До старта первых в истории «Игр Будущего» осталось несколько месяцев. Уже 23 февраля 2024 года Казань примет участников масштабного состязания, готовых сражаться за победу не только на спортивных площадках, но и с джойстиками в руках. Профильные эксперты не сомневаются, что мероприятие привлечет многочисленных зрителей, представителей СМИ, поклонников киберсоревнований и классических видов спорта из многих стран.
Президент Всероссийской федерации фиджитал-спорта, олимпийский чемпион по спортивной гимнастике, трехкратный чемпион мира Никита Нагорный объяснил нашему порталу, почему предстоящий турнир мотивирует многих заниматься фиджитал-спортом и как он сам относится к компьютерным играм.
— Сейчас в России активно развивается фиджитал-спорт, но многие все-таки не понимают, о чем идет речь. Можете пояснить?
— Это новое направление, находящееся на стыке цифровых и физических активностей. Например, фиджитал-футбол. Участники вначале играют в приставку, а затем выходят на поле и демонстрируют свои способности уже в реальном футболе. Победителем же состязания станет тот, кто окажется сильнее соперников на обоих этапах.
Кстати, совсем недавно в Казани завершился международный турнир в формате «Игр Будущего», и российская сборная по фиджитал-футболу одержала победу, обыграв в финале с очень большим отрывом бразильцев, завоевавших статус чемпиона в 2022-м.
— До открытия «Игр Будущего» чуть больше восьми месяцев. Уже известно, что ждет участников и гостей соревнований?
— Не буду раскрывать секреты, но мы постараемся всех максимально удивить. Конечно, ожидается очень большой ажиотаж и пристальное внимание к грядущему мероприятию, ведь «Игры Будущего» — это в первую очередь праздник для нашей страны и спорта в целом. Это масштабный турнир, где грань между реальным и цифровым миром станет практически неразличимой, а перед многими ребятами откроются по-настоящему большие перспективы.
— В программе Игр заявлено 16 гибридных дисциплин. На ваш взгляд, этот перечень можно расширить?
— Для участия в фиджитал-играх, как правило, выбираются самые востребованные виды спорта. Однако в стране существуют целые сообщества талантливых ребят, занимающихся, допустим, керлингом или гандболом. Они сами организуют и проводят мероприятия, приглашают гостей. К слову, все это оказывается настолько востребованным, что зачастую мы у себя в федерации узнаем только из СМИ о предстоящих турнирах по конкретным видам спорта.
Я бы в целом не стал препятствовать такому развитию событий, но пока перечень дисциплин приходится ограничивать. Сейчас главная задача — создать эффективную платформу для подготовки команд к «Играм Будущего». Соответственно, чтобы добиться хорошего результата, нужно придерживаться уже утвержденных направлений.
— А вы сами увлекаетесь компьютерными играми?
— Сейчас времени на виртуальную реальность практически не остается, но я помню, как у меня появился первый компьютер. Мама подарила мне его после перенесенной операции.
Я вспоминаю это время с ностальгией, ведь подарок стал отличной мотивацией, чтобы оперативно завершать дела: домашние задания, тренировки… Потом у меня оставалось немного времени для компьютерных игр. Могу сказать, что играл три, максимум четыре часа, например, в каникулы.
Если ты строишь карьеру профессионального спортсмена, твоя жизнь состоит по большей части из тренировок, сборов. Хотя даже при жестком распорядке мы с ребятами на спортбазе между тренировками играли как-то до тех пор, пока у нас интернет не отключили.
Сейчас же это удается делать по возможности, скорее в обеденный перерыв. Если под рукой есть приставка или компьютер, то могу с удовольствием поиграть.
— Можете назвать топ-3 любимых игр?
— Это Counter-Strike, FIFA и NHL. Кстати, раньше я проводил время за Dota, World of Warcraft и даже Lineage застал в свое время.
— Автогонщики часто говорят, что киберспортивные тренировки помогают поддерживать себя в форме. Как с этим обстоят дела у гимнастов?
— Мы все ждем появления популярных игр по гимнастике, поскольку пока их не так много. Когда мне было примерно 16 лет, на смартфоне появилась игра, где нужно было составить свою комбинацию.
Я уверен, что гимнасты, выступавшие тогда на соревнованиях, всегда составляли комбинацию в этом приложении. Конечно, я тоже им активно пользовался. Сейчас это уже в прошлом, но как только появился фиджитал-спорт, то сразу вспомнил об этом.
Мне кажется, каждый современный спортсмен хочет, чтобы у него была подобная программа, а в «Играх Будущего» появился его вид спорта.
— Чем лично вас привлекает соединение физической активности и цифровых технологий?
— В первую очередь правильно выстроенной системой получения некоторых теоретических знаний. Благодаря фиджитал-спорту я приобрел некоторые первоначальные сведения о футболе. Я говорю не о банальных правилах игры, например, что нужно забить гол или какое количество игроков должно быть на поле, а, например, как выстраиваются игроки, про какие-то другие теоретические обучающие навыки.
При этом фиджитал-спорт позволяет грамотно распределять ресурсы, отведенные на игру и тренировки. Человек должен сначала пройти задания в игре. Например, возьмем FIFA, где у спортсмена есть задача и он должен понять, как правильно выстраиваться, забивать, какие тактики выбрать, а потом выходить на поле и делать то же самое, но уже в ограниченное время.
На мой взгляд, такой подход служит гармоничному развитию спортсмена.
— Как думаете, в будущем кибердисциплины смогут сравняться по популярности с олимпийскими видами спорта?
— Думаю, не стоит сравнивать «Игры Будущего» с Олимпиадой. Фиджитал-спорт в целом идет на опережение, ведь одна из главных задач этого направления — стремление показать людям разноплановость спортивных дисциплин.
Уверен, что большой праздник, который пройдет в Казани в 2024 году, заинтересует не только россиян, но и жителей других стран, а также стимулирует всех желающих начать заниматься фиджитал-спортом.
Беседовала Евгения Сахно