Спасти детство и не только: как в России замещают зарубежное ПО для анимации

17 февраля
Сергей Карпухин/ТАСС

Санкции в отношении нашей страны затронули многие сферы, в том числе и IT. Некоторые зарубежные компании отозвали или прекратили лицензии на использование своего программного обеспечения в России. Это коснулось в том числе и сферы 3D-анимации, из-за чего российским анимационным студиям стало гораздо сложнее создавать
свои фильмы. Кроме того, проблема отразилась и на других отраслях, ведь 3D-графику используют на телевидении, в играх и при создании объектов виртуальной и дополненной реальности. Объясняем, как отечественные специалисты выходят из столь непростой ситуации.

3D преткновения


Полноценно решить эту проблему может лишь разработка собственного ПО. И в этом вопросе уже наметились первые успехи. Какие именно, 17 февраля рассказали эксперты на совместном мероприятии института развития ВЭБ.РФ и Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) «Как спасти детство? Импортозамещение ПО для анимационной индустрии».

Уже в марте этого года многие российские анимационные студии могут оказаться без инструментов разработки современного, качественного контента. Такими опасениями поделился генеральный директор РФРИТ Александр Павлов.

«Это затрагивает различные, даже самые неожиданные отрасли — мы понимаем, что в составе software-решений, которые позволяют рисовать качественную 3D-анимацию, есть модули, используемые в промышленном ПО. А значит, если вдруг сегодня мы не сможем нарисовать Чебурашку, то завтра можем не нарисовать и лопатку турбины», — отметил он.

Ранее все отечественные компании производили 3D-графику на импортном программном обеспечении из США, Канады, Великобритании и стран ЕС. Из-за волны беспрецедентных санкций в отношении России доступ к таким программам уже отключили, что сделало создание 3D-контента в нашей стране очень сложным или даже невозможным.

Однако государство и бизнес, кажется, нашли выход из этой ситуации. РФРИТ поддерживает разработчиков отечественного программного обеспечения, и не так давно грант от фонда получила «Анимационная студия Воронеж» (бывшая Wizart Animation). Сейчас ее специалисты создают собственное ПО «Анимационная 3D-платформа», и в перспективе оно может не только выручить отечественных аниматоров, но и пойти на экспорт.

Генеральный продюсер «Анимационной студии Воронеж» Владимир Николаев объяснил, что ее сотрудники занимаются 3D-графикой с 2010 года и как участники индустрии понимали, что рано или поздно придется решать вопрос с программным обеспечением. «Чтобы напрямую не зависеть от количества лицензий и от того, что мы можем купить для своей работы, очевидно, нам необходимо создавать собственное ПО», — отметил он.

Всем миром


Так как это насущный для всей отрасли вопрос, для его решения отечественные студии сплотились и стали постоянно общаться. «Как мы с коллегами шутим: если сейчас все вместе активно не займемся разработкой собственного программного обеспечения, то через несколько лет вся 3D-анимация у нас будет пластилиновая. А значит, нужно срочно переобучать людей, чтобы они умели лепить хотя бы пластилиновую ворону», — рассказал Николаев.

К счастью, это остается только шуткой. «Анимационная студия Воронеж» как раз создает собственную анимационную 3D-платформу. Более того, первые наработки этого ПО компания уже успешно использует при создании своих мультфильмов. Этот проект поддержан грантом РФРИТ и принесет первые существенные результаты еще до конца 2023 года.

Первая задача в списке разработчиков — базовый функционал 3D-редактора. Однако быстро разработать все физически невозможно, поэтому в анимационной студии пообщались с коллегами и выделили приоритетные модули, которые решили делать первыми. Уже в ноябре аниматоры смогут использовать модули «3D-волосы/Мех», «3D-освещение/Шейдинг» и «3D-визуализация».

Новое решение позволит закрыть до 80% потребностей индустрии, а для дальнейшего развития и удобства использования исходный код разместят в открытом доступе. Так все заинтересованные лица смогут задействовать эти наработки для дальнейшего развития системы. Ключевой элемент здесь — постоянное развитие. Как отметил технический директор «Союзмультфильма» Павел Ледин, модульная система позволит дополнять платформу, делая ее все более совершенной.

А в плане исходных позиций бросается в глаза то, что вся индустрия, кажется, действует как единый организм. Непосредственно разработкой занимается «Анимационная студия Воронеж», при этом ее команда в постоянном контакте с коллегами, например, из студий «Паровоз» и «Мельница». Специалисты обмениваются задумками и опытом, а главное — ожиданиями. Поэтому разработчики точно знают, что необходимо отрасли в первую очередь,  и не действуют наугад или ориентируясь лишь на свои мысли.

Приоритеты поддержки


По словам генерального директора РФРИТ Александра Павлова, подобная консолидация отрасли и четкое понимание разработчиками нужд отечественных предприятий — характерная черта для всей страны в последний год. По итогам 2022 года в фонд поступило 17 тыс. обращений от ИТ-компаний, которые описывали свои затруднения или же просили поддержки в реализации проектов, ставших крайне актуальными.

«Они видели новые возможности и ниши, осознавали свой потенциал и предлагали решения. Важно, что мы общались с ИТ-компаниями напрямую и пытались максимально быстро понять, на что они реально способны в плане разработки. С другой стороны, общаясь с компаниями-лидерами и отраслевыми организациями, собрали список запросов от бизнеса: что нужно прямо сейчас, чего можно немного подождать. Оставалось лишь провести комплексную экспертную оценку и сопоставить запросы с предложениями», — объяснил эксперт в беседе с нашим порталом.

По словам Павлова, после того, как против нашей страны начали вводить санкции, приоритеты российского Правительства сместились в сторону импортозамещения уходящих зарубежных решений. В первую очередь в отраслях промышленности, потому что их работа критична и возникали большие риски в самих производственных процессах.

«Это был сверхприоритет, мы продолжаем над этим работать и сейчас», — отметил генеральный директор РФРИТ.

В то же время было немало неожиданностей. Как с той же анимацией — казалось бы, это не очевидный приоритет, однако поддержать отрасль было очень важно. Фонд поддержал и компании из этих сфер с помощью грантов, а это позволило им оперативно разработать, доработать или внедрить необходимое ПО. Видимо, это и позволило нашей стране выстоять под беспрецедентными санкциями — объединение усилий, предельная концентрация и конструктивный диалог.

17 февраля 2023
Вернуться в раздел

Читайте также

Адаптируемся вместе: как в нашей стране замещают импорт

Внутренний задел: как в России развивалась база для импортозамещения

Здоровый подход: кому и когда надо проходить диспансеризацию

За границами – возможности: как развивается региональный экспорт

Универсальный спецэффект: каким будет отечественный софт для 3D-анимации

Торгуйте на здоровье: как работает новая мера поддержки бизнеса от Минэкономразвития и Ozon

Лекарственная независимость: как российские дженерики вытесняют импортные медикаменты

Притопнуть и прихлопнуть: как фольклорному коллективу получить государственный грант

Утреннее меню: останутся ли на полках магазинов хлопья, мюсли и гранола

Помощь для помогающих: как государство поддерживает социальных предпринимателей

На зарядку становись: как в России создается инфраструктура для электромобилей

Онлайн-помощники: как будут следить за здоровьем пациентов с гипертонией и диабетом