Я б в ученые пошел: исследователи выяснили, как молодежь относится к научной карьере

28 ноября 2024
Время чтения: 4 минуты
Игорь Генералов/ТАСС

Между оценками школьников и студентов и их желанием стать учеными исследователи обнаружили прямую коррeляцию. Те, у кого оценки выше, чаще выражают намерение связать свою жизнь с наукой. Остальные наиболее привлекательными считают профессию бизнесмена, а также творческие профессии. Таковы результаты опроса «Образ современного ученого и отношение к научной профессиональной деятельности», проведенного АНО «Национальные приоритеты», который представили на IV Конгрессе молодых ученых в «Сириусе».

В ежегодном опросе приняли участие школьники, студенты и сами молодые ученые. С октября по ноябрь они заполняли онлайн-анкеты на платформе «Экспертум».

Оказалось, что 25% студентов и 18% школьников говорят, что в будущем хотели бы «пойти в науку». По сравнению с ноябрем 2023 года количество студентов, пожелавших развивать научную карьеру, несколько сократилось, а вот среди школьников предпочтения стабильны.

Подтвердилась прямая корреляция между уровнем оценок обучающихся в школах и вузах с желанием стать учеными. Те, кто получает более высокие оценки за четверти или полугодия, а также на экзаменах, за курсовые работы и проекты, чаще говорят о желании реализоваться как ученые. Однако в большинстве своем и школьники, и студенты полагают, что наиболее интересные сферы — это бизнес и творчество, например, профессии актера, писателя и тому подобное. Профессию дизайнера сочли интересной 23% студентов и 20% школьников, профессию блогера — 18% и тех, и других. За профессию врача «проголосовали» 15% и 16% соответственно, за учителя — 19% и 11%, за инженера — 13% и 10%.

Профессия ученого заняла девятое место: ее сочли интересной 15% студентов и 7% школьников. Строчкой ниже оказалась профессия чиновника. Интерес к ней проявили 11% опрошенных студентов и 6% школьников. Впрочем, чиновнику уступил космонавт: всего 10% студентов и 5% школьников решили, что эта профессия «интересна».

В свою очередь, научные работники в 43% случаев указали, что выбрали бы профессию ученого снова, и 45% ученых планируют продолжать заниматься наукой. На рубеже трех-пяти лет занятий наукой у опрошенных чаще всего начинают размышлять о смене профессиональной сферы: 45% респондентов отметили, что иногда задумываются, не поменять ли им карьерную траекторию. Если респонденты и соглашались на альтернативы, то чаще всего выбирали профессию программиста (26%) или, опять же, творческие профессии (24%).

При этом 35% ученых оценивают условия для ведения научной деятельности в России как «хорошие» и «очень хорошие». От 42% до 50% всех респондентов полагают, что в стране достаточно возможностей для карьерного и профессионального роста ученого.  

Школьники и студенты склонны чаще разделять это мнение — 35% и 24% соответственно. В свою очередь, 42% молодых ученых считают, что возможностей для карьерного и профессионального роста в науке сегодня немного.

Большинство школьников и студентов убеждены, что в открытом доступе вполне достаточно понятной и доступной информации о возможностях карьерного и профессионального роста для ученых в России. Однако 58% опрошенных ученых отмечают, что такой информации не хватает.

Тягу к научным информационным материалам проявили все опрошенные группы, но по-разному, в силу профессионального опыта. На вопрос, интересно ли вам читать либо смотреть научные новости про новые открытия, изобретения, работу современных ученых, наибольшая доля респондентов, ответивших положительно, оказалась учеными (90%), а наименьшая — школьниками (51%).

Большинство респондентов признали актуальность освещения деятельности научных коллективов. Этим не занимаются 79% опрошенных ученых, однако 43% из них были бы не против. Вместе с тем доля ученых, которые занимаются популяризацией науки в медиапространстве, по сравнению с ноябрем 2023 года возросла. Чаще всего популяризаторская деятельность осуществляется в формате текстового блога (38%) или в других форматах (51%).

Молодежь стала более осведомлена о научных инициативах и мероприятиях, разработках и персоналиях, причем наивысший прирост «познаний» за последний год продемонстрировали школьники. Среди научных инициатив и мероприятий особой популярностью пользуются Конгресс молодых ученых, Всероссийский фестиваль науки «Наука 0+», Научное волонтерство, Просветительский марафон «Знание» и Научные детские площадки.

А в число наиболее известных отечественных научных разработок вошли молодежные лаборатории, модуль «Наука» на МКС, кампусы мирового уровня, научные центры мирового уровня (НЦМУ) и коллайдер NICA.

Имена российских ученых и научных работников у молодежи тоже на слуху. В первой пятерке знаменитостей оказались Никита Марченков, Ольга Москалюк, Ирина Тимофеева, Павел Стрижак и Алексей Федоров.

Среди всех групп респондентов положительные черты образа ученого превалируют над отрицательными. За одним лишь исключением: опрошенные ученые более критично подходят к оценке образа и значительно чаще выбирают черты «бедный» и «умный только в своей науке, но не в реальной жизни».