Как понять, кем хочешь стать, если еще учишься? Для миллионов российских школьников ответом стал проект «Билет в будущее» — система, которая помогает узнать свои сильные стороны, попробовать разные профессии и выбрать ту самую. За семь лет проект превратился в масштабное движение, объединяющее подростков и их родителей, педагогов и работодателей.
Рассказываем, как «Билет в будущее» помогает школьникам открыть свои способности, выбрать профессию мечты и уверенно строить карьерный путь.
Осознанный выбор с подросткового возраста
С 2018 года федеральный бесплатный профориентационный проект «Билет в будущее» помогает школьникам по всей России осознанно выбрать свой профессиональный путь.
По состоянию на 2025 год он охватывает свыше 8,5 млн школьников с 6-го по 11-й класс. В этой единой системе каждый подросток проходит путь от знакомства со специальностями и осознания своих желаний до выбора будущей профессиональной траектории.
Благодаря «Билету в будущее» профориентация в современной школе перестала быть формальностью. Единая модель профориентации включает курс внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты», работу с педагогами и родителями, диагностику школьников и проведение профориентационных мероприятий. Все это помогает ребятам раскрыть свои таланты и способности, а также на короткое время примерить на себя профессию мечты.
«Билет в будущее» — часть программы «Профессионалитет» национального проекта «Молодежь и дети», а также одна из важных составляющих Единой модели профориентации. Федеральным оператором проекта является Фонд Гуманитарных Проектов.
Объединение усилий
Бесплатный федеральный профориентационный проект направлен сразу на четыре целевые группы:
- Школьники.
- Педагоги.
- Родители.
- Работодатели.
«Билет в будущее» объединяет детей, родителей, педагогов и работодателей вокруг одной цели — выбора профессии, исходя из интересов подростков, их способностей и реального положения дел на рынке труда», — заявили в пресс-службе Фонда Гуманитарных Проектов в эксклюзивном комментарии порталу Объясняем.рф.
Школьникам проект позволяет осознанно подойти к выбору своего будущего, а также лучше узнать свои сильные стороны, профессиональные интересы и получить реальный опыт.
Для педагогов «Билет в будущее» становится точкой роста, возможностью расширить знания и найти новых коллег. Они не просто учат школьным предметам, но и помогают детям выбирать профессию. Педагоги, ответственные за профориентацию, проходят специальную подготовку. Они знают, как читать и трактовать результаты диагностики, как говорить с подростком о его страхах и сомнениях, как вовлечь родителей в профориентацию. На данный момент в российских школах работают более 100 тыс. таких специалистов.
В свою очередь, родители получают ясную и достоверную информацию о том, как поддержать своего ребенка в выборе профессии. Они учатся говорить с ним на одном языке и помогают сделать осознанный выбор. На платформе «Билет в будущее» есть тесты, которые родители могут проходить вместе с детьми. Это помогает им лучше понять их интересы и склонности.
Нельзя забыть и про работодателей. Они получают выгоду от профориентации наравне со школьниками.
«Работодатели сегодня охотятся за талантами уже со школьной скамьи. Им проще вырастить себе специалиста с 14 лет, чем потом переучивать взрослого, который случайно выбрал не свою профессию. Именно поэтому они становятся одними из главных выгодоприобретателей ранней профориентации и оценивают ее положительно», — отмечают в пресс-службе Фонда Гуманитарных Проектов.
В проекте задействовано около 13 тыс. работодателей по всей стране — от крупных компаний и госкорпораций до региональных предприятий. Они приглашают школьников на экскурсии, открывают производственные площадки для практических занятий, задействуют лучших специалистов, чтобы те рассказали детям о своих профессиях.
Все это дает ребятам возможность лично познакомиться с будущей специальностью, понять, подходит ли она им, пообщаться с профессионалами и сделать осознанный выбор.
Как школьники попадают в проект?
Участие в проекте «Билет в будущее» полностью добровольное и бесплатное. Между тем это долгосрочный процесс, в котором школьник шаг за шагом знакомится с миром профессий, узнает свои интересы и способности, а к окончанию школы делает осознанный выбор профессионального пути.
Чтобы присоединиться к проекту, подростку нужно обратиться к педагогу, который поможет зарегистрироваться на онлайн-платформе. После завершения этой процедуры он получает доступ к диагностике, мастер-классам, экскурсиям и профессиональным пробам.
Как правило, дети и подростки начинают задумываться о своем будущем в 6-7-х классах. Именно в это время стартует профориентация.
Проект помогает пробудить интерес к профессиям через курс «Россия — мои горизонты» и интерактивную платформу «Профиград», где в игровой форме можно познакомиться с различными отраслями экономики и попробовать себя в тех или иных профессиях.
Также на этом этапе подросток проходит первые диагностики — «Мои интересы» и «Мои качества», которые помогают понять, какие сферы ему ближе и какие личные качества можно считать его сильной стороной.
К 9-му классу профориентация становится более целенаправленной. Школьники проходят диагностики «Мой профиль» и «Мои ориентиры», участвуют в экскурсиях и профпробах, консультируются с педагогами-наставниками. К этому времени у них формируется четкое понимание своих интересов и возможностей, что особенно важно при принятии первого серьезного решения — продолжить обучение в старшей школе или начать получать среднее профессиональное образование (СПО), поступив в колледж или техникум.
Дополнительно на платформе доступна диагностика «Мои способности», оценивающая шесть типов интеллекта — технический, аналитический, вербальный, социальный, креативный и другие.
Все диагностики «Билета в будущее» построены на научной модели «Хочу — Могу — Буду» доктора психологических наук Евгения Климова. Она помогает школьнику соотнести желания, способности и реальные перспективы развития. Тесты стандартизированы, исключают субъективность и дают объективную оценку индивидуальных особенностей.
«Участие в Единой модели профориентации "Билет в будущее", таким образом, на протяжении нескольких лет готовит ребенка к профессиональному выбору, помогает сделать его осознанно и пойти к этому выбору полностью готовым благодаря всем тем инструментам, которые ему доступны», — подчеркивают в пресс-службе Фонда Гуманитарных Проектов.
Что такое профпробы и как они проходят?
Пожалуй, самая интересная часть программы — это профессиональные пробы. Как правило, они проходят в октябре-ноябре, а их содержание с каждым годом становится все более насыщенным.
«С их помощью школьники могут "примерить" на себя различные профессии, то есть попробовать на практике выполнить действия, которые характерны для конкретной профессии и получить обратную связь от профессионала-наставника», — указывают в в пресс-службе Фонда Гуманитарных Проектов.
В 2024/25 учебном году 418 тыс. школьников приняли участие в профпробах, около 640 тыс. посетили предприятия в ходе экскурсий, более 1 млн участвовали в мастер-классах. При этом к традиционным востребованным направлениям, таким как сельское хозяйство, тяжелая и легкая промышленность, добавляются новые специальности, в том числе профессии будущего: оператор беспилотников, гейм-дизайнер, разработчик web- и мультимедийных приложений.
Независимо от размера населенного пункта и количества учеников, проект доходит до каждого. В селах и деревнях, где нет крупных предприятий, площадки для профессиональных проб организуют местные фермерские хозяйства и малый бизнес. Для выездных мероприятий используют школьный транспорт.
Реальные истории профориентации
Фонд Гуманитарных Проектов — оператор Единой модели профориентации «Билет в будущее» — ставит своей задачей помочь подросткам понять себя и свои интересы, чтобы сделать осознанный выбор профессии.
«Мы видим косвенные, но убедительные сигналы того, что профориентация работает и позволяет школьникам знакомиться с востребованными профессиями. Так, уже несколько лет подряд мы фиксируем рост интереса среди подростков к рабочим специальностям. Профпробы на производстве собирают полные группы, а колледжи отмечают увеличение конкурса на многие направления. Это говорит о том, что подростки перестают выбирать “по стереотипу” и все чаще выбирают профессию, исходя из своих личных интересов и будущей востребованности на рынке труда», — подчеркнули в пресс-службе организации.
Работа проекта — это не абстрактные слова о самоопределении, а реальные истории школьников, которым профориентация помогла найти свое призвание и выбрать будущее с уверенностью.
Так, Полина Громакова из Тамбова рассказывает, что впервые задумалась о профессии в восьмом классе, а спустя год перед экзаменами ОГЭ ей предложили пройти тесты проекта «Билет в будущее». Диагностика показала, что ей подходят творческие направления, связанные с людьми и креативом. После этого Полина прошла профпробы в Державинском университете по направлениям психологии и рекламы.
«Поняла, что психология — не мое, а реклама мне очень интересна. Это именно то, что нужно! Я считаю, что важно определиться с будущим направлением уже в школе, чтобы четко поставить цель и выйти во взрослый мир подготовленным человеком», — рассказала девушка.
А вот Юля и Татьяна Филатовы из Тамбовской области благодаря проекту окончательно убедились, что их призвание — педагогика. Участвуя в профессиональных пробах в Кирсановском аграрно-промышленном колледже, они попробовали себя на производстве, но поняли, что техника и сельское хозяйство — не их путь.
«Мое — это общение с детьми, подача знаний и саморазвитие», — вспоминает Татьяна.
После участия в проекте сестры поступили в педагогический колледж имени В. Г. Белинского и уверены, что сделали правильный выбор. К тому же пример профессии был у них перед глазами с раннего детства, ведь подруга их мамы была учителем начальных классов.
«Перед нами с сестрой были идеальные примеры профессий. И мы сделали выбор по душе. Я стану учителем математики. Юля — учителем биологии. Хочу сказать спасибо проекту “Билет в будущее”, что помог с выбором профессии. Мы обязательно станем педагогами с большой буквы», — добавила Татьяна.
Планы на будущее
Проект «Билет в будущее» постоянно расширяется и совершенствуется, чтобы сделать профориентацию для школьников понятнее.
С этого учебного года был внедрен региональный компонент, который позволит учитывать особенности экономики конкретных субъектов России. До 50% занятий курса «Россия — мои горизонты» теперь могут быть посвящены местным предприятиям. В каждом регионе сформированы собственные перечни приоритетных профессий, а профпробы, экскурсии и мастер-классы будут проводиться на площадках реального сектора экономики — от промышленных предприятий до образовательных организаций.
Впервые к реализации курса планируется привлечь кадровые центры «Работа России», чтобы школьники могли лучше понимать реальные запросы рынка труда. В программу уже добавили новые темы — от космических технологий и финтеха до промышленного дизайна и прикладной математики.
Еще одним недавним нововведением стала «Витрина работодателей». Это интерактивная карта, где каждый школьник может выбрать компанию-партнера в своем регионе и записаться на экскурсию, профпробу или стажировку.
Для работодателей же это возможность напрямую взаимодействовать с подростками, оценивать их интерес и корректировать свою стратегию привлечения будущих сотрудников. Компании экономят миллионы на поиске и адаптации персонала: к 18 годам выпускники уже знакомы с производством, имеют опыт нескольких профпроб и осознанно выбирают свою отрасль.
В дальнейшем проект «Билет в будущее» станет еще более персонализированным: система будет выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого участника на основе его интересов, способностей и результатов диагностики. Также планируется интеграция с сервисом «Госуслуги», что упростит школьникам выбор образовательного учреждения и направления обучения.
Профессиональная ориентация как часть школьного образования прошла большой путь. Если раньше она ограничивалась психолого-педагогической поддержкой, то с 2018 года превратилась в целую систему, охватывающую миллионы учеников по всей стране.
«Мы видим, что инструмент только набирает обороты. Количество школьников, проходящих диагностику и посещающих экскурсии на предприятия и профпробы, ежегодно растет. Каждый год к проекту присоединяются новые работодатели, которые видят в профориентации способ решения своих кадровых запросов. Поэтому мы уверены: у профориентации в России — большое будущее. Она уже перестала быть неким «нововведением» и стала полноценной частью учебного процесса, такой же привычной, как обычные занятия», — заключили в пресс-службе Фонда Гуманитарных Проектов.