Прошлое без разночтений: как будут изучать историю в школах с 1 сентября

23 июля 2025
Время чтения: 9 минут
Гавриил Григоров/РИА Новости

Исторические, в прямом смысле слова, перемены ждут российских школьников: с нового учебного года у них увеличится количество уроков истории. Раньше на этот предмет отводилось по два часа в неделю, теперь же полагается по три. Историю будут преподавать по обновленной единой линейке учебников, а школьную программу синхронизируют с заданиями ОГЭ и ЕГЭ. Объясняем, как это расширит кругозор детей и облегчит подготовку к экзаменам.

Что изменится в школьном расписании

К предмету «История» для 5-7-х классов отныне добавлен новый модуль — «История нашего края». На его изучение выделен один час в неделю — в дополнение к двум часам, отведенным на изучение основной дисциплины. Согласно приказу Министерства просвещения России, с 1 сентября 2025 года на новое расписание переходят пятиклассники, шестиклассники и семиклассники. Учебные часы для них распределяются следующим образом:

  • 5-й класс — 68 часов на всеобщую историю и 34 часа — на историю края;

  • 6-й и 7-й классы — 28 часов на всеобщую историю, 57 часов — на историю России и 17 часов — на историю края.

У восьмиклассников и девятиклассников в 2025/26 учебном году все остается по-прежнему: историю они продолжат изучать по два часа в неделю, включая «Введение в новейшую историю России» в 9-м классе. Но с 1 сентября 2026-го и 8-9-е классы перейдут на новую программу. Восьмиклассникам отведут 34 часа на всеобщую историю и 68 часов на историю России — всего уже по три часа еженедельно. Девятиклассникам — 23 часа на всеобщую историю и 45 часов на историю России — по два часа в неделю. При этом «Введение в новейшую историю России» в 9-м классе изучать уже не будут, а историю первой четверти XIX века перенесут в программу 8-го класса.

«Такие меры представляются вполне оправданными, — полагает доцент кафедры истории и философии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Татьяна Апостолова. — Учитывая достаточно непростой уровень заданий ЕГЭ по истории, особенно с точки зрения их формулировки, освоить за два часа в неделю отечественную историю чрезвычайно сложно. А ведь есть еще и всеобщая история. И ее, пусть по касательной, тоже проверяют на экзамене».

В то же время из расписания шестиклассников и семиклассников с 2025 года уходит обществознание. В 8-9-х классах оно в этом году сохраняется, но с 1 сентября 2026-го этот предмет станут изучать только в 9-11-х классах. Оставшиеся же часы как раз и перераспределят на историю, поэтому время, проведенное за партой, не увеличится, и нагрузка на детей не возрастет.

 Как будет работать единое расписание в школе? Читайте по теме Как будет работать единое расписание в школе? 09 июля 2025
8580806.HR.jpg
Сергей Пятаков/РИА Новости

Единая линейка учебников по истории

Новый предмет «История нашего края» — по сути краеведение: погружение в обычаи, традиции, культуру того региона, где живет и учится ребенок. Именно с любви к малой родине начинается формирование гражданской позиции, убеждены авторы курса.

Школьникам расскажут о многообразии культурных укладов, межнациональном и межрелигиозном согласии, приведут примеры взаимопомощи и сотрудничества разных народов, живущих на определенной территории. Соответственно, и учебник для каждого субъекта РФ будет свой. Регионы уже получили федеральную поддержку на создание таких учебников, к работе над ними подключились местные ученые, преподаватели и краеведы.

Но в остальном историю будут преподавать по единой линейке учебников. Их авторы — помощник Президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов и академик РАН Александр Чубарьян. Учебники для 5–9-х классов появятся в школах 1 сентября, а единый учебник по всеобщей истории и истории России для 10-х и 11-х классов был презентован в 2023 году и уже активно применяется. Он охватывает период с конца Второй мировой войны до современности, включая СВО.

Рецензенты отмечают, что в новых учебниках сменилась концепция: они перестали быть «европоцентричными». Дано расширенное описание исторического пути стран Азии, Африки и Латинской Америки, в полной мере отражена роль российской части Евразии в общемировых культурных процессах.

Кроме того, было решено отказаться от западной периодизации Нового времени. В европейской традиции эпоха Нового времени отсчитывается от даты открытия Колумбом Америки в 1492 году, то есть в период правления на Руси Ивана III. Его сын Василий III продолжил дело отца по централизации власти и «собиранию русских земель» вокруг Москвы. Это включало в себя дальнейшее ограничение власти удельных князей и укрепление верховной власти великого князя. Василий III правил вплоть до 1533 года, и отсчет Нового времени в едином учебнике идет именно с этой даты.

На страницах учебников есть QR-коды, по которым можно перейти на мультимедийные ресурсы музеев, библиотек, послушать лекции, скачать оцифрованные архивные документы. Все ссылки ведут на верифицированный контент, что облегчает задачу учителя. В свою очередь, школьники смогут самостоятельно осваивать новую тему, если уже разобрались с предыдущей.

 Большая перемена: что изменится в школах с нового учебного года Читайте по теме Большая перемена: что изменится в школах с нового учебного года 01 июля 2025

Роль личности в истории

По замыслу авторов, единый учебник не должен «разделять народы и страны», в нем сделан акцент на мирном взаимодействии в условиях многополярного мира. Например, на обложке учебника для 9-го класса изображена стыковка космических кораблей — советского «Союза-19» и американского «Аполлона» — как символ сотрудничества двух сверхдержав. А при подаче материала особое внимание уделено повседневной жизни исторических личностей. Основная мысль — историю творят люди.

«Смена подхода к преподаванию истории связана с усилением воспитательной, патриотической работы, укреплением сознания молодежи в области основ государственности, — убежден ответственный секретарь приемной комиссии Московского городского педагогического университета (МГПУ) Евгений Татаринцев. — Сейчас специализированные модули вводятся даже на уровне высшего образования, и история тут — одна из основополагающих дисциплин».

Новации рассчитаны на среднюю школу как на «золотую середину»: воспитание должно идти в ногу с образованием, а на это требуется время.

«Изучение истории — процесс достаточно длительный, это большой пласт информации, — говорит Евгений Татаринцев. — Да и ценностные ориентиры невозможно привить ребенку за год или два. Средняя школа как раз закладывает основу, а уже в 10-11-х классах происходит шлифовка знаний для подготовки к поступлению в вуз».

Вырастет ли количество желающих сдавать ОГЭ и ЕГЭ по истории? Наш собеседник убежден: многое будет зависеть от востребованности тех или иных направлений подготовки.

«Та же юриспруденция в большинстве случаев предполагает вступительный экзамен по истории, — отмечает Татаринцев. — Но сейчас наблюдается переизбыток юристов и недостаток инженеров, ИТ-специалистов, биологов и химиков. Если сохранится крен в эту сторону, то история будет менее востребованной в качестве экзамена, при условии свободы выбора данного предмета».

Еще в июне ректор МГИМО Анатолий Торкунов предложил сделать ЕГЭ по истории обязательным для поступления на гуманитарные и социально-экономические специальности в вузы. Глава государства поддержал инициативу. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, его ведомство совместно с Рособрнадзором в ближайшее время проработает этот вопрос.

При этом заместитель главы Минобрнауки РФ Дмитрий Афанасьев сообщил, что переход на обязательный ЕГЭ по истории в любом случае будет плавным и займет не менее двух лет. О принятом решении заранее предупредят и учеников, и их родителей.


RIA_8930915.HR.jpg
Александр Кряжев/РИА Новости

Почему обществознание осталось в старших классах

Между тем сегодня и история, и обществознание являются профильными для большинства гуманитариев. Традиционно ЕГЭ по обществознанию сдает примерно 50% выпускников, а ЕГЭ по истории от 15 до 25% учащихся, поясняет Татьяна Апостолова из РЭУ им. Г. В. Плеханова. На ее взгляд, перераспределение учебных часов между этими предметами в школе вполне оправданно.

Обществознание — комплексный предмет, он включает основы философии, социологии, психологии, экономики, политологии и правоведения.

«С одной стороны, эта дисциплина формально состоит из определений и понятий, изучение или запоминание которых кажется несложным, — говорит Татьяна Апостолова. — С другой, одним из важнейших элементов ЕГЭ по обществознанию является демонстрация умения привести примеры из жизни для иллюстрации тех или иных познаний».

Жизненный опыт, по словам доцента РЭУ им. Г. В. Плеханова, и есть та самая «практикоориентированность». Утверждаете о незыблемости прав и свобод человека и гражданина — приведите пример из Конституции РФ. Говорите об экономических кризисах и инфляции — приведите пример того, как Центробанк борется с инфляцией.

«Учитывая специфику составления заданий по обществознанию, в 6-8-х классах сложно сформировать те знания, которые потом можно конвертировать в практикоориентированные ответы, — уверена Татьяна Апостолова. — Все хорошо вовремя. Фактуру по истории можно изучать в любое время. А жизненный опыт, опора на который необходима при сдаче экзамена по обществознанию, приходит ближе к окончанию школы. Поэтому вполне обоснованным выглядит перенос изучения данной дисциплины в старшие классы, которым „примеры из жизни“ будут понятны».

Между тем в Министерстве просвещения уже заявили, что обновленный курс обществознания — тот, который с сентября 2026 года начнут изучать старшеклассники — станет еще более практикоориентированным.

Совпадает ли школьный трек с заданиями ОГЭ и ЕГЭ

С 1 сентября 2025 года образовательные программы будут синхронизированы с ОГЭ и ЕГЭ, чтобы задания на экзаменах соответствовали пройденному материалу. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко на итоговом заседании коллегии Минпросвещения.

«ЕГЭ — это универсальный инструмент для поступления в вузы, а вузовская программа тоже имеет госстандарты, — рассуждает Татьяна Апостолова. — Подразумевается, что в университет принимают ребят с приблизительно одинаковым уровнем подготовки. Следовательно, их старт на пути к высшему образованию тоже будет примерно одинаковым, и это дает надежду на качественный в целом выпуск молодых специалистов как в вузах, так и в колледжах».

 Стали известны минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы в 2025/26 учебном году Читайте по теме Стали известны минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы в 2025/26 учебном году 31 октября 2024

Синхронизация школьной программы с ОГЭ и ЕГЭ важна и для детей, и для родителей.

«Представьте, ребенок успешно учится в школе, и вдруг выясняется, что на ОГЭ и ЕГЭ немножко другие задания, другая специфика, — поясняет Евгений Татаринцев. — Родители вынуждены нанимать репетиторов. Ученик пытается раздвоиться: либо он идет на золотую медаль и аттестат с отличием, и тогда все силы кидает на школьную программу, либо он учит предмет для того, чтобы сдать ЕГЭ как можно лучше и поступить в вуз. А это не всегда одно и то же».

По словам нашего собеседника, немало абитуриентов подают документы в приемную комиссию, имея и «золото», и красный аттестат, и одновременно — заваленное ЕГЭ, результаты которого в районе 70 баллов. Тогда как пятерка по предмету обычно эквивалентна 85 баллам ЕГЭ и выше.

«Это косвенно подтверждает разрыв между школьным уровнем оценки знаний и тем, что требуют на ОГЭ и ЕГЭ, поэтому синхронизация назрела давно, — заключает Евгений Татаринцев. — Школьникам будет легче и проще готовиться к поступлению, а родителям — спокойнее за будущее детей».