Мы просто космос
России нужна собственная орбитальная космическая станция, расположенная на высоких широтах, что позволяет вести наблюдение за всей территорией нашей страны. Объясняем, как она будет создаваться и почему нет смысла ограничивать себя работой на МКС.
Зачем выходить из проекта МКС?
Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к истории Международной космической станции. В разговоре с порталом объясняем.рф декан факультета космических исследований МГУ им. Ломоносова Василий Сазонов обратил внимание на то, что базовый, первый модуль МКС, — функционально-грузовой блок «Заря» — был запущен в 1998 году, то есть ему уже больше 20 лет.
«А ведь космос — это агрессивная среда, которая неприемлема для жизни человека; она серьезно воздействует на технику, приводит к повышенному износу металла. Время, конечно, сказывается: дыр на МКС сейчас не так много, и они успешно заделываются, но в принципе ситуация может сильно ухудшиться в дальнейшем», — рассказал он.
При этом МКС — это продолжение наших космических станций «Союз» и «Мир» с немного другими параметрами. Однако при полете она не поднимается выше 51 градуса северной широты и не опускается ниже 51 градуса южной широты. Таким образом, значительная часть территории России со станции просто не видна.
«Мы работаем на этих широтах уже достаточно давно в рамках полетных циклов — советские и российские специалисты делают это, собственно, с момента запуска в космос Юрия Гагарина», — объяснил Сазонов.
Вместе с тем, отметил собеседник, МКС все время развивается — она укрупняется и модернизируется. Старые части, вышедшие из строя, демонтируют, а устаревшее оборудование меняют. Не стоит на месте и космическая научная программа — на станции постоянно проводятся новые эксперименты, однако их можно выполнять и на других станциях.
Для МКС существенна кооперация российского и американского сегментов. Российский отвечает за развороты станции и коррекцию орбиты, он оснащен собственными двигателям, а также использует двигатели пристыкованных кораблей «Прогресс». Американский же сегмент позволяет держать выбранную ориентацию при помощи гиродинов. При этом для разгрузки гиродинов тоже применяются двигатели российского сегмента.
По словам собеседника портала, если убрать российскую часть, МКС долго не продержится. При этом эксперт подчеркнул, что все технологии, которые были отработаны на МКС за 26 лет (с 1998 по 2024 год), будут использованы при строительстве российской орбитальной служебной станции (РОСС).
Какой станет новая станция?
По словам Василия Сазонова, сейчас специалисты разрабатывают эскизный проект будущей станции. И уже понятно, что проектируемый объект будет серьезно отличаться от МКС. В первую очередь, играет роль наклонение — новая станция сможет обозревать практически всю Россию, да и Землю в целом, летать через полярные области.
Благодаря этому появится возможность наблюдать за этими территориями, проводить эксперименты в областях связи, навигации, дистанционного зондирования. Такое наклонение также позволит помочь развитию Арктики, ведь МКС до нее не долетает.
Вдобавок к тому, станцию планируют сделать посещаемой, то есть в какие-то промежутки времени она сможет функционировать в беспилотном режиме.
«Это еще один существенный вопрос — возможно, стоит привлечь роботов. Они могут помочь и в другом, например, есть такая сложная операция, как выход в открытый космос для монтажа чего-либо на внешней поверхности. На МКС такие действия планируются за полтора года», — объяснил эксперт.
Он также рассказал, что на новой станции будут совершенно другие, более высокие радиационные нагрузки, даже если она будет пролетать через полярные шапки на той же высоте, что и МКС. Это вредно для здоровья, долго находиться в зоне невозможно, а значит, нужно искать новые технологии защиты.
По предварительным расчетам специалистов, экипажу достаточно работать на станции один-два месяца для выполнения пусконаладочных и ремонтных работ, а также для экспериментов и работ в открытом космосе без какого-либо вреда здоровью.
«Потому предлагается сделать РОСС способной длительное время работать в автоматическом режиме. Пилотируемые полеты на РОСС предлагаем осуществлять только тогда, когда наберется необходимое количество работ, которые могут выполнить только космонавты. Нам еще предстоит найти разумный баланс между длительностью и частотой полетов», — рассказал в интервью журналу «Русский космос» руководитель полета российского сегмента МКС, действительный член РАН, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, генеральный конструктор по пилотируемым системам и комплексам Российской Федерации, генеральный конструктор РКК «Энергия» имени С. П. Королева Владимир Алексеевич Соловьев.
Как будут создавать новую станцию?
По мнению эксперта, к участию в проекте было бы целесообразно пригласить представителей других государств, например, партнеров по БРИКС, СНГ и других дружественных стран.
«Это позволит решить некоторые вопросы с технологиями. Так, сейчас на слуху тема микроэлектроники. Продавать нам микроэлектронные компоненты может Китайская Народная Республика, у которой есть соответствующие заводы. Лидер отрасли — Тайвань, а также США, сейчас в Россию ничего по этой линии не поставляют», — отметил он.
Следует либо использовать механизмы параллельного импорта, либо развивать собственное производство. Создавать в России, в частности, средства проектирования микроэлектронных компонентов, так называемые САПР (системы автоматизированного проектирования). По словам Василия Сазонова, у нас уже есть некоторые мощности в сфере микроэлектронного производства, например, на предприятии «Микрон», но необходимо развиваться дальше. Об этом же недавно говорил и вице-премьер — министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
«Остается вопрос и с солнечными батареями. В России есть такое производство, но оно работает на пределе возможностей, его необходимо модернизировать. Если мы решим подобные вопросы с компонентами, то все остальное, думаю, сможем сделать», — отметил собеседник портала.
Строить РОСС предлагают в два этапа. «Если решение о ее строительстве будет принято до конца года, то первый этап начнется в 2028 году с запуска ракетой-носителем «Ангара-А5М» научно-энергетического модуля. НЭМ необходимо будет дооснастить различными системами, в том числе блоком гиродинов, чтобы получить возможность использовать его несколько лет в качестве основного модуля. К нему на ракете «Ангара-А5М» с Восточного будут запущены в одной связке узловой и шлюзовой модули», — приводит журнал «Русский космос» слова Владимира Соловьева.
По словам эксперта, после стыковки узлового модуля можно будет отправить на РОСС первый экипаж. Он сможет расконсервировать станцию, а также начать первые исследования и эксперименты.
Предположительно, на первом этапе (до 2030 года) экипажи будут посещать РОСС два раза в год, а грузы будут доставлять кораблями серии «Прогресс».
«На втором этапе, который предполагаем начать в 2030 году, к станции будут присоединены еще два крупных модуля: целевой и производственный. Кроме того, на РОСС будет доставлена частично герметичная платформа обслуживания космических аппаратов, на которой можно будет переоснащать, дозаправлять и вновь отправлять на орбиты новые автоматические космические аппараты. Эти аппараты должны быть ремонтопригодными, дозаправляемыми, и их орбиты должны быть согласованы с орбитой РОСС», — говорится в интервью Соловьева.
Что нам даст национальная орбитальная станция?
Первая российская орбитальная станция, по мнению Сазонова, позволит всем россиянам ощутить чувство гордости за страну, потому что станет весомым достижением в области науки и техники. Для ученых же чрезвычайно важен выход на новую орбиту, изменение условий работы станции, что подразумевает новые возможности для проведения экспериментов, проверки научных гипотез и разработки технических решений.
«Мы существенно поднимаем планку, до нас такого никто не делал. Мы ведь были первыми, кто создал космические станции и успешно их эксплуатирует. Американцы сделали свою Skylab, но она была посещаемой, и ее быстро забросили, а мы все это время непрерывно летали. Без нас МКС бы не построили. А сейчас мы поднимаем планку еще выше и предлагаем летать уже на полярную орбиту», — подчеркнул декан факультета космических исследований МГУ им. Ломоносова Василий Сазонов.
В то же время такой проект положительно скажется на экономике нашей страны. Собеседник обратил внимание на то, что космонавтика объединяет много отраслей: при реализации космических проектов загружаются иные производства, а это занятость примерно для миллиона человек!
Кроме того, разработка и создание отечественной орбитальной станции — серьезный повод развивать другие проекты космической сферы. В частности, по словам эксперта, можно наконец решить проблему сложности и дороговизны крупногабаритных космических объектов.
Дело в том, что максимальный диаметр того, что можно доставлять на орбиту под обтекателем ракеты, составляет шесть метров. Все остальные конструкции подразумевают колоссальную стоимость дополнительной механики. Например, когда речь идет об огромных солнечных батареях или антеннах космических телескопов, которые после доставки на станцию нужно развернуть. «Возможность собирать их в космосе — это огромный плюс! Думаю, в будущем удастся сделать так, чтобы разворачивать объекты прямо на орбите», — объяснил собеседник портала.
Он также упомянул другие планы Роскосмоса. Например, строительство ядерного космического буксира «Зевс», который можно охарактеризовать как «умопомрачительный, сложнейший проект».
«Создание российской орбитальной станции я бы назвал огромным шагом вперед. Это по-хорошему амбициозный, серьезный вызов, новый этап отечественной космической программы», — заключил Сазонов.
России нужна собственная орбитальная космическая станция, расположенная на высоких широтах, что позволяет вести наблюдение за всей территорией нашей страны. Объясняем, как она будет создаваться и почему нет смысла ограничивать себя работой на МКС.
Зачем выходить из проекта МКС?
Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к истории Международной космической станции. В разговоре с порталом объясняем.рф декан факультета космических исследований МГУ им. Ломоносова Василий Сазонов обратил внимание на то, что базовый, первый модуль МКС, — функционально-грузовой блок «Заря» — был запущен в 1998 году, то есть ему уже больше 20 лет.
«А ведь космос — это агрессивная среда, которая неприемлема для жизни человека; она серьезно воздействует на технику, приводит к повышенному износу металла. Время, конечно, сказывается: дыр на МКС сейчас не так много, и они успешно заделываются, но в принципе ситуация может сильно ухудшиться в дальнейшем», — рассказал он.
При этом МКС — это продолжение наших космических станций «Союз» и «Мир» с немного другими параметрами. Однако при полете она не поднимается выше 51 градуса северной широты и не опускается ниже 51 градуса южной широты. Таким образом, значительная часть территории России со станции просто не видна.
«Мы работаем на этих широтах уже достаточно давно в рамках полетных циклов — советские и российские специалисты делают это, собственно, с момента запуска в космос Юрия Гагарина», — объяснил Сазонов.
Вместе с тем, отметил собеседник, МКС все время развивается — она укрупняется и модернизируется. Старые части, вышедшие из строя, демонтируют, а устаревшее оборудование меняют. Не стоит на месте и космическая научная программа — на станции постоянно проводятся новые эксперименты, однако их можно выполнять и на других станциях.
Для МКС существенна кооперация российского и американского сегментов. Российский отвечает за развороты станции и коррекцию орбиты, он оснащен собственными двигателям, а также использует двигатели пристыкованных кораблей «Прогресс». Американский же сегмент позволяет держать выбранную ориентацию при помощи гиродинов. При этом для разгрузки гиродинов тоже применяются двигатели российского сегмента.
По словам собеседника портала, если убрать российскую часть, МКС долго не продержится. При этом эксперт подчеркнул, что все технологии, которые были отработаны на МКС за 26 лет (с 1998 по 2024 год), будут использованы при строительстве российской орбитальной служебной станции (РОСС).
Какой станет новая станция?
По словам Василия Сазонова, сейчас специалисты разрабатывают эскизный проект будущей станции. И уже понятно, что проектируемый объект будет серьезно отличаться от МКС. В первую очередь, играет роль наклонение — новая станция сможет обозревать практически всю Россию, да и Землю в целом, летать через полярные области.
Благодаря этому появится возможность наблюдать за этими территориями, проводить эксперименты в областях связи, навигации, дистанционного зондирования. Такое наклонение также позволит помочь развитию Арктики, ведь МКС до нее не долетает.
Вдобавок к тому, станцию планируют сделать посещаемой, то есть в какие-то промежутки времени она сможет функционировать в беспилотном режиме.
«Это еще один существенный вопрос — возможно, стоит привлечь роботов. Они могут помочь и в другом, например, есть такая сложная операция, как выход в открытый космос для монтажа чего-либо на внешней поверхности. На МКС такие действия планируются за полтора года», — объяснил эксперт.
Он также рассказал, что на новой станции будут совершенно другие, более высокие радиационные нагрузки, даже если она будет пролетать через полярные шапки на той же высоте, что и МКС. Это вредно для здоровья, долго находиться в зоне невозможно, а значит, нужно искать новые технологии защиты.
По предварительным расчетам специалистов, экипажу достаточно работать на станции один-два месяца для выполнения пусконаладочных и ремонтных работ, а также для экспериментов и работ в открытом космосе без какого-либо вреда здоровью.
«Потому предлагается сделать РОСС способной длительное время работать в автоматическом режиме. Пилотируемые полеты на РОСС предлагаем осуществлять только тогда, когда наберется необходимое количество работ, которые могут выполнить только космонавты. Нам еще предстоит найти разумный баланс между длительностью и частотой полетов», — рассказал в интервью журналу «Русский космос» руководитель полета российского сегмента МКС, действительный член РАН, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, генеральный конструктор по пилотируемым системам и комплексам Российской Федерации, генеральный конструктор РКК «Энергия» имени С. П. Королева Владимир Алексеевич Соловьев.
Как будут создавать новую станцию?
По мнению эксперта, к участию в проекте было бы целесообразно пригласить представителей других государств, например, партнеров по БРИКС, СНГ и других дружественных стран.
«Это позволит решить некоторые вопросы с технологиями. Так, сейчас на слуху тема микроэлектроники. Продавать нам микроэлектронные компоненты может Китайская Народная Республика, у которой есть соответствующие заводы. Лидер отрасли — Тайвань, а также США, сейчас в Россию ничего по этой линии не поставляют», — отметил он.
Следует либо использовать механизмы параллельного импорта, либо развивать собственное производство. Создавать в России, в частности, средства проектирования микроэлектронных компонентов, так называемые САПР (системы автоматизированного проектирования). По словам Василия Сазонова, у нас уже есть некоторые мощности в сфере микроэлектронного производства, например, на предприятии «Микрон», но необходимо развиваться дальше. Об этом же недавно говорил и вице-премьер — министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
«Остается вопрос и с солнечными батареями. В России есть такое производство, но оно работает на пределе возможностей, его необходимо модернизировать. Если мы решим подобные вопросы с компонентами, то все остальное, думаю, сможем сделать», — отметил собеседник портала.
Строить РОСС предлагают в два этапа. «Если решение о ее строительстве будет принято до конца года, то первый этап начнется в 2028 году с запуска ракетой-носителем «Ангара-А5М» научно-энергетического модуля. НЭМ необходимо будет дооснастить различными системами, в том числе блоком гиродинов, чтобы получить возможность использовать его несколько лет в качестве основного модуля. К нему на ракете «Ангара-А5М» с Восточного будут запущены в одной связке узловой и шлюзовой модули», — приводит журнал «Русский космос» слова Владимира Соловьева.
По словам эксперта, после стыковки узлового модуля можно будет отправить на РОСС первый экипаж. Он сможет расконсервировать станцию, а также начать первые исследования и эксперименты.
Предположительно, на первом этапе (до 2030 года) экипажи будут посещать РОСС два раза в год, а грузы будут доставлять кораблями серии «Прогресс».
«На втором этапе, который предполагаем начать в 2030 году, к станции будут присоединены еще два крупных модуля: целевой и производственный. Кроме того, на РОСС будет доставлена частично герметичная платформа обслуживания космических аппаратов, на которой можно будет переоснащать, дозаправлять и вновь отправлять на орбиты новые автоматические космические аппараты. Эти аппараты должны быть ремонтопригодными, дозаправляемыми, и их орбиты должны быть согласованы с орбитой РОСС», — говорится в интервью Соловьева.
Что нам даст национальная орбитальная станция?
Первая российская орбитальная станция, по мнению Сазонова, позволит всем россиянам ощутить чувство гордости за страну, потому что станет весомым достижением в области науки и техники. Для ученых же чрезвычайно важен выход на новую орбиту, изменение условий работы станции, что подразумевает новые возможности для проведения экспериментов, проверки научных гипотез и разработки технических решений.
«Мы существенно поднимаем планку, до нас такого никто не делал. Мы ведь были первыми, кто создал космические станции и успешно их эксплуатирует. Американцы сделали свою Skylab, но она была посещаемой, и ее быстро забросили, а мы все это время непрерывно летали. Без нас МКС бы не построили. А сейчас мы поднимаем планку еще выше и предлагаем летать уже на полярную орбиту», — подчеркнул декан факультета космических исследований МГУ им. Ломоносова Василий Сазонов.
В то же время такой проект положительно скажется на экономике нашей страны. Собеседник обратил внимание на то, что космонавтика объединяет много отраслей: при реализации космических проектов загружаются иные производства, а это занятость примерно для миллиона человек!
Кроме того, разработка и создание отечественной орбитальной станции — серьезный повод развивать другие проекты космической сферы. В частности, по словам эксперта, можно наконец решить проблему сложности и дороговизны крупногабаритных космических объектов.
Дело в том, что максимальный диаметр того, что можно доставлять на орбиту под обтекателем ракеты, составляет шесть метров. Все остальные конструкции подразумевают колоссальную стоимость дополнительной механики. Например, когда речь идет об огромных солнечных батареях или антеннах космических телескопов, которые после доставки на станцию нужно развернуть. «Возможность собирать их в космосе — это огромный плюс! Думаю, в будущем удастся сделать так, чтобы разворачивать объекты прямо на орбите», — объяснил собеседник портала.
Он также упомянул другие планы Роскосмоса. Например, строительство ядерного космического буксира «Зевс», который можно охарактеризовать как «умопомрачительный, сложнейший проект».
«Создание российской орбитальной станции я бы назвал огромным шагом вперед. Это по-хорошему амбициозный, серьезный вызов, новый этап отечественной космической программы», — заключил Сазонов.