Правительство России 20 сентября закрепило решение о распределении радиочастот для создания единой инфраструктуры управления гражданскими беспилотниками. Такие воздушные суда будут эксплуатироваться в отдельной полосе радиочастот — 5030–5091 МГц. Объясняем, почему эта инициатива важна для экономики и безопасности нашей страны.
Производство и использование беспилотной гражданской авиации активно развивается в России. Такие летательные аппараты значительно упрощают работу различных отраслей экономики, сельского хозяйства, помогают в образовании, создании медиапродуктов, а также в чрезвычайных ситуациях.
Для планомерного выпуска БЛА и контроля за сферой их применения по инициативе Президента России Владимира Путина согласован соответствующий национальный проект. В рамках этой инициативы и, в частности, выделения определенных радиочастот для беспилотников планируется унифицировать инфраструктуру наблюдения за беспилотными летательными аппаратами, а также управления ими. Эта мера обеспечит безопасность полетов БЛА в едином воздушном пространстве с пилотируемыми судами.
Генеральный директор компании «Геоскан», занимающейся разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов (БЛА), Алексей Юрецкий рассказал нашему порталу, почему утверждение единых радиочастот для беспилотников важно для их рационального выпуска: «При использовании беспилотника необходима радиосвязь для его контроля и управления аппаратом со стороны оператора. Специальных частотных диапазонов под такие средства радиосвязи ранее выделено не было, и среди производителей получился некий "зоопарк" решений».
В России этой проблеме уделяется пристальное внимание. «Сегодня осознана необходимость стандартизировать подходы в части организации связи с беспилотниками. Это касается как выделения специальных диапазонов частот, так и утверждения стандартов по протоколам информационного взаимодействия», — подчеркнул Юрецкий.
Однако с поиском удобных для беспилотников радиочастот обычно есть определенные сложности: «Свободных диапазонов в радиочастотном спектре практически не осталось. При этом для беспилотных воздушных судов далеко не все диапазоны могут быть оптимальны с технической точки зрения, что еще больше сужает варианты выбора», — прокомментировал эксперт.
Использование диапазона 5030–5091 МГц для беспилотников подразумевает готовые технические решения. Для этого потребуется запустить разработку радиомодемов, провести испытания, начать их производство.
В России выделением радиочастот под беспилотники занимается Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ). Перед ней стоит задача наиболее эффективно отрегулировать пребывание БЛА в воздушном пространстве. «В других странах подход схожий: существует регулятор, который принимает решение о выделении того или иного диапазона. Вопрос только в скорости принятия решений», — рассказал эксперт.