В школе дети учатся взаимодействовать со сверстниками — выстраивают дружеские отношения, разделяют совместные интересы и получают первый жизненный опыт. Однако в этом пространстве могут возникать и болезненные ситуации — насмешки и унижения. Повторяющиеся эпизоды травли становятся серьезным испытанием для детской психики и самооценки. А в подростковом возрасте способны привести к «долгоиграющим» психологическим травмам.
Объясняем, как родители могут помочь ребенку, который сталкивается с оскорблениями или издевательствами.
Возникновение проблемы
Травля, или буллинг, — это процесс систематического унижения, при котором один человек или группа постоянно оказывают давление на избранную ими жертву. С этим может столкнуться любой ученик в начальной, средней или старшей школе.
Руководитель психолого-педагогической службы «Школы в Некрасовке», научный руководитель проекта по противодействию детскому одиночеству «Ты не один» АНО «Время нового поколения» Наталья Смирнова отмечает, что обычный детский конфликт представляет собой равное взаимодействие и возможность обеим сторонам договориться. В то время как при травле ядро вражды отсутствует: одного из детей просто делают объектом насмешек и унижения из зависти, личной неприязни, желания самоутвердиться или по другим поводам.
«Причины травли разнообразны — от вещей до взглядов и убеждений», — говорит специалист.
Систематическая травля и издевательства чаще всего проявляются в четырех основных формах:
- Через физическое воздействие: удары, толчки, плевки, неприличные жесты, запирание в классе или раздевалке, избиения, кражи, порчу имущества, вымогательство денег.
- Через словесную агрессию: оскорбления, насмешки, обзывания.
- Через психологические манипуляции: угрозы, распространение слухов и сплетен, игнорирование — отказ здороваться, сидеть за одной партой, общаться.
- Через кибербуллинг — онлайн-травлю с использованием оскорбительных сообщений, насмешливых комментариев, публикацию мемов с фотографиями, видеосъемку школьных издевательств с последующим размещением роликов в интернете.
По словам Натальи Смирновой, чтобы определить форму травли, родителям нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка, интересоваться его жизнью и выстраивать с ним доверительные отношения. Это позволит ребенку открыто делиться своими переживаниями и рассказывать о возникающих проблемах.
«При этом онлайн-травлю нельзя оставлять без реакции: сохраняйте доказательства, блокируйте агрессора, сообщайте модераторам и взрослым. В случаях угроз обращайтесь в полицию и поддержите ребенка, чтобы он не чувствовал вину. Важная задача — стараться не переходить его личные границы и не делать что-то откровенно у него за спиной», — советует эксперт.
В ходе систематической травли у каждого из участников формируются собственные роли:
-
жертва — ребенок, ставший целью нападений и издевательств;
-
агрессор — это тот, кто инициирует травлю, и те, кто его поддерживает, не беря на себя главную роль;
-
наблюдатели — занимают нейтральную позицию. Среди них могут быть те, кто тайно поддерживает агрессора, к примеру покрывая его перед учителями или родителями. И те, кто сочувствует жертве, но не вмешивается, опасаясь оказаться на ее месте или не веря в свою способность ее защитить.
Как понять, что ребенка обижают в школе
Симптомы травли схожи с признаками любого другого стресса. Это могут быть потеря интереса к учебе, тревожность, бессонница, частые жалобы на здоровье, замкнутость, отказ идти в школу и резкие перепады настроения, заявила научный руководитель проекта по противодействию детскому одиночеству «Ты не один» АНО «Время нового поколения».
При этом иногда ребенок действительно заболевает: организм реагирует на стресс физически.
«Чтобы не ходить в школу, ребенок называет самые разнообразные причины. Причем зачастую он их даже не придумывает, организм сам на фоне стресса выдает симптомы, схожие с ОРВИ», — заметила Наталья Смирнова.

Как правильно оценить ситуацию и поговорить с ребенком
Если ребенок не хочет рассказывать вам подробности или отрицает факт травли, важно не давить. Психолог советует задавать открытые вопросы, делиться личными примерами из детства, показать свою уязвимость в детстве и рассказать, как удалось справиться с такими ситуациями, а также проявить внимание, избегая обвинений.
Фраза «Как ты себя чувствуешь в классе?» работает лучше, чем прямой вопрос «Тебя травят?».
«Зачастую ребенок искренне чувствует себя виноватым в том, что он стал жертвой буллинга, ощущает, что с ним "что-то не так". Ваша задача — дать ему понять, что он не виноват и он не один», – объясняет эксперт.
Чего нельзя делать родителям
Избегайте типичных ошибок: не обвиняйте ребенка с агрессией, не недооценивайте его чувства, не стремитесь наказать обидчика, не игнорируйте помощь специалистов и не перекладывайте вину на самого ребенка. Вопросы типа «Ты мог дать сдачи?» тоже лучше не задавать.
«Все это не решает проблему, а лишь усугубляет конфликт», — уточняет психолог.
Когда и как взрослым нужно вмешиваться напрямую
Если ребенку систематически угрожают, он приходит домой с синяками или в подавленном состоянии, но отказывается говорить о произошедшем, взрослые обязаны действовать.
При этом важно сохранять спокойствие и последовательность. Не стоит превращать решение одной проблемы в новый конфликт — на этот раз уже с родителями или администрацией школы.
Диалог нужно выстраивать конструктивно с описанием фактов, не срываясь на обвинения в адрес родителей обидчика вашего ребенка.
«Формулируйте свои тезисы нейтрально: "Между детьми возникла сложная ситуация". Важно не провоцировать встречный конфликт и всегда помнить, что на той стороне есть свой взгляд на проблему, который может быть искажен по сравнению с вашим. Вы должны отличаться от детей взрослым поведением, ребенку следует видеть пример спокойного и взвешенного разговора. Желательно подключить к диалогу психолога школы», — заметила Наталья Смирнова.
Школа должна решительно бороться с травлей, создавать и внедрять системы поддержки в коллективе. При этом психологическая служба должна активно выполнять свои задачи: следить за состоянием учеников, общаться с родителями, учителями и классными руководителями, обучать их методам выявления проблем.
Если же у вас есть претензии к школе, начните с письменного обращения. Укажите все факты. Сначала напишите классному руководителю, а затем в администрацию школы. Обязательно приведите конкретные примеры.
Если проблема не решается, обратитесь в компетентные органы, занимающиеся вопросами образования. Например, в Москве это Департамент образования и науки.
Одним из методов разрешения ситуации может также стать перевод ребенка из одного образовательного учреждения в другое.
«Перевод ребенка целесообразен, если травля сохраняется и школа не реагирует. Но важно завершить опыт конструктивно, чтобы избежать повторения сценария буллинга. К сожалению, после травматического опыта дети склонны попадать в подобные ситуации и на новом месте, если они этот опыт не прожили и не оставили в прошлом. Обязательно нужно сопровождение психолога», — считает научный руководитель проекта по противодействию детскому одиночеству «Ты не один» АНО «Время нового поколения».

Как научить ребенка защищать себя?
Развивайте у ребенка навыки общения и поведения: учите его говорить «нет», уходить из компаний, где ему некомфортно, просить о помощи и не стесняться этого.
Важно развивать внутреннюю уверенность, не скатываясь в агрессию. Это пригодится ребенку в будущем, кем бы он ни стал.
«Выстраивайте самооценку ребенка через поддержку, похвалу и доброжелательные отношения. Показывайте, что вы на его стороне в любой ситуации, даже если вы не согласны внутренне. Помните, семья — последний бастион защиты и безопасности для ребенка», — поясняет Наталья Смирнова.
Законодательные решения
Проблема травли среди школьников носит масштабный характер. По данным ВЦИОМ, более трети россиян сталкивались с травмирующей ситуацией в школе. Каждый четвертый испытал это на себе, а каждый пятый знает о наличии такой проблемы у своих детей или внуков.
До конца 2025 года Госдума рассмотрит пакет законопроектов о защите детей и подростков от травли. Инициативы соответствуют целям национального проекта «Молодежь и дети». В частности, предлагается создать систему профилактики травли и ответственности за нее:
- Школы будут фиксировать подобные случаи и создавать комиссии по урегулированию споров. Пострадавшим, агрессорам и свидетелям окажут помощь.
- В школах введут профилактические мероприятия: уроки, тренинги и другие активности.
- Педагогов начнут обучать правильному реагированию на травлю. В сложных случаях станут подключать комиссию по делам несовершеннолетних и полицию.
- Агрессоров, зачинщиков травли планируют ставить на учет. Для них разработают индивидуальную программу профилактики, включая работу с психологом, наставничество и волонтерство.
- Если ребенок не поддается исправлению, его могут перевести в специальное учебное заведение.
«Дополнительно к этому на федеральном уровне Минпросвещения вместе с Минздравом и МВД утвердят порядок реагирования в случаях травли, где подробно опишут действия всех сторон: что каждая сторона делает, как обменивается информацией. Мы включаем в эту систему молодежные социально-психологические центры, которые созданы во всех городах. К ним можно обратиться, и они тоже окажут помощь», — отметил в интервью РИА Новости глава Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев.

Полезные контакты
Родители, чьи дети столкнулись с травлей, могут обратиться в организации и проекты, которые помогают справиться с оскорблениями и издевательствами.
Следующие ресурсы предлагают бесплатные консультации психологов, предоставляют инструкции по фиксации фактов издевательств, рассказывают об алгоритмах взаимодействия со школой и госорганами:
-
«Помощь рядом»;
Также за оперативной помощью и психологической поддержкой можно обратиться по телефонам доверия:
-
8 800 600-31-14 — круглосуточный бесплатный телефон кризисной психологической помощи Министерства просвещения РФ;
-
8 800 222-34-17 — федеральная горячая линия по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях;
-
8 800 200-01-22 — круглосуточная бесплатная горячая линия единого общероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей;
-
8 495 626-37-07 — телефон круглосуточной интернет-службы экстренной психологической помощи МЧС России;
-
8 800 707-79-78 — телефонная линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ.