На дачу как на крыльях: в серийный выпуск поступят «Ласточки» российской сборки

15 июля 2023 (обновлено 22 ноября 2023)
Время чтения: 5 минут
Павел Лисицын/РИА Новости

На выставке «Иннопром» представили опытный образец скоростного электропоезда серии ЭС104. Так называется уже привычная нам «Ласточка», но собранная полностью из отечественных запчастей и модернизированная для большего удобства пассажиров. Уже к концу этого года партия новых «Ласточек» пополнит парк РЖД. Объясняем, как изменится дизайн популярной электрички и за счет чего она станет комфортнее.

Размах крыльев


За год создать с нуля полный аналог «Ласточки» было бы невозможно. Да и не потребовалось: изначально эти электрички производили на заводе «Уральские локомотивы», совместном предприятии концерна «Сименс АГ» и российского холдинга «Синара». Немцы ушли — технологии остались.

Дело в том, что «Ласточка» — это наследие Олимпиады. В 2009 году ОАО «РЖД» заказало компании Siemens 54 аэроэкспресса для зимних Олимпийских игр в Сочи. Новые электрички получили серийный номер ЭС1. Первые 12 составов были собраны в Германии, остальные — в цехах «Уральских локомотивов» под Екатеринбургом. 

С 2013 года там же начали по лицензии выпускать электропоезда ЭС2Г/ЭС2ГП. Литера «Г» означает «городской», «П» — «премиум». Поздние модели имели упрощенную схему питания — только от постоянного тока, а не от постоянного либо переменного, как у ЭС1, который учитывал особенности электроснабжения на юге России. Эти птички-электрички разлетелись по другим регионам уже с начинкой, во многом состоящей из отечественных узлов и материалов.

Стоя больше войдет


Прототипом презентованной на «Иннопроме-2023» новой «Ласточки» стал именно ЭС2Г. Его локализация шла поэтапно. В 2015 году была сертифицирована новая тележка с пневматическими рессорами и автоматическим регулированием давления, увеличена допустимая нагрузка на ось: это позволило перевозить не только сидящих пассажиров, но и тех, кто готов ехать стоя. Была также модернизирована конструкция нижней части подвижного состава, улучшена изоляция деталей от льда, установлена система подогрева — и поезд стало можно эксплуатировать при температуре до –40 °C. Инженеры московского завода «Трансмаш» разработали тормозную систему. К 2017 году ЭС2Г был локализован на 80%. На долю импорта приходилось лишь тяговое оборудование, алюминиевые панели обшивки вагонов и отчасти электроавтоматика.

В мае 2022 года Siemens заявил о завершении бизнеса в России, но производство «Ласточек» не прекратилось, а, наоборот, стало приоритетным. По словам представителей «Синары», удалось добиться импортозамещения полного цикла: ЭС104 практически полностью состоит из российских комплектующих и имеет тяговой привод, произведенный на Урале. Благодаря ему состав способен быстро разгоняться до 160 км/ч и плавно тормозить. В некоторых конфигурациях будет использоваться вагон автономной тяги с накопителями энергии. 

Кроме того, удалось решить вопрос с бортовым компьютером. «На всех блоках микропроцессорной системы управления и диагностики (МПСУиД), в том числе на центральном блоке управления и мониторах машиниста, используется программное обеспечение разработки уральской компании, — отмечают в „Синаре”. — Оно напрямую взаимодействует с аппаратной частью, без промежуточного ПО сторонних производителей, и в том числе операционных систем». Это исключает зависимость от производителя операционной системы, повышает уровень безопасности и быстродействия.

Прочие запчасти для новых «Ласточек» будут поставлять предприятия со всей России. Пол и окна — Санкт-Петербург, потолок и входные двери — Москва, диодную панель — Екатеринбург, багажные полки — Красноярск, сиденья — Новороссийск. 

Птичье название планируют сохранить, поскольку пассажиры уже привыкли к бренду.

Глядим в оба


На новом поезде установлены камеры заднего вида и контроля за входом-выходом пассажиров, а также элементы системы автопилота. Салон выполнен в серых тонах и оснащен оранжевыми поручнями с антискользящим покрытием, USB-зарядками, Wi-Fi, креплениями для самокатов и велосипедов. Система микроклимата позволяет обеззараживать воздух и регулировать температуру для каждого вагона. Питаться можно в вагоне-бистро. 

«Специалисты предприятия изменили схему размещения сидений в салоне: произвели частичную замену двухместных кресельных блоков на трехместные, — поясняют в „Синаре”. — Теперь в поезде из пяти вагонов 416 посадочных мест, ранее было 346. Количество туалетных комнат увеличено до трех, санитарные модули оборудованы пеленальными столиками. Есть подъемники и специальные места для маломобильных граждан. Появилось больше стеллажей для багажа общим объемом 1890 литров, а также кулеры с водой».

Производитель планирует до конца 2023 года поставить РЖД партию из 60 вагонов. В свое первое путешествие новая «Ласточка» отправится по Свердловской железной дороге. При этом ЭС104 — пригородный поезд, он рассчитан на маршруты протяженностью до 300 км и предназначен для работы на линиях, электрифицированных постоянным током, — в той же Москве и Подмосковье, Петербурге и Ленинградской области.

Представители компании не исключают, что следующие модели ЭС104 станут высокоскоростными, в том числе междугороднего сообщения. Уже анонсирован выпуск электрички серии ЭС105. Она будет двухсистемной, как самая первая, олимпийская «Ласточка», предназначенная для работы на линиях с постоянным и переменным током. К примеру, такие электрички требуются на маршрутах Москва — Нижний Новгород, потому что часть пути — от Москвы до Владимира — электрифицирована постоянным током, а другая часть — от Владимира до Нижнего — переменным. Также идет разработка поезда на батареях с запасом хода 125 км — это позволит не тормозить на участках, где вовсе нет электричества или оно внепланово отключено.

Кольцо всевластия


Кроме того, в планах «Синары» — высокотехнологичная «Ласточка» для новых линий Московского центрального диаметра (МЦД). На МЦД уже проходит обкатка другой электрички нового поколения — это «Иволга 3.0», детище Тверского вагоностроительного завода. Максимальная скорость как у «Ласточки» — 160 км/ч. Доля локализации (использования отечественных узлов и материалов) у «Иволги» изначально была выше, однако и тут решили довести до конца процесс импортозамещения: тяговые преобразователи, разработанные швейцарской ABB и производимые в Латвии, заменили на российские (правда, с комплектующими из Китая). А тормозное оборудование, которое на первых «Иволгах» поставляла немецкая Knorr-Bremse, теперь изготавливает АО «Транспневматика». 

Премьер-министр России Михаил Мишустин в ходе «Иннопрома» особо подчеркнул, что именно «Иволга» и «Ласточка» составят основу подвижного парка страны для пригородного сообщения. Как говорится, будет с чем сравнить.