дело: многие музеи и галереи предлагают виртуальные экскурсии с применением VR-устройств. В «Атласе профессий будущего» заявлен даже консьерж робототехники, который контролирует гостиничных роботов.

«Менее востребованными станут специальности по продажам в сегменте массового туризма, в этой сфере сейчас активно развиваются цифровые технологии, — отмечает заведующая кафедрой туризма и гостиничного дела Российского нового университета (РосНОУ) Марина Войт. — А вот специалистов по управлению туристскими ресурсами, дизайнеров индивидуальных туров, режиссеров анимационных программ рынку нужно будет гораздо больше — для удовлетворения более изысканных запросов индивидуальных и корпоративных заказчиков, формирования точек притяжения туристов».

Работы хватит всем


Повышается спрос и на прорабов, инженеров, технологов, занятых на объектах туристической инфраструктуры. Благодаря нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» в регионах за последний год создано около 70 тыс. новых рабочих мест.

Например, в Дагестане, который прошлым летом вышел в лидеры по росту турпотока, планируется строительство нового пляжного курорта «Каспийский прибрежный кластер», в Ингушетии — горнолыжного курорта «Армхи», в 2024 году в Северной Осетии откроется круглогодичный курорт «Мамисон». 

Запущены программы развития и действующих курортов, таких как «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии, «Ведучи» в Чечне. На территории Северо-Кавказского федерального округа предстоит наладить скоростное железнодорожное сообщение, а это подразумевает и обустройство вокзалов, подъездных путей.

Благодаря одному лишь льготному кредитованию строительства гостиниц в стране возводится и реконструируется 87 объектов на 27,5 тыс. номеров. Значит, потребуются хостес, официанты, повара… 

Учебы свет


На многих позициях в туристской отрасли можно работать без диплома о высшем образовании. Порой даже среднее необязательно. 

«С недавних пор процесс трудоустройства с 14 лет был упрощен, увеличивается и интерес молодого поколения к подработке в сфере туризма, — отмечает Дмитрий Пучков. — Лето — прекрасное время для обеих сторон трудовых отношений, поскольку в летний сезон больше вакансий, а у ребят больше свободного времени». Как правило, речь идет о таких занятиях, как массовик-затейник, помощник повара, подсобный рабочий на базе отдыха.

Но если школьники отправляются в «свободное плавание» по рынку труда, то вуз готовит специалиста под запросы конкретного работодателя. Причем запросы эти зачастую высоки.

«Будущему работнику туриндустрии требуется серьезная подготовка по истории, — поясняет Марина Войт из РосНОУ. — Это ключ к изучению культурного наследия, правильной интерпретации и представления туристам его объектов. Важна подготовка по русскому языку и культуре речи, иностранным языкам. В школе эти предметы изучают без учета профессиональной лексики и специфики туризма. Также необходимо знать географию и математику: школьного уровня по данным дисциплинам достаточно, но в ряде случаев необходимо углубление знаний».

Уровень образования прямо связан с функционалом молодого специалиста. «Для колледжа в приоритете качественная подготовка линейного персонала — менеджер по продажам, в гостиничном деле — горничная, официант, бармен, — перечисляет эксперт. — Вуз же готовит преимущественно управленческие кадры или специалистов более высокой квалификации: туроператоров, координаторов деловых и индивидуальных туров, руководителей отделов. Чтобы проектировать востребованные туры, необходимо знать потребности целевой аудитории». 

У студентов формируется общее представление о структуре отрасли, бизнес-планировании, технологиях работы с партнерами и обслуживания клиентов, специфике формирования туров и предложений гостиничного продукта. Затем багаж теоретических знаний применяется на практике. При выборе места учебы стоит уточнить, есть ли у образовательного заведения договор с работодателями о стажировках — самых способных студентов нередко приглашают в штат уже на старших курсах.

«Наличие высшего образования увеличивает шансы на высокую зарплату и интересные проекты, — подтверждают в „Авито Работа”. — Но если должность не требует специфических знаний в области туризма или у кандидата есть опыт работы в смежных областях, то колледжа может быть достаточно». 

Кроме того, существуют специальные курсы по маркетингу, продажам, управлению гостиницами, организации мероприятий. Они могут предоставить обладателю среднего профессионального образования конкурентное преимущество. 

Подробнее о поступлении в вузы и колледжи читайте здесь.

8 июля 2023
Вернуться в раздел