Опасный интернет: как помочь ребенку справиться с травлей в Сети

9 октября 2024
Таисия Воронцова/ТАСС

Общение в интернете зачастую бывает более эмоциональным, чем в реальной жизни. Пользователи часто чувствуют себя безнаказанными и, пользуясь анонимностью, ведут себя агрессивно по отношению друг к другу, не стесняясь в выражениях. Иногда конфликты в Сети становятся систематическими и перерастают в полноценную травлю. Такое поведение называется кибербуллингом.

По данным исследований VK и международной компании UXSSR, 57% россиян сталкивались с онлайн-травлей. У тех, кто стал ее жертвой, могут развиться депрессия, тревожное расстройство и даже суицидальные мысли. Также снижается продуктивность учебы и работы. В некоторых случаях кибербуллинг становится причиной социальной изоляции. Жертвы начинают меньше доверять окружающим и сами становятся агрессивнее.

Для детей и подростков эти проблемы особенно актуальны. Из-за незрелой психики и под воздействием гормонов они более эмоциональны и чувствительны. К тому же в силу возраста им часто не хватает жизненного опыта, чтобы защитить себя от обидчиков.

Объясняем, какие опасности в интернете могут подстерегать детей и как родители могут им помочь. 

Зоны повышенного внимания

Как отмечают в Альянсе по защите детей в цифровой среде, есть несколько основных онлайн-площадок, где ребенок может столкнуться с травлей. Прежде всего это социальные сети, где другие пользователи могут оставлять жестокие или неприятные комментарии, атаковать в групповых и личных чатах. Иногда в таких конфликтах агрессоры публикуют личную информацию своей жертвы, делая ее общедоступной. Кроме того, могут иметь место угрозы, шантаж, клевета, распространение унижающих фото и видео, а также слухи.

Кибербуллинг также часто встречается в мессенджерах. Ситуация в этом случае усложняется тем, что многие сервисы предлагают функцию удаления сообщений и таймер, который автоматически удаляет их спустя время. Из-за этого собрать доказательства травли становится сложнее.

В чатах онлайн-игр пользователи также могут столкнуться с агрессией и преследованиями. Но, даже если не читать сообщения, другие игроки могут всячески мешать своей жертве, вести себя недружелюбно и принципиально отказываться работать в команде.

Площадкой для травли могут стать даже образовательные платформы для дистанционного обучения. При этом педагоги и администраторы могут быть не в курсе происходящего.

Что-то не так

Ребенок, столкнувшийся с кибербуллингом, как правило, испытывает сильный стресс, страх и стеснение. Он может скрывать свою проблему, чтобы не беспокоить взрослых. Однако психологи выделяют несколько характерных признаков, которые помогут родителям понять, что с их ребенком что-то не так: 

  • внезапная замкнутость и подавленность;

  • потеря интереса к занятиям, которые раньше приносили радость;

  • избегание общения не только с теми, кто его обидел, но и с семьей и друзьями;

  • предпочтение проводить время в одиночестве;

  • в некоторых случаях дети могут неожиданно проявлять агрессию, которая раньше была им не свойственна.

Ребенок также может жаловаться на симптомы стресса: головные боли, боли в животе, проблемы с аппетитом и нарушение сна. Все это, по мнению специалистов, говорит о глубоких эмоциональных переживаниях.

Когда ребенка обижают другие дети в школе, обычно это негативно сказывается на его успеваемости. Он может начать пропускать уроки, чтобы не сталкиваться с преследователями. Учеба начинает ассоциироваться у него с насмешками и унижениями со стороны сверстников.

Кто есть кто в конфликте

По данным экспертов Альянса по защите детей в цифровой среде, в ситуациях кибербуллинга каждый из участников конфликта выполняет свою роль: агрессора, жертвы или наблюдателя. Рассмотрим каждую из них. 

Люди, которые травят других, часто стремятся получить контроль над ними, ощутить свою власть, повысить свой социальный статус и привлечь внимание. Иногда это связано с ревностью или ненавистью. В некоторых случаях кибербуллинг становится способом самовыражения через унижение других.

Родителям и учителям важно обращать внимание на признаки агрессивного поведения детей, развивать у них эмпатию и социальную ответственность.

TASS_25414148.jpg

Виталий Невар/ТАСС

Жертва, в зависимости от темперамента и уровня давления, может вести себя пассивно или агрессивно. В таких ситуациях человеку особенно необходима поддержка близких, друзей, психологов и педагогов. Это поможет восстановить эмоциональное состояние.

Также встречаются люди, которые часто меняют свое поведение. В одной группе они могут быть организаторами травли, а в другой — выступать в роли жертвы, нуждающейся в поддержке и внимании. Такие «хамелеоны» часто страдают от внутренних конфликтов, связанных с проблемами самоопределения и низкой самооценкой, уверены психологи.

Такая смена ролей в конфликтных ситуациях может быть способом найти баланс в отношениях с окружающими. Такие люди часто манипулируют другими, чтобы получить желаемое. В одной ситуации им выгодно, чтобы их пожалели, а в другой они могут вести себя агрессивно, поступая так, как им хочется, не учитывая мнение других. 

Психологи утверждают, что те, кто знает о травле, но не вмешивается и не пытается остановить ее, тоже являются участниками конфликта. Их бездействие и безразличие создают атмосферу безнаказанности, что позволяет обидчику чувствовать себя более уверенно.

Однако, когда наблюдатели вмешиваются и поддерживают жертву, это помогает прекратить издевательства. Выступив против агрессора, наблюдатель становится защитником. Он может сообщить о происходящем взрослым в реальной жизни или администраторам онлайн-площадки.

Зачастую защитники — это люди с лидерскими качествами, которые не боятся брать на себя ответственность и вести за собой других. Они могут обладать обостренным чувством справедливости.

У агрессора тоже нередко находятся активные сторонники. Они помогают распространять оскорбления и угрозы, мотивируют своего лидера продолжать издевательства и действовать решительнее. Нередко занимать такую позицию людей подталкивает страх самим стать жертвами. У других просто снижена эмпатия, поэтому они легко игнорируют страдания другого человека, объясняют специалисты.

Распределение ролей

В начале статьи мы упоминали о результатах исследования, проведенного VK совместно с международной компанией UXSSR. Так вот, согласно ему, 81% российских пользователей, столкнувшихся с кибербуллингом, были наблюдателями. 33% оказались жертвами травли, и лишь 4% признались, что сами проявляли агрессию в интернете по отношению к другим пользователям.

Многие респонденты отметили, что в подобных конфликтах их роли менялись в зависимости от ситуации.

Почти половина опрошенных знают, как справиться с обидчиком в Сети. 47% их блокируют, 28% отправляют жалобу администрации онлайн-площадки. А вот каждый пятый отвечает на агрессию тем же. 47% при этом чувствуют раздражение, 26% — обиду, 17% — растерянность, а 16% — тревогу, страх и подавленность.

42% респондентов считают, что за последние пару лет случаи кибербуллинга участились. Другое исследование, проведенное Альянсом по защите детей в цифровой среде совместно с «Ростелекомом» и Mindsmith, подтверждает эту статистику. Онлайн-травля вошла в топ-5 самых распространенных сетевых угроз наравне с фейками, мошенничеством, игровой и интернет-зависимостями.

Надежная защита от травли в Сети

Эксперты Альянса по защите детей в цифровом пространстве подчеркивают, что очень важно донести до ребенка мысль о том, что он не должен мириться с издевательствами и что с такими ситуациями можно и нужно бороться.

Прежде всего родителям следует проверить настройки конфиденциальности в профиле ребенка, чтобы убедиться в безопасности его личной информации. После этого важно научить юного пользователя блокировать тех, с кем он не хочет продолжать общение.

Кроме того, следует договориться, что в случае любой травли ребенок будет сообщать об этом взрослому, которому доверяет. Также он может самостоятельно обратиться за помощью к администрации онлайн-ресурса.

Помимо этого, важно развивать у детей критическое мышление и способность анализировать информацию. Это поможет им научиться отличать правду от лжи, распознавать манипуляции и понимать мотивы агрессоров. Все эти навыки повышают уверенность в себе и снижают риск того, что кто-то начнет травлю.

Чтобы развить критическое мышление, полезно дискутировать на разные темы. Предлагайте ребенку выражать и аргументировать свою точку зрения. Важно, чтобы он не соглашался автоматически с готовыми ответами других, а сначала подвергал их сомнению и искал альтернативы.

Взрослые защищают

Важно, чтобы между родителями и детьми были доверительные отношения. Ребенок должен быть уверен, что может обратиться к родителям с любой проблемой и те выслушают его без осуждения и критики.

Далее задача взрослого — эмоционально поддержать пострадавшего и предложить конкретные шаги для решения проблемы. Важно до него донести, что он не виноват в происходящем и не одинок. Также стоит подчеркнуть, что сообщать о кибербуллинге — это правильно и необходимо. И уж тем более это не означает, что человек жалуется и доносит. Сохраните скриншоты сообщений и сделайте записи экрана, чтобы в случае необходимости использовать их как доказательства травли.

Школьные учителя и администраторы онлайн-площадок должны выявлять и предотвращать случаи издевательств совместно с родителями.

В сложных случаях для разрешения конфликта может потребоваться помощь психолога или социального работника. Они помогут жертве справиться с последствиями издевательств.

Совместная работа

В России сегодня ведут комплексную борьбу с травлей в интернете. Государство защищает детей в цифровой среде, корректируя законодательство. ИТ-компании, в свою очередь, создают и внедряют технологии, которые позволяют обезопасить пользователей. Один из таких инструментов — портал «ЦИФРАтека. Библиотека практических знаний». Его создал Альянс по защите детей в цифровой среде. Этот ресурс аккумулирует экспертные статьи, практические советы, онлайн-квизы, игры и другие полезные сервисы для детей, родителей и учителей.

«Важно отметить, что первые темы для портала были выбраны на основе самых часто задаваемых вопросов о цифровой безопасности в поиске "Яндекса", — подчеркивает председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова. — Это позволило точно определить интересы пользователей и сосредоточиться на наиболее востребованных темах. Согласно статистике, 33% пользователей хотят знать, как бороться с кибербуллингом, 25% — зависимостью от интернета, 21% — игровой зависимостью, и 11% — мошенничеством в Сети».

Портал «ЦИФРАтека» регулярно обновляется, предлагая новые эффективные решения для защиты детей в интернете. Компании-основатели альянса продолжают активно работать над расширением базы знаний, создавая полезные ресурсы и инструменты, которые помогут сделать интернет безопаснее для всех.

Важно, чтобы все участники процесса — от разработчиков программного обеспечения до родителей и учителей — осознавали свою роль и активно участвовали в борьбе с интернет-травлей. Напомнить об этом помогают общественные и образовательные мероприятия. Так, например, с 2019 года 11 ноября по инициативе VK в нашей стране проходит информационная кампания «День борьбы с кибербуллингом в России».

9 октября 2024
Вернуться в раздел