Можно и без автографа. Как получить сертификат электронной подписи

4 октября 2023
Максим Блинов/РИА Новости

В мире, где виртуальное пространство все больше проникает в наши повседневные дела, у людей чаще возникает острая необходимость в надежных механизмах защиты информации. Одним из инновационных решений является электронная подпись, которая позволяет достоверно подтвердить личность гражданина и авторство получаемых и отправляемых файлов. Объясняем, что представляет собой технология электронной подписи, как она работает и в каких целях применяется.  

Что такое электронная подпись


Электронная подпись (ЭП) — это электронная версия рукописной подписи, которая используется для проверки и подтверждения авторства документов в цифровом формате, сообщений и других файлов. ЭП представляет собой сформированный при помощи математического алгоритма уникальный код, связывающий конкретный документ и владельца ключа электронной подписи. ЭП можно проверить с помощью специального программного обеспечения.

Цифровая замена традиционной ручной подписи используется для следующих целей:

  • подписания бумаг в цифровом виде;
  • документооборота;
  • регистрации;дистанционного взаимодействия с государственными учреждениями и финансовыми организациями;
  • участия в государственных закупках и т. д.

Как работает электронная подпись


ЭП выглядит как набор символов, который добавляется к цифровому документу. Чтобы создать подпись, нужны специальные средства – программа или программно-аппаратный комплекс. Это называется средством электронной подписи.

Человек, отправляющий документ, может добавить ЭП к нему перед отправкой. Человек, получающий документ, может не просто открыть ЭП, а проверить ее, установив, что она действительно сформирована ожидаемым подписантом документа.

Ключевая пара состоит из двух частей: закрытого ключа (ключ электронной подписи) и открытого (ключ проверки электронной подписи).

Сертификат является основным источником информации о цифровой подписи.

Какие виды электронной подписи существуют


Существует несколько видов ЭП. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Простая электронная подпись обеспечивает подтверждение авторства документа, но не гарантирует защиту от подделки или изменения данных. Такой вариант не требует использования криптографических методов, поэтому его легко подделать.

Для каких случаев используется:

  • для входа на портал «Госуслуги»;
  • для авторизации в интернет-магазине;
  • при оказании услуг государством, страховкой и муниципалитетом.

2. Неквалифицированная подпись – это более надежный тип ЭП. Он использует средство электронной подписи для генерации и хранения ключей. Это предотвращает несанкционированный доступ к приватным ключам и обеспечивает целостность данных.

Используется:

  • в документообороте (особенно внутри организаций);
  • при обращении к госуслугам, заключении договоров на услуги связи, получении услуг на ЕПГУ и региональных порталах, в кадровом электронном документообороте, где используют УНЭП «Госключа»;
  • для подписания некоторых видов заявлений на портале «Налог.ру».
3. Квалифицированная электронная подпись (КЭП) – это наиболее защищенный вид ЭП. КЭП применяется в различных сферах: для участия в тендерах, подписания договоров и т. д.

Используется для: осуществления госзакупок;

  • отправки отчетов в различные организации и фонды;
  • подачи заявления в суд и т. д.

Все эти типы цифровых подписей имеют разные уровни безопасности и правовые последствия. Выбор подходящего варианта зависит от конкретных требований к документу или сделке.

Как продлить действие электронной подписи


1. Проверьте срок ее действия: в цифровых документах обычно указана информация о сроке действия подписи. Убедитесь, что он уже истек или заканчивается.

2. Обратитесь к удостоверяющему центру: если подпись истекла или скоро истечет, вам может потребоваться связаться с УЦ, который выдал ее вам.

3. Подготовьте необходимую документацию. Для процедуры продления требуются определенные документы: паспорт, информация об организации (для юридических лиц) и т. д. Соберите все необходимое заранее.

4. Свяжитесь с УЦ, который выдал подпись. Вас могут попросить заполнить определенные формы или предоставить дополнительную информацию.

5. Оплатите услугу: некоторые удостоверяющие центры могут взимать плату за продление действия подписи. Уточните это во время связи с центром и подготовьтесь к оплате.

6. Предоставьте необходимую информацию: после связи с удостоверяющим центром и оплаты вам могут потребоваться дополнительные данные или документы для продления. Предоставьте все нужные материалы в установленные сроки.

7. Обновите систему. После продления ЭП перезапустите ее, чтобы убедиться, что она вновь готова к использованию.

Стоимость продления ЭП


Стоимость продления цифровой подписи может зависеть от ее вида и конкретного удостоверяющего центра. Рекомендуется обратиться за консультацией в удостоверяющий центр для уточнения стоимости продления услуги в вашем случае.


4 октября 2023
Вернуться в раздел

Читайте также

Индивидуальный коэффициент: что такое пенсионные баллы и как их начисляют

Земля будущего: как и зачем переезжать на Дальний Восток?

Воинский учет: кто в компании должен подавать сведения в военкомат

Погоня за кадром: как работают меры по обеспечению занятости россиян

Внуки — лучший подарок: в России впервые отпразднуют День бабушки и дедушки

Электронный дневник школьника: как зарегистрироваться и пользоваться

От колыбели до совершеннолетия: как правильно оформить детские пособия

Маркеры порядка: как реформа контрольно-надзорной деятельности помогает предпринимателям вести дела

Оптимальная нагрузка: сколько кружков может посещать ребенок

Наследие в наших сердцах и… базе данных: зачем в России создают этнореестр

Зарплата не критична: каковы условия льготной ипотеки для ИТ-специалистов

На своей волне: беспилотники распределят по радиочастотам