Поддержка с неба: как сельскохозяйственные дроны защищают урожай

13 октября 2023
Виталий Тимкив/РИА Новости

С сентября в 12 российских регионах стартовал эксперимент по внедрению тяжелой беспилотной авиации для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве. В ситуации «закрытого неба» особый правовой режим позволяет запускать дроны для распыления удобрений и химикатов, уничтожающих болезни, сорняки, клещей и грызунов. За три года таким образом планируется обработать 490 тыс. га с участием не менее 60 промышленных дронов. Правовое поле тоже будет зачищено, задача — убрать нормативные барьеры и избыточные требования к допуску агрокоптеров в воздушное пространство. Объясняем, какие меры принимаются для того, чтобы обеспечить фермеров цифровым инвентарем для земледелия.

Цена химической атаки


Времена, когда беспилотники в сельском хозяйстве применялись исключительно для аэрофотосъемки, ушли в прошлое. Современные БПЛА составляют термограммы и NDVI-карты, находят наиболее плодородные земли, «подсказывают» фермерам, где пора собирать урожай, а где посадкам требуются влага или подкормка. Те же дроны точечно обрабатывают поля удобрениями и пестицидами по запрограммированному маршруту.

«Эффективнее и дешевле распылять агрохимию с помощью беспилотников, на небольшой высоте 15–20 метров над полем вносить концентрированную жидкость и опрыскивать растения, — отмечает генеральный директор ООО "Русдронопорт", эксперт рынка НТИ "Аэронет" Николай Ряшин. — Во всем мире это уже плотно вошло в практику».

БПЛА имеют преимущества перед наземной техникой, которая давит колесами посадки и не способна передвигаться по раскисшей от дождя почве. Да и старые добрые кукурузники зависят от погодных условий. Дронам это нипочем. Они летают в любое время суток, не требуют много топлива и тем более солярки, не переуплотняют землю, экономно расходуют химикаты, держатся низко, чтобы водный раствор не сносило ветром, и имеют доступ к участкам, окруженным лесополосами. Один оператор может управлять несколькими БПЛА одновременно.

Два дрона в малом хозяйстве способны заменить трактор с прицепным опрыскивателем, и при этом обойдутся дешевле: стоимость коптера в комплекте с зарядным хабом и аккумуляторами начинается от 1,2 млн рублей. Но и крупным агрохолдингам, у которых поля расположены далеко друг от друга, подчас выгоднее взять квадрокоптер в подспорье. Такие гиганты, как «Русагро», «Продимекс» или «Мираторг», работают с дронами не первый год.

В зависимости от масштаба задач агродроны бывают разной производительности. «Тяжеловесами» считаются беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 кг. Они наиболее эффективны: к примеру, дрон со взлетной массой около 70 кг может нести бак на 30 литров, что позволяет обработать поле среднего размера — около 100 га — за одну смену. Тяжелые коптеры подлежат обязательной государственной регистрации и сертификации. Именно для них в конце сентября был на три года установлен экспериментальный правовой режим (ЭПР).

Дюжина ласточек


Эксперимент проходит в Республике Татарстан, Алтайском и Ставропольском краях, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Саратовской, Тамбовской и Ульяновской областях. Здесь запреты и ограничения на использование воздушного пространства не распространяются на дроны, распыляющие средства защиты растений в пределах прямой видимости на высоте не более 30 метров от земли, на удалении не менее 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км от посадочных площадок. Аналогичные преференции получат легкие беспилотники со взлетной массой менее 30 кг после 1 марта 2024 года во всех регионах, где их полеты не под запретом.

«От ЭПР мы ожидаем, что значительно упростится процедура получения разрешений на полеты, в том числе в регионах с введенными запретами, — поясняет исполнительный директор компании «Геомир» Илья Воронков. — Решение по выдаче разрешений на работу сельхоздронов принимают региональные власти. В некоторых регионах с ЭПР власти это разрешение уже выдали, в некоторых необходимо пройти сложную процедуру согласования, но наличие ЭПР может ее немного ускорить». Если же в регионе продолжает действовать полный запрет на полеты БПЛА, введение ЭПР ситуацию никак изменить не может.

Кто кому не конкурент


ЭПР направлен только на защиту растений, но это фрагмент архитектуры всей молодой «беспилотной» экономики. По нацпроекту «Беспилотные авиационные системы» (БАС) в развитие гражданских беспилотников до 2030 года будет вложено 898,4 млрд рублей. Из них на разработку, стандартизацию и серийное производство БПЛА и их комплектующих с 2024 по 2026 год — по 7,7 млрд рублей ежегодно. Средства пойдут на создание новых типов БАС и на открытие научно-производственных центров, которые будут обеспечивать полный цикл — от разработки до сертификации и серийного производства дронов.

По прогнозам, к 2030 году Россия может выйти на объем в 32 тыс. БПЛА, обеспечив 70% внутреннего спроса. Уже разработан перечень НИОКР, определена стоимость работ. Организовано производство БАС на базе индустриального парка в столичном Руднево: там уже выпущено 1,4 тыс. БПЛА и до конца года планируется изготовить еще 3,4 тыс. аппаратов. Они составят конкуренцию китайским изделиям.

«Пройдет год, и мы с вами увидим хорошие отечественные сельхоздроны, — убежден Николай Ряшин. — Большинство регионов, где они нужны, находятся на юге, и, когда будут сняты ограничения на использование дронов, введенные в связи с СВО, рынок ждет взрывной рост».

Импортозамещение развивается, и конкурировать с китайцами приходится в основном за комплектующие — микроэлектронику и камеры, отмечает Илья Воронков. Для многих других компонентов уже существуют российские аналоги.

«Пока основные сложности с российскими комплектующими заключаются в ценах на них, так как объемы нашего рынка значительно меньше китайского, — поясняет эксперт. — Но меры поддержки от фонда Национальной технической инициативы заложены очень значительные — это и гранты, и льготные кредиты, и субсидии. Поэтому в ближайшие годы ожидается значительный подъем отрасли беспилотников».

Крупные российские разработчики и производители — «Агримакс Аэро», «Индустриальные дроны», «Аэромакс-Авиа (Юг)», «Оптиплейн Аэродинамика» — как раз выступают эксплуатантами БПЛА в регионах с ЭПР. Им предстоит пройти процедуры допуска к эксплуатации своих беспилотников, обеспечить подготовку внешних пилотов и сдачу экзамена, а также попасть в Реестр эксплуатантов БАС.

Ставка на опережение


Эксперимент с ЭПР упреждающий, его задача — подготовить почву для интеграции БПЛА в единое воздушное пространство после того, как будет налажено их серийное производство.

«Ожидается, что компании-эксплуатанты докажут законодателям, что агродроны могут безопасно перемещаться на небольшой высоте над полем и не мешать всем остальным участникам аэродвижения, что им нужны упрощенные процедуры допуска к полетам, потому что они летают в самом нижнем эшелоне», — поясняет Николай Ряшин.

К слову, ЭПР для беспилотников вводится уже не первый раз. Первопроходцами в 2022 году стали Томская область, Камчатка и Чукотка, ЯНАО и ХМАО, позже присоединилась Башкирия. Здесь уже охвачен весь спектр применения БПЛА — от доставки почты и грузов до тушения лесных пожаров, но суть та же: апробировать упрощенный правовой режим для массового использования таких технологий.

Широкое внедрение БАС началось именно с отдаленных регионов, поскольку низкая плотность населения и интенсивность полетов в этих регионах снижают риски в случае возможных форс-мажоров. В 2024 году на аэродромах и посадочных площадках девяти городов Чукотки и Ямала появятся крупные базы с инфраструктурой для отслеживания и навигации беспилотников. Первые полеты уже состоялись и прошли успешно.

Со знанием дела


Согласно новым правилам, допускать сельскохозяйственные дроны к эксплуатации будет оператор ЭПР — ООО «Консорциум БАС» (компания, созданная «Почтой России» и «Сколково — венчурные инвестиции»). Подтвердить, что БПЛА соответствует требованиям, может не только оператор, но и организации, имеющие сертификат разработчика авиационной техники, аттестат аккредитации испытательной лаборатории или центра или аттестат аккредитации сертификационного центра, выданный Росавиацией.

Внешних пилотов БПЛА допустят до пульта управления на основании временного свидетельства. Чтобы его получить, надо пройти теоретическую и практическую подготовку в вузе или колледже по тем обучающим программам, которые утвердит оператор.

«Возможно, такой режим допуска предпочтительнее, чем в рамках общего регулирования, требующего от внешних пилотов обучения в авиационных учебных центрах, аккредитованных Росавиацией, по программам, ею же утвержденным», — полагают в Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст».

Кроме того, практическую подготовку можно пройти и в компании-эксплуатанте: достаточно налетать шесть часов, включая взлет и посадку. Это особенно удобно для сельхозпроизводителей, которые уже присмотрели конкретную модель для покупки и хотят научиться ей управлять под руководством опытного инструктора.

Правила воздушного движения


Разрешение на полет выдает орган Единой системы организации воздушного движения РФ. Туда следует отправить план полета не позднее чем за три часа до начала выполнения работ. В воздухе бортовые датчики дрона транслируют оператору данные об истинном маршруте, высоте и скорости в режиме реального времени. Если случилась накладка и пропал интернет, то данные можно сохранить и передать в течение суток после завершения работы. И не придется простаивать, слушая, как саранча хрустит вашим урожаем.

Агродроны должны быть оснащены системой аварийного прекращения полета. При потере связи с наземной станцией управления коптер автоматически возвращается в точку старта или немедленно приземляется. Кроме того, должна быть исправной система предотвращения столкновения с препятствиями. Не менее чем за два метра, например, до столба или дерева дрону полагается зависнуть в ожидании дальнейших команд с земли, а при их отсутствии — приземлиться самостоятельно.

Опознать беспилотник можно будет по бортовым навигационным огням и проблесковым маячкам белого или оранжевого цвета. При этом запрещается выполнять полеты над элементами инфраструктуры, в том числе открытыми автомобильными дорогами и трубопроводами, объектами газоснабжения, производственными площадками, линиями электропередач. Топливные баки дрона следует защитить от разлива топлива при выполнении жесткой посадки с высоты 15 метров.

Чтобы встать за штурвал беспилотника, надо достичь совершеннолетия и по состоянию здоровья соответствовать требованиям, предъявляемым к водителям транспортных средств категории «В». И, разумеется, быть готовым пройти медицинское освидетельствование. Пусть пилот — на земле, но он должен иметь трезвую голову и крепко стоять на ногах.

13 октября 2023
Вернуться в раздел

Читайте также

Можно и без автографа. Как получить сертификат электронной подписи

Индивидуальный коэффициент: что такое пенсионные баллы и как их начисляют

Земля будущего: как и зачем переезжать на Дальний Восток?

Воинский учет: кто в компании должен подавать сведения в военкомат

Погоня за кадром: как работают меры по обеспечению занятости россиян

Внуки — лучший подарок: в России впервые отпразднуют День бабушки и дедушки

Электронный дневник школьника: как зарегистрироваться и пользоваться

От колыбели до совершеннолетия: как правильно оформить детские пособия

Оптимальная нагрузка: сколько кружков может посещать ребенок

Маркеры порядка: как реформа контрольно-надзорной деятельности помогает предпринимателям вести дела

Наследие в наших сердцах и… базе данных: зачем в России создают этнореестр

Зарплата не критична: каковы условия льготной ипотеки для ИТ-специалистов